Интерес к краеведению - это тенденция современности. Многие учреждения и организации занимаются сегодня изучением истории края и сохранением культурных тенденций. Библиотеки занимают свою, только им свойственную нишу в системе сохранения, изучения и возрождения интереса к историко-культурному наследию.

В «Основах государственной культурной политики» (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808) определена ведущая роль библиотек в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.

Библиотечное краеведение как один из аспектов деятельности библиотек с каждым годом становится многограннее, обогащается инновационными формами, обретает новые черты.

В современных условиях успешно развиваются те библиотеки, которые выбрали перспективный путь профессионального развития, дающий возможность моделирования деятельности – разработку библиотечных проектов и целевых комплексных программ .

Результатом проектной деятельности библиотек является:

- составление летописей населенных пунктов;

- организация музеев и музейных экспозиций

- создание литературных и мемориальных музеев в честь писателей, чье творчество связано с родным краем

- выпуск собственной издательской продукции


Примеры:

- серия изданий «История в лицах» («Почетные граждане…» и др.)

- создание книги, посвященной юбилею деревни (села, поселка)

- создание энциклопедического словаря по названию населенного пункта (например, «Азбука Омска») , включающее информацию об истории, организациях, природе, традициях, о судьбах замечательных земляков и т.д.

Развитию новых форм информационно-просветительской деятельности способствует техническое переоснащение библиотек.

Библиотеки, обладая определенным потенциалом в области информационно-компьютерных технологий, осуществляют формирование локальных баз данных, которые пополняют информационные ресурсы библиотек и расширяют возможности библиотек в удовлетворении запросов пользователей, используются при подготовке краеведческого календаря знаменательных и памятных дат района/города.

Пример: формирование полнотекстовых краеведческих электронных баз данных « N -ский район: Люди. События. Факты», «Органы муниципальной власти N -ского района», «Социальная инфраструктура района», «Почётные граждане г. N », «Участники войны в Афганистане и Чечне».

С каждым годом возрастает роль библиотек в популяризации литературы краеведческого содержания , повышении интереса к краеведческой книге, произведениям местных авторов. Проводятся творческие встречи с местными писателями и поэтами, премьеры и презентации произведений местных авторов.

Для формирования интереса пользователей, а также для дальнейшего изучения жизни и творчества писателей и поэтов Кувандыкского района сотрудниками Центральной межпоселенческой библиотеки им. П. И. Федорова была создана Web-страница « Литературная жизнь Кувандыкского городского округа » на сайте «Библиотечная система Кувандыкского района» (Оренбургская область). Цель создания данного электронного продукта состоит в том, чтобы обеспечить вхождение пользователей в культурную среду региона путем изучения биографических данных и ознакомления с творческой жизнью писателей и поэтов, связанных с Кувандыкским краем. Web-страница предназначена для широкого круга пользователей.

Одним из направлений инновационной деятельности библиотек является внедрение новшеств в организацию массовой работы .

Среди наиболее интересных находок оренбургских библиотекарей:

Библиоспектакль «Дождем, как слезами, омыто победное утро страны»;

Районные акции «Помоги ветерану», «Как живешь ветеран?»;

Электронная презентация видеокниги «Последние свидетели войны»;

Фестиваль военной книги «Война, твой горький след и в книгах, что на полке…»;

Диалог поколений «Отцы и дети», приуроченный ко Дню защитника Отечества, и др.

В последние годы все большее распространение в работе библиотек по продвижению библиотечных услуг получает проведение таких ярких комплексных мероприятий, как акция, которая может включать театрализованные действия, красочные шествия, викторины, конкурсы, флешмобы и др.

Информационным поводом для проведения акции может быть: юбилейная календарная дата (литературная, историческая, политическая в масштабе страны, района, села); ведущая тема года; проблемы, волнующие всех; реализация библиотечного проекта и др.

Примерная программа акции, как правило, включает такие формы мероприятий, как презентации, экскурсии, шествия, дискуссии, конкурсы, театрализованные представления, опросы, анкетирование, встречи с писателями, известными людьми, просмотры литературы, громкие чтения и др.(необязательно все эти формы, всего их может быть 2-4). По завершении акции закономерно проведение анализа мероприятия, где определяются выводы и рекомендации, которые необходимо учитывать при организации последующей работы. Подведение итогов акции освещается в СМИ, на сайте библиотеки или библиотечном портале.

Коллеги создают мини-музеи при библиотеках, собирая исторический материал, предметы материальной и духовной культуры. Примером может служить « комната казачьего быта » библиотеки им. Шолохова г. Волгограда. Создаются как музеи русской традиционной культуры, так и музеи других национальных культур. Материалы и экспонаты музеев активно используется не только при обслуживании пользователей в стенах библиотеки, но и в массовых мероприятиях, проводимых совместно с клубной системой (юбилеи села, национальные праздники).

Одним из важных способов предоставления краеведческой информации является использование средств сети Интернет. Библиотеки повсеместно размещают краеведческую информацию в Интернете, создавая рубрики и страницы на сайтах библиотек, создавая самостоятельные краеведческие сайты и блоги. Ценность созданных электронных ресурсов — в сохранении документального наследия своих регионов, пропаганде и продвижении информации о них.

Формирование электронных краеведческих ресурсов библиотек осуществляется по трем основным направлениям :

— генерация собственных электронных ресурсов на базе краеведческого фонда библиотеки;

— заимствование внешних ресурсов;

— корпоративное взаимодействие в рамках различных проектов.

Эти направления существуют в тесной взаимосвязи. Основными краеведческими электронными ресурсами библиотек, представляемыми в сети, являются:

— краеведческие электронные каталоги;

— краеведческие БД (библиографические и полнотекстовые);

— краеведческие тематические сайты (порталы);

—краеведческие электронные библиографические и справочные издания;

— электронные версии печатных краеведческих документов;

— электронные фактографические краеведческие сведения (в т. ч. фактографические БД);

На краеведческих страницах своих сайтов и блогов библиотеки представляют следующую информацию:

- история региона/района/населенного пункта

- официальные символы: гимн, герб, флаг

- памятники и памятные места

- ветераны ВОВ и горячих точек

- природные памятники,

- аннотированные источники, находящиеся в фонде библиотек,

- сценарии краеведческих мероприятий

К примеру, в моем методическом блоге представлены краеведческие страницы «О Муромцевском районе», «Почетные жители Муромцевского района», «Знаменитые земляки», а также публикуются посты краеведческой направленности. Людмила Лоневская, сотрудница библиотеки №4 г. Михайловка Волгоградской области, ведет, наряду с библиотечным блогом, краеведческий блог « Михайловский краевед ».

На сайте Кувандыкской библиотеки размещена виртуальная выставка « Альбом истории открыт …». Вниманию пользователей представлены книги, рассказывающие об истории деревень Кувандыкского района. На этом же сайте очень содержательная рубрика «Краеведение ».

База данных «Почетные граждане города Медногорска » (ЦБС г.Медногорска) была создана с целью сохранения памяти о людях, удостоенных наивысшей награды Медногорска, для приумножения знаний об их жизни и деятельности и раскрытия документов, доступ к которым пользователям библиотеки затруднен или ограничен. Каждому из 47 почетных граждан города Медногорска в базе отведен отдельный блок, в который входят биографическая справка, сведения о достижениях и награждениях, фотография почетного гражданина, а также библиографические списки печатных и электронных материалов, рассказывающих о его трудовом пути. Со всеми печатными источниками – статьями газет, фрагментами книг – можно ознакомиться в базе. Они оцифрованы и сохранены в формате pdf. Некоторые блоки включают также фотоальбомы, содержащие копии наградных документов, грамот, дипломов, фотографии наград. Блоки о почетных гражданах расположены в порядке присвоения им звания. Кроме именных блоков база располагает вводной статьей и полным списком награжденных.

База создается сотрудниками Центральной городской библиотеки МБУК «ЦБС г. Медногорска». Документы из других баз данных в нее не включаются. Все работы по подбору материалов и их оцифровке осуществляются только сотрудниками ЦГБ. База данных адресована широкой аудитории. В первую очередь она интересует краеведов-любителей и профессиональных историков, библиотекарей, преподавателей и учащихся различных учебных заведений, организаторов культурно - досуговых мероприятий. Пользователи могут познакомиться с базой данных на официальном сайте Центральной городской библиотеки, а также во всех библиотеках системы, где установлены компьютеры.

В настоящее время в базе содержится 47 персоналий. В нее включены 268 оцифрованных документов, 13 гиперссылок на Интернет-ресурсы.

Использование интерактивных форм в краеведческой деятельности

Библиотеки оказывают содействие пробуждению познавательных интересов детей, организуя поисково-собирательскую, исследовательскую и творческую деятельность. Библиотеки Саракташского района (Оренбургская обл.) уже много лет являются не только хранителями накопленных краеведческих ценностей, но и отчасти их создателями. Исходя из того, что краеведческий фонд пополняется слабо, появилась необходимость издавать краеведческие тематические сборники, накопительные папки, сборники стихов местных поэтов и многое другое. Сегодня современные технологии позволяют не только выпускать печатную продукцию, использовать в работе медианосители, но и самим создавать тематические электронные ресурсы. На протяжении нескольких лет сотрудники районной библиотеки переводили в электронный вариант материалы из накопительных папок, создавали виртуальные экскурсии, книжные выставки, слайд-филь-мы и многое другое. Накопленный материал способствовал созданию электронного ресурса – краеведческой базы данных «Здесь прописано сердце мое». Ее уникальность заключается в том, что именно сотрудники библиотек занимаются сбором краеведческого материала, оцифровкой краеведческих документов.

Саракташские библиотекари являются и инициаторами, и авторами книг по истории сел. Например, одним из авторов книги «Край родной навек любимый» о селе Надеждинка является Третьякова В. Н. (зав. Надеждинским с/ф). Белова В.Ю. – соавтор книги «Серебряный родник» о селе Черкассы и тд.

1. любые краеведческие издания после выхода в свет сразу становятся библиографической редкостью в силу того, что они издаются малыми тиражами и практически никогда не переиздаются;

2. для максимального раскрытия фонда в виртуальном пространстве Интернета (в надежде, что «виртуальный» читатель станет в конечном итоге «реальным»).

В самой рубрике «Краеведческая книга» размещены привычные для библиотекарей «Тематические обзоры», «Обзоры новых поступлений» и «Виртуальные выставки». Однако, представленный в них материал способен в максимальной степени заинтересовать читателя. Обзоры новых поступлений включают в себя краткие биографии авторов, отрывки из произведений. Виртуальные выставки, выполненные в форме музыкальных видеоклипов, стремятся образно представить творчество орских литераторов. Тематические обзоры не ограничиваются сухой аннотацией, а включают в себя развёрнутое содержание и иллюстративный материал.

Возможности современных технологий широко применяются в проведении массовых мероприятий. Так, в 2013 году знаменитому земляку Игорю Фэдовичу Сахновскому исполнилось 55-лет. Появилась идея не просто провести литературный вечер, посвящённый его творчеству, а попробовать организовать интернет-мост и предоставить возможность читателям библиотеки и орским литераторам напрямую пообщаться со знаменитым земляком. Эту идею удалось успешно реализовать, а в мае 2014 года Игорь Фэдович приезжал в Орск и, конечно же, встречался с почитателями своего таланта.

В методической копилке отдела краеведения за 2012-2013 годы был собран богатый материал по литературному краеведению: виртуальные выставки, видеоклипы, видеозаписи бесед с поэтами и прозаиками, электронные варианты книг, предоставленные авторами, фотоматериалы и т.д. Для того, чтобы все эти материалы были доступны широкому кругу пользователей, разработана библиотечная программа «Литературный Орск в электронном формате». Программа рассчитана на 2 года. Целью программы является популяризация творчества орских писателей и воспитание любви к малой родине посредством создания серии дисков «Орск литературный». В реализации проекта принимают участие сотрудники отдела информационно-библиотечных технологий ЦГБ им. Горького.

Основная целевая аудитория проекта – юношество. Современному молодому поколению интересно получение информации в электронном виде. Информация, размещённая на дисках, в конечном итоге сумеет привлечь внимание молодёжи к книгам. Серия дисков так же будет интересна и любителям литературы, которые смогут больше узнать о творчестве орских авторов. Виртуальные выставки, клипы, интервью с авторами могут быть показаны на уроках литературного краеведения и при проведении мероприятий.

Интересны такие формы работы:

- «День памяти исчезнувших сёл»

- «Где эта улица? Где этот дом?» - проект , целью которого был сбор информации о возникновении улиц поселка. Итогом проекта явился выпуск брошюры по истории этого населенного пункта;

- Интеллектуально-творческий конкурс «Литературно - краеведческий дилижанс», разработанный библиотекой (Йошкар-Ола, р. Марий Эл.), представлял собой путешествие по улицам города. Его участники подготовили творческие работы по истории названия улицы (11 улиц). Основной целью конкурса явилось привлечение внимания к марийскому литературному наследию через изучение истории названия улиц города, носящих имена марийских поэтов и писателей. Все проекты участников краеведческого конкурса были размещены на сайте Йошкар – Олинской ЦБС в разделе «Литературно-краеведческий дилижанс».

- Тематические (краеведческие) библионочи . Программы мероприятий библионочи включали в себя различные темы: «Хлеб всему голова», «Занятное дело», «О рыбалке», «Белые узоры» – о знаменитом Оренбургском платке, «Мы сильны, когда едины». Музыкальная часть мероприятий включила в себя диалог о дружбе народов края, музыкальные и поэтические номера на русском, казахском, татарском, чувашском языках, короткие рассказы о традициях, дегустацию национальных блюд, песни, народные танцы. На каждое мероприятие были оформлены выставки с книгами, с фотографиями, предметами народного творчества. По собранным материалам был издан сборник «Родники твор-чества».

· активизация деятельности библиотек по сохранению литературного наследия и дальнейшему развитию национальной самобытности и традиций народов, населяющих район;

· выявление, обобщение и распространение нового, интересного опыта работы библиотек по сохранению и развитию литературного творчества местных писателей и поэтов.

· выставка-диалог книг «Библиотека – территория толерантно-сти», устный журнал «Мир дому твоему»,

· творческая работа «Возрождение и сохранение мордовской культуры», и др. работы.

В библиотеках ведется работа по сбору материалов об участниках войны. Были подготовлены и распространены листовки с обращением к населению села и района с просьбой помочь собрать фотоматериалы с биографиями участников войны для создания фотогалереи «История в лицах». В фойе районной библиотеки «растёт» Дерево памяти. На стене обращение к землякам: «Зеленые ленточки – жизнь после войны, современный мир, память о погибших людях. Завяжите ленточку, и засохшее дерево, благодаря вам, оживет». Посетители библиотеки привязывали ленточки к веткам дерева. А также оставляли краткую информацию об участниках войны в специальной Книге памяти, созданной работниками библиотеки под названием: «Я помню! Я горжусь!».

Библиотекари проводят районный конкурс пробы пера «Мой край задумчивый» (инициирован центральной районной библиотекой). Конкурс призван содействовать продвижению чтения, развитию просветительской деятельности библиотек района, активизации и стимулированию творческой деятельности библиотек, повышению профессионального мастерства работников библиотек. На конкурсе были представлены поэтические и литературные композиции в номинациях:

В связи с юбилейной датой в библиотеках г. Омска осуществлялся целый ряд проектов и программ по краеведению, которые реализуются силами всех или нескольких муниципальных библиотек: интернет-проект «Виртуальный центр литературного краеведения» (2011-2015 гг.); программа по историко-литературному краеведению «Город можно как книгу читать» (2015 г.); проект «Информационный центр краеведения» (2014-2016 гг.); проект «Истоки» (2015 г.); программа мероприятий историко-краеведческого зала «История

моей библиотеки» (2015-2016 гг.); проект «Краеведческие знания – народу»: юбилейные маршруты омского библиомобиля (2013-2016 гг.); целевая комплексная программа «Мир Омска» (2013-2016 гг.); проект «Омская виртуальная справка» (2010-2016 гг.); проект «Омская цифровая библиотека» (2009-2015 гг.); проект "Тобольские ворота" (2014-2016 гг.): организация работы экскурсионного бюро». «Деятельность государственных и муниципальных библиотек Омской области в 2015 году»):

– проект Русско-Полянского района по созданию виртуальной галереи «Библиотека и музей: виртуальное рукопожатие », в которой располагаются 4 демонстрационных зала: «Бессмертный полк», «Почетные граждане Русско-Полянского муниципального района», «Доска Почета» и «Краеведческий зал»;

– Краснознаменская сельская библиотека Москаленского района работала по программе «Моя малая родина», направленной на возрождение и сохранение культурного наследия села. В рамках программы осуществлялся сбор материалов в формате «Устной истории» - воспоминания старожилов по истории сел Красное Знамя, деревень Харловка, Лузино, Ново-Лузино, Ланск, Дубровка;

– в Тарском районе реализован проект «Литературно-исторический марафон "Тара в годы Великой Отечественной войны", получивший субсидию Правительства Омской области;

– в Фирстовской библиотеке Большеуковского района реализуется программа «Библиотека – центр знаний о своей малой Родине». Результатом работы по программе стало открытие комнаты-музея имени писателя-земляка М. И. Рассказова. В рамках данной программы в 2015 году разработан и реализован в жизнь проект «Село Фирстово и Московско-Сибирский тракт»;

– в библиотеках Тюкалинского муниципального района сложилась система работы по краеведению в рамках 13-ти программ, в т.ч. «Мой край – земля Тюкалинская», «Мини-музей «Церковно-приходская школа», где участники интерактивных экскурсий пробуют писать пером, узнают интересные факты о г. Тюкалинске, гадают по Домострою, играют в игры XIX века, решают задачки из решебника «Арифметика» (1897 г.).

выставочные экспозиции в Таврической ЦДБ, они были собраны в сборники работ читателей, стали темой для краеведческих литературно-исторических уроков и экскурсий, информационных буклетов и закладок. 12 июня 2015 года, в день празднования 80-летнего юбилея Таврического муниципального района, сотрудники ЦДБ развернули в «Летнем читальном зале» литературно-интеллектуальную площадку «А я живу в Таврическом!» Посетители площадки с удовольствием приняли участие в мероприятиях, организованных Таврической ЦДБ. Им была предоставлена возможность пройтись по импровизированной фотогалерее «Навечно в памяти народной» и узнать о славном боевом пути тавричанцев – героев Великой Отечественной войны; разгадать увлекательный кроссворд «Родное мое Таврическое» и заодно проверить свои знания о любимом районе; расшифровать занимательные ребусы «Всякому мила улица своя» и познакомиться с интересными фактами о знакомых улицах рабочего поселка; угадать, кому из «Поэтов земли Таврической» принадлежат отрывки из стихотворений, и прочитать их вслух.

Поэтам и писателям, имена которых встречаются в названиях тарских улиц, была посвящена выставка-экскурс «Улица, писатель, библиотека». При её подготовке выяснилось, что в Таре 8 таких улиц: А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Чернышевского, А. Герцена, А. Радищева, М. Горького, М. Ломоносова, пер. М. Лермонтова. На выставке были представлены не только книги этих замечательных авторов, но и коллаж из фотографий тарских улиц, а также большая карта города, на которой ребята с интересом находили улицы с поэтическими названиями.

В Тарской ЦДБ краеведческой работой с читателями занимаются сотрудники центра информации «Школьная академия». В 2015 году они реализовали программу «Культурно-туристический вездеход», в рамках которой состоялись театрализованная обзорная экскурсия «Древний город по имени Тара», квест-игра «Тарская крепость», интерактивная площадка «Город детства», районный фотоконкурс «Читающая Тара», турнир «Знаешь ли ты свой город?», презентация книжки-раскраски «Путешествие во времени. Начало XX века» из серии «Прогулки по Таре», палеонтологический квест «Что хранит тарская земля: результаты раскопок», топонимические загадки «Пройдусь по Александровской, взгляну на Юбилейную», видео-экспресс «Вдохну я запах родины своей» и краеведческая слет-игра «Земли моей минувшие года».

Заключение.

Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: они обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Умелое использование инновационных форм работы способствует формированию нового образа библиотеки как культурно-просветительского, информационного, образовательного, досугового центра и, что особенно важно, центра общественной жизни местного сообщества.

Библиотеки стремятся представить в сети богатство своих накопленных за многие годы краеведческих ресурсов, сделать их доступными для самого широкого пользователя. Это является не столько веянием времени, сколько попыткой систематизировать весь накопленный материал и предоставить возможность удаленного доступа к информации пользователям.

Источники, не указанные в тексте:


В основе деятельности данных учреждений культуры лежит сохранение и передача культурного наследия страны от одного поколения к другому. Эта функция сама по себе способствует формированию исторического сознания детей

Краеведческая работа является одним из направлений, которое способствует формированию интеллектуальных и творческих особенностей ребенка, расширению его кругозора, а также развитию патриотических чувств.

Благодаря такой работе, осуществляется реализация очень важной образовательной проблемы, которая непосредственно касается соединения обучения с жизнью.

Главное в статье:

О роли библиотеки в воспитании подрастающего поколения

В последнее время вопрос, касающийся изучения родного края, является одним из наиболее актуальных вопросов современного общества.

Такой интерес объясняется с одной стороны, как дань моде, а с другой, как необходимость и потребность каждого гражданина-патриота своей страны.

Немаловажная роль в решении данной проблемы принадлежит библиотекам, которые во все времена считались центром интеллектуальной жизни общества.

В основе деятельности данных учреждений культуры лежит сохранение и передача культурного наследия страны от одного поколения к другому. Эта функция сама по себе способствует , а также воспитанию у них духовно-нравственных ценностей.

Воспитание краеведением связано с такими процессами, как:

  • обучение знаниям о прошлом и настоящем родного края, его , традициям и так далее;
  • сохранение культурного и природного наследия;
  • привитие потребности в заботе о будущем родной земли и прочее.
  • вводное – «Я знаю город будет!»;
  • «По следам великого мужества»;
  • «Магнитогорск литературный»;
  • «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…»;
  • заключительное – подведение итогов фотоконкурса.

В ходе первого мероприятия дети получают знания об историческом прошлом территории, на которой сегодня расположен город, а также о жителях станицы Магнитной, скульптурных и архитектурных памятниках и многом другом.

Следующее мероприятие направлено на отражение проведенной работы по изучению имен тех улиц родного город, которые названы в честь революционеров, партийных деятелей, героев войн.

Проведение третей встречи посвящено улицам, названным именами литературных деятелей разных культурных эпох. Необычное название четвертого мероприятия связано с тем материалом, который представлен на встрече и посвящен необычным названиям города Магнитогорска.

В ходе заключительного мероприятия подводятся итоги конкурса фотоматериалов, стартовавшего на вводном мероприятии. На фотографиях, представленных участниками, запечатлены любимые уголки улиц родного города.

Ресурсы для организации краеведческого проекта

В реализации библиотечного проекта по краеведению были задействованы различные ресурсы:

  • базовые, к которым относятся помещение для проведения мероприятия, а также необходимые предметы мебели;
  • административные - это городские органы управления;
  • финансовые, в качестве которых выступают целевое бюджетное финансирование и спонсорские средства;
  • человеческие, включающие в себя сотрудников библиотеки, журналистов, приглашенных гостей и других представителей;
  • информационные – средства массовой информации, периодическая печать, телевидение и так далее;
  • технические, в том числе проектор, компьютерные устройства, музыкальное оборудование и многое другое.

О привлечении партнеров к реализации краеведческого проекта в библиотеке

В рамках данного проектаналаживается сотрудничество с архивным фондом города, городскими органами управления, местными средствами массовой информации, депутатами Городского собрания и другими.

Каждый из партнеров отвечает за выполнение определенной части проектной деятельности. Например, городской архив должен предоставить материалы, касающиеся происхождения названий улиц Магнитогорска, а Администрация города провести консультацию по вопросу переименований улиц.

Проект создания краеведческого клуба в библиотеке реализуется на протяжении 2016 года и состоит из нескольких этапов. На первом из них разрабатывается план мероприятий на календарный год. После этого осуществляется разработка сценариев запланированных мероприятий.

Третий этап включает в себя работу по приготовлению подарков. И на заключительном этапе выполняется подготовка статей в средства массовой информации, в которых представлен материал о проведенных мероприятиях. Также в это же время ведется работа по изготовлению аудио- и видеороликов.

По свидетельству организаторов данным проектом заинтересовалось огромное количество жителей города. Не остались равнодушными и средства массовой информации. Посетители библиотеки неоднократно предлагали свою безвозмездную помощь, направленную на установление исторических фактов, связанных с названием переулков и отдаленных улиц Магнитогорска.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Тип проекта : исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта:

Проект создан с целью сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях для потомков.

Задачи:

* Обогатить знания детей о своей малой Родине.

* Формировать любовь к родному селу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

* Расширять и углублять знания детей об истории села казанское, название улиц, о достопримечательностях села, о людях. Которые прославили наше село;

* Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатство села;

* Познакомить детей со зданиями и архитектурой села

* Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Отдел образования администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район»

Муниципальное общеразвивающее учреждение

«Казанская средняя (полная) общеобразовательная школа».

425464, Россия, Республика Марий Эл, Сернурский район, с. Казанское, улица Кооперативная, дом,24-а, телефоны: 9 – 42 – 44; 9 – 42 – 36.

с. Казанское

2013г.

«Я узнал, что у меня,
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною -
Это все мое, родное!»

Краткая аннотация проекта «Моя маленькая Родина».

Глядя на карту сселившихся деревень Сернурского района, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это не только наименования населённых пунктов, это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит если не сами исчезнувшие деревни, то, по крайней мере, их названия. Прошлое уходит в небытие...

Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.

При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю.

Тип проекта : исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта:

Проект создан с целью сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях для потомков.

Задачи:

  • Обогатить знания детей о своей малой Родине.
  • Формировать любовь к родному селу и интерес к прошлому и настоящему родного края;
  • Расширять и углублять знания детей об истории села казанское, название улиц, о достопримечательностях села, о людях. Которые прославили наше село;
  • Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатство села;
  • Познакомить детей со зданиями и архитектурой села
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

МОУ «Казанская средняя полная (общеобразовательная) школа»,

Педагог:

Шумекова Нина Васильевна

Актуальность.

В наш современный век без особого труда, воспользовавшись сетью Интернет, можно найти практически любую информацию. Но ни один Интернет не расскажет нам историю своей улицы, дома, семьи. Надо успеть воспользоваться возможностью общения с живыми хранителями истории.

Причины возникновения проекта:

При ознакомлении детей с родным краем, селом, где мы проживаем, выяснилось, что мы сами владеем небогатой информацией о возникновении села, мало знаем интересных фактов из истории улиц, её жителях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Моя маленькая Родина».

При разработке проекта для нас было важно:

  • Собрать материал об улицах села Казанское и о его жителях.
  • Изучить литературу по данной теме.
  • Подготовить рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает, и её жителях, придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославили ее.
  • Провести анкетирование старожилов села, родителей
  • Привлечь родителей к исследовательскому проекту. Изучить семейные архивы (документы, фотографии).

Объект исследования:

Улицы села Казанское.

Гипотеза:

Если мы соберем материал об улицах села Казанское, о её жителях, то восполним недостаток информации о родном селе, сможем многое рассказать своим друзьям, детям, близким, соседям об интереснейших фактах из истории села Казанское.

Планируемые результаты представления исследования:

  • Иметь представление о родном крае, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде.
  • Любить и беречь природу родного края.
  • Организация экскурсий по родному краю (совместно с родителями).
  • Организация выставки детских рисунков на тему: «Село мое родное»

Методы исследования:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анкетирование родителей, бабушек, дедушек, соседей, старожилов села Казанское и записи воспоминаний участников знаменательных событий, происшедших в нашем селе;
  • Работа с семейными архивными документами, фотографиями:
  • Изучение литературы;
  • Сравнение, обобщение, систематизация.

План мероприятий по реализации проекта:

год

этап

мероприятие

методы

ответственные

группа

2012

подготовительный

Экскурсия по улицам села

наблюдения

Шумекова Н.В.

старшая группа

2012 - 1013

основной

Изучение «литературы».

Подготовить рассказ об улице.

Анкетирование.

Привлечь

родителей.

самообразование

анкета

беседа

Шумекова Н.В.

Шумекова Н.В.

2012 - 2013

заключительный

Создать презентацию.

Итоговое занятие.

Конкурс рисунков.

Фотоальбом.

Практическая деятельность.

Шумекова Н.В.

Подготовительный этап:

Разработка стратегии реализации проекта. Создание условий для самостоятельной деятельности.

  • Фотоинформация «Достопримечательности моей малой родины».
  • Альбомы «Дорога от дома до детского сада», «Я здесь живу».
  • Карта России, Республики Марий Эл, Сернурского района .
  • Экскурсия по улицам села.

II этап – основной Образовательные ситуации с детьми .

  • Изучение «литературы». Поход в библиотеку. Работа с газетами, журналами. Поиск необходимой информации.
  • Беседа «Мой адрес».
  • Подготовить рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает, и о жителях придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославляли ее.
  • Игра путешествие по картам «Российская Федерация», « Республика Марий Эл», «Сернурский район».
  • Заучивание стихотворений о своей малой родине.

Сотрудничество с родителями.

  • Провести анкетирование среди родителей, бабушек, дедушек, соседей, жителей села Казанское.
  • Создание альбома «Село родное край мой дорогой»; Привлечь родителей к исследовательскому проекту. Изучить семейные архивы (документы, фотографии). Заключительный этап:
  • Оформить исследования в компьютерной презентации.
  • Провести итоговое занятие с приглашением гостей – помощников.
  • Провести конкурс рисунка по итогам проекта: «Улица, на которой ты живешь», « Самый красивый дом на твоей улице».

План реализации проекта.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Месяц.

Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу».

Рисование: «Мой дом».

Экскурсия по улице «Кооперативной».

Экскурсия по улице «Конакова».

-«Уж небо осенью дышало» - экскурсия в осенний лес.

Игра «Назови деревья, нашей местности».

Диагностика «Патриотическое воспитание дошкольников».

Анкетирование «Знаете ли Вы своего ребёнка?» - Изготовление плана безопасного движения от дома до детского сада.

Изготовление плана села Казанское.

Сентябрь.

Экскурсия вокруг детского сада.

Рисование: «Детский сад».

Экскурсия по улице Советской».

Экскурсия по улице «Коммунальной».

Оформление альбома «Наше село».

Консультация «Главные условия воспитания детей в семье».

Октябрь.

Занятие «Родное село». - Экскурсия в школу.

Рассматривание картинок диких животных, проживающих в нашей местности. - Беседа «Зимующие птицы нашего села».

Составление рассказа «Моё село». - Изготовление кормушек для птиц.

Ноябрь.

Дидактическая игра «Наше село». - Наблюдение за транспортом.

Рисование: «Транспорт на улицах села».

Экскурсия в больницу - улица Совхозная.

Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков, «Каким транспортом пользуется моя семья».

Изготовление лопаток.

Декабрь.

Рисование на тему: «Выходные в семье».

Развлечение «Посиделки».

Беседа «История жизни села Казанское».

Экскурсия в Дом культуры «Музей старины».

Рисование «Домашняя утварь».

Оформление альбома «Моя семья».

Анкетирование «Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре».

Январь.

Беседа «Люблю тебя, мой край родной». - Занятие «Путешествие по селу». - Ознакомление детей с песней «Моё село».

Праздник «Папа – гордость моя».

Экскурсия в магазин.

Совместное изготовление снежных построек на территории детского сада.

Февраль.

Беседа «Люди нашего села».

Занятие: «Птицы в гости к нам спешат».

Праздник «Сердце матери лучше солнца греет».

Экскурсия на почту - улица Комсомольская

Анкетирование «Трудовое воспитание». - Изготовление скворечников.

Март.

Экскурсия в молельнный дом. - Рисование «Любимые места моей семьи».

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

Развлечение совместно с Домом культуры «В гостях у хозяюшки».

Итоговая диагностика.

Фотоконкурс: «Мы и природа».

Апрель.

Тематическое занятие «Человек без Родины, что соловей без песни». - Экскурсия к памятнику. - Выступление на митинге, посвященному Дню победы, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Занятие-фантазия «Село в будущем».

Игра-викторина «Моё село».

Озеленение участка детского сада.

Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков «Моё село в будущем».

Май.

Итоги проекта:

В ходе создания проекта мы научились брать интервью, вести диалог, задавать нужные вопросы, работать с семейными архивами, анализировать и оформлять результаты выполнения своей работы.

Собрали материал об улицах села Казанское и его жителях, тем самым подтвердили выдвинутую гипотезу: восполнили недостаток информации об улицах и смогли рассказать своим воспитанникам интересные факты из истории села Казанское.

В ходе осуществления проекта выполнили поставленные перед собой задачи:

1. Изучили литературу по данной теме.

2. Подготовили рассказы об улицах, на которой каждый из нас проживает, и её жителях, придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославили ее.

4. Провели анкетирование среди родителей, старожилов села Казанское.

5. Изучили семейные архивы (документы, фотографии).

6. Результаты своей исследовательской работы (доклады и презентации) представили на итоговом занятии «Путешествие по улицам села Казанское» с приглашением информантов – помощников.

7. Оформили выставку детских (совместно с родителями) рисунков на тему:

«Моя улица», «Самый красивый дом на моей улице».

8. Презентацию по теме «Улицы села Казанское,» (см. приложение № 1)

9. Фотоальбом на тему «Улицы села Казанское» (см. приложение № 2)

Участие детей в различных конкурсах рисунков, в которых дети прославляют свою малую Родину, приносят грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, которые им пригодятся в школе для сбора портфолио.

Дальнейшее развитие проекта.

Работая над исследовательским проектом, родители и дети стали настоящими исследователями. Они предложили свои темы для исследования и сейчас мы приступили к изучению народных песен и хороводных игр села.

Использованная литература:

  1. Информанты (жители села Казанское, администрация Казанского сельского поселения).
  2. Личные фотоархивы семей (документы, фотографии).
  3. Краеведческие альбомы школьного музея «Из истории села Казанское», «Наши земляки - ветераны Великой Отечественной войны».

Приложение № 3:

Вопросы анкеты для родителей при подготовке исследования:

1. На какой улице ты живешь? Какая она?

2. Узнай, как раньше она называлась? Почему она носила такое название?

3. Кто из твоих родственников жил здесь? О чем он может нам рассказать?

4. Чем интересна улица, на которой ты живешь? (в прошлом и сейчас)

5. Твой любимый уголок? Почему он любимый?

6. Что бы ты хотел узнать еще из истории твоей улицы и семьи.

Приложение №4.

Презентация по теме «Путешествие по улицам села Казанское».

Рассказ-сообщение педагогов с показом слайдов «Экскурс в прошлое».

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;

В родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

Здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

В родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

Здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;

Каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.

Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Экскурсия в библиотеку».

ЗАДАЧИ: 1) формировать у детей реалистические представления о труде

Взрослых людей;

2) вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с

Профессией библиотекаря;

3) воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение с детьми сказки А.Лопатиной «Живые книги»;

Дать заведующей библиотеки план предварительной беседы о профессии

Библиотекаря и составить вопросы по содержанию беседы;

Назначить время экскурсии.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

Педагог спрашивает детей: - Какую книгу мы с вами почитаем?

Дети: давайте, почитаем «Сказку о потерянном времени»

Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.

Педагог: дети, а вы знаете, что такое библиотека?

Дети: да, это место, где хранится много книг.

Педагог: верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.

Педагог и дети приходят в библиотеку, а там их встречает библиотекарь.

Педагог: здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется « Сказка о потерянном времени», но, к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.

Библиотекарь: здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Васильевна, я работаю библиотекарем.

Дети: мы Вас знаем, Вы Илюшина бабушка.

Библиотекарь: да, я Илюшина бабушка, а работаю я в библиотеке. А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?

Дети: очень хотим.

Библиотекарь: проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь.

У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

Пожалуй, самый большой праздник детской книги – это «Книжкина неделя», он проходит весной. И тёплое весеннее солнышко, и обложки нарядных детских книг – всё радует маленьких читателей, прививая им любовь к её величеству Книге.

КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ.

Мы пришли на праздник

Книжкиной недели.

Как красиво книжки

Художники одели.

Гладкие обложки,

Яркие картинки –

Петушок в сапожках,

Розовые свинки.

Стены украшают

Звёздочки, флажки.

Нам поэт читает

Новые стихи.

Про кота-котишку

И про воробьишку.

Воробьишка Гоша –

Он такой проказник!

Добрым и хорошим

Вышел Книжкин праздник!

Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь?

Дети: библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.

Библиотекарь: правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?

Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?

В чём заключается работа библиотекаря?

Библиотекарь: вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать «Сказку о потерянном времени», которую написал Евгений Шварц?

Дети: Да.

Библиотекарь: тогда пойдёмте со мной.

(ИЩУТ КНИГУ)

Педагог и дети благодарят Валентину Васильевну за книгу и прощаются.

Педагог: спасибо Вам огромное Валентина Васильевна за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!

Библиотекарь: приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята

«Край ты мой любимый»

Программное содержание:

Формировать у детей чувство патриотизма, осмысливая такие понятия как Родина, малая Родина, родной край.

Познакомить детей с историей своего села, рассказать о людях, которые работают в селе, руками которых был построен наше село.

Закрепить умения детей подбирать определения к слову Россия.

Воспитывать гуманные чувства и любовь к Родине посредством художественного слова.

Предварительная работа: Экскурсии по селу, выставка фотографий, беседы.

Ход:

Воспитатель . Ребята сегодня мы погорим с вами о родине, о родном крае. Послушайте стихотворение:

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Понравилось стихотворение? Кто же мне скажет, что такое Родина?

Дети. Это место где мы родились.

Воспитатель. Родина ребята у нас одна. Россия. Но среди просторов нашей большой страны есть место, край, где вы родились, живете, ходите в детский сад, гуляете, трудитесь. Как же называется это место, где вы родились, живете?

Дети: село Казанское.

Воспитатель: Правильно ребята, это маленькая частица нашей большой России – это наша малая родина. Послушайте вот такое стихотворение:

Мое село – частица Родины

И сердца моего частица.

Здесь все пути, что мною пройдены

Сумели рядом уместиться.

Здесь есть и речка без названья,

Сердитая, лишь в половодье.

А в ней купалось детство раннее

Под соловьиные мелодии.

Когда вы вырастите большими, уедете учиться, работать, но все равно вы все время будете вспоминать свое село, свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорим о создании нашего села.

Когда то очень давно образовалась маленькая деревня. И было там всего семь дворов. А называлась эта деревня Токсыбаево. Домишки были маленькие, приземистые, с маленькими оконцами, покрытые соломой. Люди занимались сельским хозяйством, работая на помещика под присмотром управляющего.

Крестьяне были безграмотные. Не умели ни читать, ни писать. Ни о какой школе и речи не было. В возрасте 6-7 лет дети тоже работали. Пасли лошадей, убирали хлеб. Потом в нашей стране произошла революция. Землю отобрали у помещиков и отдали крестьянам. Крестьяне стали жить лучше Жизнь налаживалась. Но тут над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Враг напал на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. Много наших земляков ушли защищать нашу Родину. Остались в селе только старики, женщины и дети. Вместо мужчин они сели на трактора и комбайны. Пахали землю, сеяли хлеб, ухаживали за скотом. Было трудно и тяжело. Но каждый человек вложил частицу своего сердца в приближение Великой Победы. Кончилась война. Вернулись с войны мужчины. Постепенно наш совхоз разрастался. Строились школа, детский сад, магазины. Был построен цех по изготовлению кирпича. Из него делали дома, клали печи. Стало проводиться тепло и водоснабжение. Озеленяется центральная усадьба села. Был посажен парк Победы с мемориалом, погибшим воинам. В 70-80 годы центральная улица села, ведущая к конторе, преображается. Сносятся старые деревянные домики и на их месте строятся современные, 3 х этажные дома, новый двухэтажный детский сад. Строится новая больница. Отремонтировали Дом Культуры. Люди по вечерам стали ходить в кино. Работала наша библиотека. Хозяйство стало сильным, получали богатые урожаи зерна, и картошки. У нашего села есть плотина, в котором водится много рыбы. У нас почетные жители – ветераны войны и труда. Это им нужно сказать большое спасибо за то, что наше живет и процветает.

Комплексное занятие с детьми средней группы на тему

«Вот моя деревня».

Программные задачи :

  • Активизировать имеющие у детей знания о родном селе,
  • Познакомить детей с особенностями деревянного дома, с деревней.
  • Познакомить с происхождением слова «улица».
  • Закреплять умение « читать» простейшие схемы.
  • Учить учитывать особенности материала при самостоятельном изготовлении поделок, при составлении композиции произведения.
  • Развивать любознательность, творчество.
  • Воспитывать дружелюбие и уважение к взрослым.

Словарная работа : бревенчатая изба, рубленый дом, объяснить происхождения слова «улица».
Предварительная работа: Экскурсии по селу, рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок.
Материалы: демонстрационный – иллюстрации (деревянного русского дома, вида деревни, «волшебный ларчик», лист ватмана нарисованными деревьями и речкой для коллективной аппликации, «Деревянная улица»;
Раздаточный для каждого ребенка: конверт с картоном, бумагой для окон и наличников, схемой постройки, кисточка, ножницы, салфетка, клей.
Ход занятия
Начало занятия . Дети сидят за столами. Входит русская красавица.
Алена. - Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые. Я – Алена краса, русая коса. Ехала я на ярмарку, да кажется,заблудилась. Ребята у вас здесь так красиво, нарядно, но на ярмарку не похоже. Скажите мне, куда же я попала?
Ответы детей. Вы попали в детский сад.
Алена. - А как называется ваш детский сад?
Ответы детей. Наш детский сад называется «Золотой ключик» Алена . Ребята, а где находится ваш детский сад, в деревне или в городе?
Ответы детей. – Наш детский сад находится в селе.
Алена. А как же называется ваше село?
Ответы детей. Наше село называется Казанское.
Алена. А много ли улиц в вашем селе?
Ответы детей. В нашем селе много разных улиц.
Алена. А какие улицы вы знаете?
Ответы детей. Улица Совхозная. Новая, Кооперативная, Коммунальная, Комсомольская, Садовая, Конакова, Пионерская
Алена. Какие дома в вашем селе высокие или низкие?
Ответы детей. В нашем селе дома высокие.
Алена. Каменные или деревянные?
Ответы детей. В нашем селе дома каменные из камня, деревянные.
Алена.
А вы знаете дети, был случай такой.
Ехали люди с работы домой,
Только доехали, - вот чудеса –
Все позабыли свои адреса.
Где наша улица? Где наш дом?
Мечутся жители – «Где наш гараж?»
Все перепуталось, все заблудились,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала вам эту историю, что бы узнать, проверить, знаете ли вы точно, где и на какой улице вы живете?
Алена обращается к детям. - А ты девица красавица, в каком доме живёшь?
Ответ ребенка. Я живу в каменном, высоком доме.
Алена. - А много ли в твоем доме этажей? Ответ ребенка.
Алена. – Ну а ты добрый молодец, в каком доме живешь, много ли в твоем доме этажей, опиши свой дом? (Ответ ребенка).
Алена. – Да в вашем селе дома высокие, многоэтажные. А я ребятки живу в деревне. В нашей деревне все по-другому. И улиц у нас не так много, как в городе, и машин немного, а дома-то у нас совсем не такие. В нашей деревне дома стоят, как в старину строили. А назывались такие дома – избы.
Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы додумаете почему?
Ответы детей (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им ответить на этот вопрос).
Алена: - Да, люди жили среди полей, В окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Дерево на Руси – материал особый.
Русский человек рождался в рубленной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней.
Рассматривание иллюстраций.
Алена. - Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестры, прижались друг к другу.
Дома красивые, прочные. Дом построить – Трудно. Люди украшали свои дома, та часть, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей. Дом смотрит на мир окнами – глазами, через них в окно входит солнечный свет. Называли их ласково – оконцами и украшали наличниками (сопровождается показом воспитателя).
Алена. - Вот посмотрите, моя деревня почти такая же, да видно не судьба мне вернуться.
Если вы мне не поможете и не видать мне ее. Вы мне поможете ребята?
(Ответы детей.)
Алена. - Посмотрите места как у нас и речка, и лес, и бугор, и даже колодец как на нашей улице. Только домов не хватает. Давайте их построим. А чтобы построить дома, нам бревна нужны. Вставайте ребята мы с вами в лес пойдем, бревна искать.



Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский


Состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения, пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, и тем самым, содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.


Изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально- краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в крае и история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе; русские писатели на Ливенской земле.




Роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно- художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей-лицеистов к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа.






1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю. 2. Развитие творческих способностей читателей. 3. Формирование культурно - исторического сознания читателей лицеистов. 4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя лицеиста. 5.Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий. Ожидаемые результаты


Сроки реализации проекта Проект долгосрочный. « » учебный год 1.Создание при Библиотечно- информационном центре лицея клуба «Родники»; 2. Создание биобиблиографических пособий по творчеству ливенцев, в том числе и учащихся лицея. 3. Провести исследования «Паустовский и Ливны.


Нормативно- правовая база по литературному краеведению Закон РФ « Об образовании» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на гг. Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области» Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан в Орловской области. Закон РФ «О библиотечном деле»


Фонд краеведческой литературы Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных ливенских авторов (Ф. Ковалева, Г. Рыжкина, Н. Провалова, М. Беляева, Ю. Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова и других). Источники печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати; библиографические указатели и календари знаменательных дат.


Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению - универсальная картотека «Наш город. Наша область»; - тематическая картотека «Люби и знай свой край»; - фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению; - архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению; тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и «Творчество наших читателей».


- «Писатели и поэты Ливенского края»; - «Их имена связаны с Ливенским краем»; - «Поэзия»; - «Литературная критика»; - «Литературная жизнь района до 1917 года»; - «Фольклор края. Сказители»; - «Ливенский край в художественной литературе». Универсальная картотека «Наш город. Наша область»




Основные направления литературного краеведения: Массовая работа (литературные вечера, вечера- встречи, вечера- портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.) Информационно- библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек по тематике). Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.)









Клуб «Родники» ДЕВИЗ КЛУБА. «Мы должны жить на земле так, Как колесо вертится: Чуть только одной точкой касается земли, А остальными непременно стремится вверх» Благословление святого Амвросия. УСТАВ КЛУБА. Наш клуб обращается ко всем, кто любит «России скромный уголок – город Ливны – нашу малую Родину», кто хочет знать его историю, традиции, великих земляков, узнавать новые имена в поэзии и прозе и самому прославлять наш город» – приходи к нам.
26

Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края

Задача библиотеки:

Донести литературную ис-торию и произведения литераторов-современ-ников до юного поколения,

воспитать любовь и бережное отношение к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.

Используя великое наследие писателей-земляков, библиотека старается воспитывать у детей и подростков истинное патриотическое чувство, развивать любовь к своему краю через изучение и анализ краеведческой литературы.

Повышать уровень знания истории, традиций казахского народа, воспитание чувства любви к родине, гордости за свой край.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня краеведение является одним из приоритетных направлений деятельности сельской библиотеки. Бесспорно, каждому человеку необходимо знать: кто он и откуда родом.

Возрождение библиотечного краеведения в сельской библиотеке сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Признанием общечеловеческих приоритетов библиотечное краеведение способно восполнить в людях тот нравственный процесс, о котором сейчас много говорят, нравственность прививается вместе с любовью к отчему дому.

Степень разработанности данной темы.

В предлагаемой работе рассматриваются краеведческая деятельность сельской библиотеки.

Предметом разработки является краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки.

Миссия: Хранить прошлое, открывать будущее.

Теоретические аспекты краеведческой деятельности сельской библиотеки:

Задачи краеведческой работы сельской библиотеки весьма разнообразны, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление,

в своей повседневной работе сельская библиотека решает множество задач:

Сохраняет и передает культурные традиции во времени и пространстве, обеспечивая память поколений;

Формирует нравственные позиции молодежи, создает особую культурную, образовательную и интеллектуальную среду в обществе.

Одним из традиционных направлений работы библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение»

Распространение и пропаганда краеведческих знаний

Библиотека ведет планомерную работу в данном направлении. Приобщение к изучению прошлого родного края значительно расширило поле деятельности сельских библиотекарей. Сегодня мы выступаем и в качестве краеведов-летописцев, подвижников патрио-тического воспитания молодежи. Особенностью такой деятельности библиотеки является сотрудничество со школой.

Проблемой для сельских библиотек является отсутствие специалистов для работы с информационными ресурсами и необходимого программного обеспечения.

Выводы:

Сегодня даже самая малая сельская библиотека Казахстана старательно собирает и хранит материалы по фактам местной истории, годами накапливает местный материал.

Ожидаемые результаты:

Краеведческая работа библиотеки получит новый импульс благодаря использованию новых технологий в деле сохранения и распространения информации в нашем районе.

Краеведческая деятельность Двуреченской сельской библиотеки:

Усовершенствовать и продолжать работу клуба «Краевед». Членами клуба являются учащиеся старших классов - 9 человек. С помощью участников клуба библиотека пополняется свежим материалом о жизни заслуженных тружеников села, первоцелинников, ветеранов. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Сегодня Двуреченской сельской библиотеке отводится роль создателя энцикло-педии родного края. Давно прошло время работы избы-читальни в поселке, но интерес к этому периоду среди жителей поселка большой.

Формирование, организация и хранение фонда краевед-ческих материалов

Основу краеведческой деятельности библиотеки составляет фонд краеведческих документов (по своей территории и региону в целом). В него входят опубликованные документы о родном крае; неопубли-кованные документы, переданные в библиотеку на постоянное хранение частными лицами или созданные самой библиотекой.

План работы на 2017 г.

Наименование мероприят.

Форма

Присутствующие

Срок

«Юный краевед»

Заседание. План работы

«Мы любим наше село и будем делать его лучше»

Дискуссия

Молодежь

«Мы парни и девушки казахской степи!»

Молодежь

«Чтобы помнили потомки…»

Вечер - встреча с участниками ВОВ

Учащиеся среднего звена. Юношество

Памятники села - «Сохраним культурное наследие»

Юношество

«Своя лепта в историю села родного»

Обсуждение

Взрослая группа читателей

«Прививая любовь к родному краю»

Час истории

Учащиеся среднего школьного звена

« Хвала рукам, что пахнут хлебом!»

Фото-стенд

Широкий круг читателей

Сентябрь

«Учимся быть патриотами»

Экскурсия в школьный краеведческий музей им. Е. Зайчуковой

Учащиеся среднего школьного возраста

«Я люблю село родное!»

Сочинение

Уча-ся разн.возр.

Ко Дню рождения села: «С добрыми воспоминаниями о Целине»

Вечер-встреча

Первоцелинники

«Чтобы лучше нам жилось здесь»

Круглый стол

Акимат, клуб ветеранов.

Библиотекарь Двуреченской сельской библиотеки - Снигур Людмила Николаевна