Второго января к новому месту службы – на Северный флот – прибыл новейший дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Событие, прямо скажем, не рядовое. Особенно если взять во внимание, что этот ледокол стал первым за последние 45 лет созданным специально для Военно-Морского Флота России.

Нашим зарубежным соседям «странам-партнерам» можно было хотя бы для приличия порадоваться за сей факт. Ну, или как минимум скромно промолчать. Увы. Буквально на следующий день в своей статье в газете The Wall Street Journal бывший заместитель госсекретаря США Пола Добрянски совершенно «случайно», без какой-либо привязки к нашему ледоколу, призвала западные страны укрепиться в Арктике для противостояния угрозам со стороны России. Экс-политик сделала акцент на Арктическом регионе, который является крайне важным не только на перспективу в плане добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты национальной безопасности с севера. Особенно она посокрушалась, что если тенденция к глобальному потеплению и таянию арктического льда сохранится, Северный морской путь будет открыт на протяжении всего года. А это не только существенно увеличит значение региона, изменив карту глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления.

В своей статье Добрянски призывает «исправить» эту ситуацию. По ее мнению, администрация Трампа должна устроить Москве решительное противостояние. Для этого Вашингтону необходимо нарастить военную инфраструктуру в Северном регионе, обязательно разместить штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является здесь «предводителем НАТО и всего мира».

Эта американка украинского происхождения настолько непосредственна, что, призывая раздуть огонь холодной войны в Арктике, открытым текстом дает понять: США ради собственного экономического превосходства не остановятся ни перед чем. И еще, не до конца, по-видимому, осознавая, что творит, она расписывается в слабости позиций своей страны в регионе. Ну нет у них здесь ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа; ни соответствующих сил ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в условиях Арктики… Есть лишь непомерные амбиции и огромное желание диктовать всем свои условия.

Не будем сейчас вспоминать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой морские государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 морских миль от береговой черты. В случае если шельф простирается дальше этого рубежа, страна может расширить свои владения до 350 миль и получить контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми. При этом следует отметить: Россия ни на метр не превысила своих полномочий, предписанных конвенцией. Не будем также говорить, насколько велик объем этих ресурсов в Арктическом регионе. По данным профильных специалистов ООН, здесь сконцентрировано до четверти всех мировых запасов углеводородов. Только одной нефти в Арктике почти в 2,5 раза больше, чем всех российских ресурсов вместе взятых.

Зато лучше порадуемся за прозорливость руководства нашей страны при принятии решений. Насколько прав был Верховный главнокомандующий Владимир Путин, поручивший в апреле 2014 года укрепить границу в Арктике и создать здесь единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок. А также образовать военно-административную единицу Вооруженных Сил РФ в этом регионе под названием Объединенное стратегическое командование «Север». Для его названия еще используется термин Арктические войска. Зона ответственности этих войск простирается от Мурманска до Анадыря.

Воинские подразделения, дислоцирующиеся на береговых и островных территориях, сведены в Объединенную тактическую группу, которая уже в октябре 2014 года приступила к выполнению возложенных на нее функций. Все подразделения оснащены современным вооружением и техникой, в том числе береговыми комплексами «Рубеж» с крылатыми ракетами «Термит-Р» и зенитно-ракетными комплексами малой дальности «Панцирь-СА» и «Тор-М2ДТ».

… Ни для кого не секрет, что в арктических границах Евразии и Америки находится полтора десятка государств, большинство из которых – члены НАТО и ЕС. Каждая из этих стран имеет свой выход к морю и каждая вправе претендовать на собственную 200-мильную экономическую зону. Но, насколько мне известно… Ни одно из государств даже в далеком приближении не имеет с Россией паритета ни по одной из позиций в освоении Арктики. Никто при этом не надувает щек и никому ничего не пытается доказывать. Только американцы, которые до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН-1982, усматривают угрозу со стороны России. Причем не только для своих интересов, хотя они не получили международного определения границ своего шельфа, но и для морских путей сообщений и коммуникаций в целом. И опять под эту марку им нужно наращивать военную инфраструктуру – и свою, и НАТО, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, кто в доме хозяин.

Не хотелось бы заниматься сегодняшним противопоставлением нашей и американской военных составляющих в Арктике и тем более вдаваться в далекую историю ее покорения, которая берет начало еще в XVII веке. Однако кое-какие соображения плюс собственный опыт по части покорения полюса и плавания по морям Северного Ледовитого океана у меня имеются. Так вот, июль 1962 года, когда наша первая атомная подводная лодка «К-3» на которой старшим был контр-адмирал Александр Иванович Петелин, впервые в истории страны всплыла на Северном полюсе, можно считать началом эры плавания наших подводников под толщей паковых льдов.

Не знаю точной статистики по состоянию на начало нынешнего года, когда боевое дежурство под арктическим ледяным панцирем для наших подводников стало стандартной процедурой, но только к концу 90-х годов советскими и российскими подводниками было совершено свыше 60 походов подо льдами Арктики. В том числе на Северный полюс, Северным морским путем от Кольского полуострова с всплытием в районе Камчатки и даже кругосветка отряда подводных лодок Северного флота без всплытия. Что-то я не слышал, чтобы подводники какой-то другой морской державы рапортовали своему командованию о чем-то подобном.

У меня, например, вызывает удивление почему американские подводники, которые на четыре года раньше наших покорили на своем «Наутилусе» Северный полюс, как-то очень заметно поотстали в деле обучения экипажей лодок практическим действиям во льдах. Не хочется ерничать по поводу вмерзшей в лед американской многоцелевой атомной субмарины, которая аварийно всплыла в Арктическом регионе (этот сюжет не очень давно «прокатился» по всем сетям Интернета), потому что от аварийных ситуаций в море не застрахован никто. Но есть факт, от которого отмахнуться нельзя. Наличие атомных подводных ракетоносцев и обученность личного состава выполнять поставленные задачи – это ключевой аргумент в любой зоне действия и в любое время, с которым вряд ли кто-то посмеет не согласиться…

Добавить к словам Героя РФ нечего. Учитывая, что Арктический регион очень перспективен, можно не сомневаться: противостояние, нагнетаемое Соединенными Штатами Америки, будет усиливаться. Но поскольку за океаном прекрасно понимают, что победить в этом противостоянии в обозримом будущем у них вряд ли получится, они обязательно прибегнут к испытанным средствам. А значит, нам следует ожидать и мощнейшей порции информационных атак, и какого-нибудь очередного санкционного пакета против России.

В Архангельске открывается IV Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Саммит проходит на самом высоком уровне - планируется, что в нём примут участие президенты России, Исландии и Финляндии. Однако амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании. Полярная тематика выходит на первый план в международной повестке дня. Россия успешно восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт геологическую разведку и строит новые ледоколы. За счёт чего можно превзойти конкурентов - разбирался RT.

  • РИА Новости

Арктика в фокусе внимания

Арктический регион привлекает пристальное внимание мировых держав — даже тех, которые географически удалены от Северного полюса. С каждым годом разворачивается всё более оживлённая международная конкуренция за обладание арктическими ресурсами. Россия не является исключением: Москва прилагает активные усилия для освоения и развития Арктики.

29—30 марта в Архангельске пройдёт IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основные темы саммита — человеческий капитал, привлечение инвестиций на Север, а также научно-исследовательская деятельность и экология. Организаторы мероприятия не стали углубляться в политические проблемы, сделав акцент на социально-экономической тематике. Большое внимание участники форума, среди которых вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, министр экономического развития Максим Орешкин, министр образования Ольга Васильева, намерены обратить на вопросы транспортного развития Арктики, кадрового обеспечения, а также на создание северных инновационных технологий.

Предполагается, что форум завершат выступления президента России Владимира Путина, финского лидера Саули Ниинистё и президента Исландии Гудни Торлациуса Йоханнессона.

  • Reuters

Кроме того, с 27 марта по 2 апреля в Архангельске проходит молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», в котором принимают участие молодые учёные, чьи научные интересы связаны с северным регионом.

Международный арктический форум в Архангельске состоится примерно за месяц до старта Арктического совета — межправительственной площадки арктических держав. Совет пройдёт в мае в американском Фэрбенксе (штат Аляска). В нём примут участие представители России, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Совет арктических государств был основан в 1996 году для координации стран-участниц по вопросам экологии Севера и решения социально-экономических проблем региона, а также во имя сохранения коренных северных народов. При этом мандат Арктического совета исключает вопросы военной безопасности.

Борьба за ледяной пирог

Советские учёные и военные начали активное исследование Крайнего Севера ещё в 1920-е годы. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции, которая координировала все арктические исследования. В 1925 году экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. Впоследствии он получил название Всесоюзный арктический институт (в настоящее время — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), задачей которого было освоение ресурсов Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. В 30-е годы в Арктике были открыты месторождения углеводородов.

По современным оценкам, запасы арктической нефти составляют порядка 10 млрд тонн (13% от мировых неразведанных запасов). Кроме того, под льдами Арктики может находиться около 1550 трлн кубометров природного газа.

Углеводороды — не единственный ресурс арктического региона. Здесь есть и запасы пресной воды, ценность которой в мире растёт с каждым годом. Материковые территории Крайнего Севера богаты полезными ископаемыми — золотом, платиной, хромом, марганцем.

Трудно переоценить военно-стратегическое значение Севера: проследить заранее место запуска ракет морского базирования из Арктики практически невозможно. Ледяной покров не даёт средствам космического обнаружения отслеживать перемещение атомных подлодок. Кроме того, запуск ракет из арктических районов позволяет значительно сократить время их подлёта к цели.

Через Север скоро могут пройти основные торговые магистрали, в первую очередь Северный морской путь, который свяжет Азию и Старый Свет. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления упрощает задачу по прокладке и поддержанию Северного морского пути, в котором живо заинтересован Китай и другие растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между тем международная нормативно-правовая база, регулирующая отношения государств в Арктике, несовершенна. Точные границы арктических государств до сих пор не определены, и это порождает территориальные споры.

Изначально доминировал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными с ней государствами по линии меридианов на секторы, верхней точной которых является Северный полюс. К такому разделению сфер влияния пришли в первой половине 20 века США и Канада. Методику переняли и другие арктические государства.

В 1983 году на Ямайке была подписана Конвенция ООН по морскому праву, действие которой распространяется и на морские просторы Арктики. Согласно документу, юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, внешельфовая зона считается международной. Россия ратифицировала документ в 1997 году. Рассчитывать на шельф можно и в том случае, если государству удастся доказать, что он является продолжением материковой плиты, на которой расположена страна-претендент.

Именно это право Москва планирует реализовать в отношении богатого углеводородами района хребта Ломоносова, протянувшегося через весь Северный полюс. В 2001 году Россия уже подавала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа, однако она была отклонена. На протяжении нескольких лет отечественные исследователи собирали новые доказательства, в 2014 году заявка была подана повторно. Её рассмотрение несколько раз переносилось, окончательного ответа со стороны комиссии пока не последовало.

  • Морская нефтедобывающая платформа «Приразломная»
  • РИА Новости

«В совокупности и транспортно-логистический потенциал, и полезные ископаемые, и военный фактор формируют интерес не только арктических держав, но и государств, которые расположены далеко от Арктики, — отметил в интервью RT член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. — Сегодня мировая экономическая система настолько сильна, что в масштабные процессы вовлекаются все страны. К примеру, многие страны интересуются транспортным потенциалом Арктики».

При этом именно Россия обладает наибольшим потенциалом для изучения и освоения Арктики.

Северная опора

Российский ледокольный флот насчитывает сейчас 40 кораблей, включая атомные ледоколы. Для сравнения — у США на сегодняшний день есть только четыре ледокольных судна: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. У Канады — шесть ледоколов, готовится строительство ещё пяти.

Вашингтон тоже планирует пополнить свой северный флот: в марте Береговая охрана США направила $20 млн на проектирование ледокола нового поколения. Кроме того, компаниям-подрядчикам предлагается подумать над тем, как сократить сроки строительства таких судов. Пока, по предварительным оценкам, на постройку одного ледокола может уйти до 10 лет.

Россия также стремится укреплять свой ледокольный флот. В частности, в июне прошлого года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Правда, судно так и не было сдано в эксплуатацию из-за сбоя в поставках комплектующих.

Два серийных атомных ледокола — «Сибирь» и «Урал» — должны быть спущены на воду в 2019 и 2020 годах. Суда строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота». В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует разместить заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов.

Кроме того, ранее в распоряжение флота поступили три дизель-электрических ледокола — «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Они были построены в верфях Выборгского судостроительного завода.

Строительство сверхмощных атомных ледоколов предусмотрено и программой социально-экономического развития Арктики. Очевидно, что догнать ледокольный флот РФ по количеству судов иностранным государствам будет очень непросто.

  • Атомный ледокол «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане

Оборона полюса

В последние годы Минобороны РФ активно восстанавливает заброшенную советскую инфраструктуру в арктическом регионе. Известно, что в 2017 году российские военные планируют достроить более ста капитальных зданий за Полярным кругом. На декабрь 2015 года в Арктике было создано шесть российских военных баз — на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в посёлке Рогачёво (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Минобороны рассчитывает закрыть Арктику радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, об этом ранее сообщал заместитель главнокомандующего ВКС РФ Виктор Гуменный. К 2018 году планируется создание самодостаточных северных армейских группировок.

Условия Крайнего Севера требуют не только особой подготовки личного состава, но и предъявляют специальные требования к технике. Разработка особых — северных — военных машин ведётся российским оборонным комплексом. В частности, не так давно холдинг «Вертолёты России» выпустил вертолёт Ми-8АМТШ-ВА («Терминатор») — машина способна выполнять боевые задачи в северных климатических условиях.В феврале 2017 года в Арктике стартовали испытания новейших образцов военной техники, разработанной специально для условий Крайнего Севера.

Человеческий фактор

Напомним, что бюджетное финансирование российской программы социально-экономического развития Арктики до 2025 года составит 209,7 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы форума «Арктика — территория диалога». Реализация программы предполагает создание опорных зон в регионе — проектов длительного комплексного развития территорий. Должны появиться в общей сложности восемь опорных зон — «Кольская», «Архангельская», «Ненецкая», «Воркутинская», «Ямало-Ненецкая», «Таймыро-Туруханская», «Северо-Якутская» и «Чукотская». Для каждой такой зоны предлагается создать собственную стратегию развития. Как пояснил ранее в интервью РИА «Новости» замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, формирование зон пройдёт в три этапа. В 2017 году будет определена концепция каждой зоны, до 2020 года — намечен запуск пилотных проектов и создание технологической базы. И уже с 2025 года опорные зоны должны начать полноценную работу.

Эти меры призваны решить серьёзнейшую проблему оттока населения из северных регионов.

По данным профсоюзов, с 90-х годов численность населения Республики Коми сократилась на 22%, Магаданской области — в несколько раз. За последние пять лет российский Север покинули около 130 тыс. человек, причём чем севернее район, тем интенсивнее оттуда уезжают люди. По прогнозу Архангельскстата, к 2020 году население Поморья сократится на 20%, похожая ситуация отмечается и в Мурманской области. Чаще всего в качестве причины отъезда люди называют отсутствие перспектив и низкую заработную плату. При этом цены на коммунальные услуги и продовольствие в северных регионах остаются одними из самых высоких в стране. В прошлом году по инициативе правительства РФ Архангельская и Мурманская области были включены в программу по привлечению трудовых ресурсов.

Эксперты считают, что одного денежного поощрения для привлечения людей на Север мало: в конце концов, заработать можно и в других регионах, с более благоприятным климатом. Чтобы остановить отток кадров, необходим целый комплекс мер. Это в первую очередь повышение престижа Севера, а также улучшение жилищных условий и социальной инфраструктуры.

Участники Арктического форума займутся разработкой государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также обсудят кадровые проблемы региона.

«Мы возлагаем большие надежды на создание мурманского транспортного узла, который должен объединить транспортные потоки добываемых на шельфе углеводородов. Это повлияет на количество рабочих мест. В целом главной проблемой является низкий уровень зарплат. Существуют и другие причины. Главная проблема — малый и средний бизнес чувствует себя не очень уверенно, особенно на севере, где он вынужден нести дополнительные издержки. Но есть и множество других причин», — отметил Игорь Чернышенко.

«В качестве меры развития можно создать свободный порт и принять меры, стимулирующие появление новых рабочих мест. Таких предложений немало, но пока что они не получили дальнейшего развития», — добавил Чернышенко.

Западные СМИ уделяют все большее внимание разворачивающейся «битве за Арктику» — важнейшем геополитическом сражении 21 века. Аналитики признают, что в этом новом «арктическом походе» Россия и Китай сумели перехватить инициативу, в то время как страны Запада во главе с США «проморгали» Арктику.

Хотя о новом геополитическом значении Арктики пишут уже несколько лет, важнейший импульс этой теме дал визит Владимира Путина на Ямал в декабре прошлого года, когда была успешно запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» и был отправлен первый танкер со сжиженным природным газом на азиатские рынки. Также в 2017 году российский танкер доставил СПГ по Севморпути из Норвегии в Южную Корею без сопровождения ледокола. Это стало возможным благодаря глобальному потеплению, которое открыло для судоходства ранее скованные льдами воды Северного Ледовитого океана. По прогнозам специалистов, уже к 2030 году беспрепятственная навигация станет доступной в летние месяцы. Это будет иметь колоссальные экономические и геополитические последствия: северный морской путь из Китая в Западную Европу станет на 10-15 дней короче традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, под арктическими льдами могут находиться до 30% мировых запасов неразведанного газа и нефти, не говоря о редкоземельных металлах, алмазах и рыбных ресурсах. Арктика уже сейчас представляет громадный интерес не только для стран арктической зоны, прежде всего России, США, Канады и Норвегии, но и для других мировых игроков, таких как Китай.

Для России этот регион с точки зрения нефтегазовых ресурсов и судоходства имеет жизненно важное значение, и свою сферу влияния в Арктике она никому уступать не намерена. Именно поэтому Россия создает здесь новые военные базы и строит систему противоракетной обороны. По мнению экспертов, Россия значительно опередила США в области военно-стратегического освоения Арктики. Вашингтон, хотя и с запозданием, также включился в гонку за арктические ресурсы. Министр обороны Джеймс Мэттис назвал Арктику регионом исключительной стратегической важности для Америки как с экономической, так и военной точки зрения, а президент Дональд Трамп принял первые шаги по отмене введенного Бараком Обамой запрета на бурение в Арктике и на Аляске. Наблюдатели отмечают, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, что затрудняет выработку международных соглашений по Арктике. Это означает также, что США могут доказывать свое право на континентальный шельф Арктики с позиции силы — в обход международного права. Всего США имеют три ледокола, но на ходу лишь два, и ни один из них не является атомным. Основной ледокол «Полярная звезда» построен в далеком 1976 году. Для сравнения, Россия имеет более 40 ледоколов, включая пять атомных. По 6-7 ледоколов у Финляндии, Швеции и Канады, но ни один из них не является тяжелым. Кроме того, Россия активно строит СПГ-танкеры ледового класса. В начале этого года танкер-газовоз «Эдуард Толль» стал первым танкером, прошедшим по Севморпути без сопровождения ледокола, поскольку сам способен разбивать льды толщиной до двух метров. Головным судном этой серии является газовоз «Кристоф де Маржери», который был построен в ноябре 2016 года, а всего на воду в России будет спущено на воду 15 СПГ-танкеров ледового класса.

Контекст

Новый российский экраноплан захватит Арктику

CAN News 26.07.2018

Зачем Китаю атомные ледоколы?

ИноСМИ 29.06.2018

Обновленный «Лидер» сдержит США

Sina.com 05.12.2017

Наблюдатели обращают внимание на то, что правовой статус Арктики, в отличие от Антарктиды, пока не урегулирован. Многие государства, в первую очередь Россия, выдвигают претензии на новые участки арктической зоны. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает ширину территориального моря (включая дно и недра) в 12 миль, исключительную экономическую зону — в 200 морских миль. При этом режим плавания по трассам Севморпути исторически рассматривается как национальная транспортная коммуникация России. Свои претензии на дополнительные акватории и шельф Северного Ледовитого океана готовы выставить не только Россия, но также Канада, Дания (Гренландия), США и Норвегия. Однако РФ наиболее активно настаивает на расширении границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, соответствующая заявка подана в ООН. Западные СМИ цитируют в этой связи заявление Владимира Путина, что в этом и следующем столетии Россия будет прирастать Арктикой. В 2007 году российские исследователи установили в районе Северного полюса на глубине свыше четырех километров российский флаг, а в 2014 году Россия провела крупнейшие арктические маневры, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 50 боевых кораблей и свыше 100 самолетов. Это чрезвычайно встревожило страны НАТО, поскольку совпало по времени с конфликтом на Юго-Востоке Украины. По данным датских спецслужб, Россия модернизировала шесть военных баз на арктических островах и разместила на них тактическую авиацию. Кроме того, в Северном ледовитом океане размещена основная часть российских атомных подводных лодок и ледоколов. Американский сайт «Дифенс энд Аэроспейс рипорт» (Defense & Aerospace Report) сообщил, что Россия введет в 2020 году в строй два ледокола, оснащенных крылатыми ракетами.

Китай также стремится нарастить свое присутствие в арктическом регионе и строит свой второй ледокол. В январе 2018 года Пекин впервые официально озвучил свои стратегические цели в Арктике: КНР «является страной приарктической зоны» и будет активно инвестировать в этот регион, в том числе направлять суда в северные экспедиции с тем, чтобы подготовить к эксплуатации «полярный шелковый путь». Китай также заинтересован в нефтегазовых, редкоземельных и рыбных богатствах региона. Наблюдатели отмечают, что Китай приобрел 20% в проекте «Ямал СПГ». Особенно привлекателен для китайцев Северный морской путь в Европу, который позволяет сократить маршрут на 2-3 недели и позволяет обойти нестабильные зоны Южной Азии и Ближнего Востока. Пробный рейс Шанхай-Роттердам показал, что этот путь на одну треть короче южного маршрута. Новозеландская исследовательница Анн-Мари Брэди в книге «Китай как великая арктическая держава» (China as a Polar Great Power) пишет, что на сегодняшний день Китай выделяет больше средств на освоение Арктики, чем все остальные страны, в том числе на новые полярные базы, морскую инфраструктуру, строительство ледоколов и спутниковую связь. Брэди отмечает большие геополитические амбиции Китая, которые планомерно осваивает Арктику в масштабах, которым могут позавидовать ведущие державы мира.

В последние месяцы западные СМИ все больше нагнетают воинственную риторику вокруг Арктики, заголовки пестрят угрозами: «Холодная война в Арктике» (), «Умереть за Шпицберген» (), «Ледяные войны» (), «Россия и Америка готовятся к войне за Арктику» (Рейтер) и т.д. При этом многие аналитики считают, что значение Арктики пока сильно преувеличено, а громкие заявления по этой теме носят скорее пропагандистский характер. Этот регион по-прежнему труднодоступен, суровый климат мешает строительству городов и военных баз. Северный морской путь замерзает зимой, а судоходство по нему ограничено летним периодом. Разработка нефтегазовых и других месторождений на глубоководном шельфе Арктики пока не оправдывает себя с экономической и технологической точек зрения. Эксперты предостерегают от излишнего оптимизма: Северный морской путь еще надо подготовить для навигации, необходимо построить много судоремонтных и спасательных станций. Перенаправить на север десятки тысяч судов, которые идут сегодня через Суэцкий канал, представляется пока нереальным. Только крупные международные консорциумы могут себе позволить арктические проекты, и это делает необходимым сотрудничество многих стран. Вот почему взаимодействие в Арктике, этом последнем «неосвоенном» регионе мира абсолютно необходимо. С 1996 года активно функционирует «Арктический совет» — региональная организация, в которую входят восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). Пока что они согласуют экологические, спасательные, исследовательские и гуманитарные проекты, однако со временем сфера взаимодействия может расшириться. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что в период резкого обострения отношений между Востоком и Западом именно Арктика может стать объединяющей темой, все страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве на этом геополитическом участке. Вместе с тем, по мнению Ишингера, Арктика может стать ареной острого военного противостояния, и надо сделать все, чтобы избежать конфронтации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Второго января к новому месту службы – на Северный флот – прибыл новейший дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Событие, прямо скажем, не рядовое. Особенно если взять во внимание, что этот ледокол стал первым за последние 45 лет созданным специально для Военно-Морского Флота России.

Нашим зарубежным соседям «странам-партнерам» можно было хотя бы для приличия порадоваться за сей факт. Ну, или как минимум скромно промолчать. Увы. Буквально на следующий день в своей статье в газете The Wall Street Journal бывший заместитель госсекретаря США Пола Добрянски совершенно «случайно», без какой-либо привязки к нашему ледоколу, призвала западные страны укрепиться в Арктике для противостояния угрозам со стороны России. Экс-политик сделала акцент на Арктическом регионе, который является крайне важным не только на перспективу в плане добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты национальной безопасности с севера. Особенно она посокрушалась, что если тенденция к глобальному потеплению и таянию арктического льда сохранится, Северный морской путь будет открыт на протяжении всего года. А это не только существенно увеличит значение региона, изменив карту глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления.

В своей статье Добрянски призывает «исправить» эту ситуацию. По ее мнению, администрация Трампа должна устроить Москве решительное противостояние. Для этого Вашингтону необходимо нарастить военную инфраструктуру в Северном регионе, обязательно разместить штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является здесь «предводителем НАТО и всего мира».

Эта американка украинского происхождения настолько непосредственна, что, призывая раздуть огонь холодной войны в Арктике, открытым текстом дает понять: США ради собственного экономического превосходства не остановятся ни перед чем. И еще, не до конца, по-видимому, осознавая, что творит, она расписывается в слабости позиций своей страны в регионе. Ну нет у них здесь ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа; ни соответствующих сил ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в условиях Арктики… Есть лишь непомерные амбиции и огромное желание диктовать всем свои условия.

Не будем сейчас вспоминать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой морские государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 морских миль от береговой черты. В случае если шельф простирается дальше этого рубежа, страна может расширить свои владения до 350 миль и получить контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми. При этом следует отметить: Россия ни на метр не превысила своих полномочий, предписанных конвенцией. Не будем также говорить, насколько велик объем этих ресурсов в Арктическом регионе. По данным профильных специалистов ООН, здесь сконцентрировано до четверти всех мировых запасов углеводородов. Только одной нефти в Арктике почти в 2,5 раза больше, чем всех российских ресурсов вместе взятых.

Зато лучше порадуемся за прозорливость руководства нашей страны при принятии решений. Насколько прав был Верховный главнокомандующий Владимир Путин, поручивший в апреле 2014 года укрепить границу в Арктике и создать здесь единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок. А также образовать военно-административную единицу Вооруженных Сил РФ в этом регионе под названием Объединенное стратегическое командование «Север». Для его названия еще используется термин Арктические войска. Зона ответственности этих войск простирается от Мурманска до Анадыря.

Воинские подразделения, дислоцирующиеся на береговых и островных территориях, сведены в Объединенную тактическую группу, которая уже в октябре 2014 года приступила к выполнению возложенных на нее функций. Все подразделения оснащены современным вооружением и техникой, в том числе береговыми комплексами «Рубеж» с крылатыми ракетами «Термит-Р» и зенитно-ракетными комплексами малой дальности «Панцирь-СА» и «Тор-М2ДТ».

… Ни для кого не секрет, что в арктических границах Евразии и Америки находится полтора десятка государств, большинство из которых – члены НАТО и ЕС. Каждая из этих стран имеет свой выход к морю и каждая вправе претендовать на собственную 200-мильную экономическую зону. Но, насколько мне известно… Ни одно из государств даже в далеком приближении не имеет с Россией паритета ни по одной из позиций в освоении Арктики. Никто при этом не надувает щек и никому ничего не пытается доказывать. Только американцы, которые до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН-1982, усматривают угрозу со стороны России. Причем не только для своих интересов, хотя они не получили международного определения границ своего шельфа, но и для морских путей сообщений и коммуникаций в целом. И опять под эту марку им нужно наращивать военную инфраструктуру – и свою, и НАТО, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, кто в доме хозяин.

Не хотелось бы заниматься сегодняшним противопоставлением нашей и американской военных составляющих в Арктике и тем более вдаваться в далекую историю ее покорения, которая берет начало еще в XVII веке. Однако кое-какие соображения плюс собственный опыт по части покорения полюса и плавания по морям Северного Ледовитого океана у меня имеются. Так вот, июль 1962 года, когда наша первая атомная подводная лодка «К-3» на которой старшим был контр-адмирал Александр Иванович Петелин, впервые в истории страны всплыла на Северном полюсе, можно считать началом эры плавания наших подводников под толщей паковых льдов.

Не знаю точной статистики по состоянию на начало нынешнего года, когда боевое дежурство под арктическим ледяным панцирем для наших подводников стало стандартной процедурой, но только к концу 90-х годов советскими и российскими подводниками было совершено свыше 60 походов подо льдами Арктики. В том числе на Северный полюс, Северным морским путем от Кольского полуострова с всплытием в районе Камчатки и даже кругосветка отряда подводных лодок Северного флота без всплытия. Что-то я не слышал, чтобы подводники какой-то другой морской державы рапортовали своему командованию о чем-то подобном.

У меня, например, вызывает удивление почему американские подводники, которые на четыре года раньше наших покорили на своем «Наутилусе» Северный полюс, как-то очень заметно поотстали в деле обучения экипажей лодок практическим действиям во льдах. Не хочется ерничать по поводу вмерзшей в лед американской многоцелевой атомной субмарины, которая аварийно всплыла в Арктическом регионе (этот сюжет не очень давно «прокатился» по всем сетям Интернета), потому что от аварийных ситуаций в море не застрахован никто. Но есть факт, от которого отмахнуться нельзя. Наличие атомных подводных ракетоносцев и обученность личного состава выполнять поставленные задачи – это ключевой аргумент в любой зоне действия и в любое время, с которым вряд ли кто-то посмеет не согласиться…

Добавить к словам Героя РФ нечего. Учитывая, что Арктический регион очень перспективен, можно не сомневаться: противостояние, нагнетаемое Соединенными Штатами Америки, будет усиливаться. Но поскольку за океаном прекрасно понимают, что победить в этом противостоянии в обозримом будущем у них вряд ли получится, они обязательно прибегнут к испытанным средствам. А значит, нам следует ожидать и мощнейшей порции информационных атак, и какого-нибудь очередного санкционного пакета против России.

Двусторонние контакты в международной практике являются делом обычным и постоянным. Вот и визит госсекретаря Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон 1-2 июня с.г в Норвегию, казалось бы, не был объявлен как нечто особенное. После пребывания в столице Норвегии городе Осло миссис Клинтон в сопровождении министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе отправилась на север этой страны в город Тромсё. Здесь состоялись переговоры, касавшиеся проблем Арктики, а если быть точнее — проблем борьбы за Арктику, которая постепенно входит в активную фазу. Переговоры проходили за закрытыми дверями, многое за этими дверями и осталось, и судить о них можно лишь по последовавшей пресс-конференции.

О чем конкретно шла речь? Первое, что обратило на себя внимание, – это неумеренная активность двух политиков в сферах, где полномочий представителей только двух арктических стран явно недоставало.

Речь шла в первую очередь о возможности «интернационализации» ресурсов Арктики и Северного морского пути. Американцы и норвежцы выразили намерение «устанавливать правила» для этого региона мира. По словам Х.Клинтон, «администрация президента Обамы настаивает на ратификации закона Конвенции о морях, который обеспечивает международную основу для изучения новых возможностей в Арктике. Конвенция устанавливает правила движения, которые защищают свободу судоходства, обеспечивают безопасность на море, служат интересам каждой нации, которая пользуется морскими путями для коммерции и торговли, а также устанавливает основу для разведки природных ресурсов, которые могут присутствовать в Арктике». Казалось бы, все выглядит гладко, но за этой благозвучной фразой кроется большая проблема – проект закона Конвенции существует давно, но он так и не предложил универсального варианта разделения международной и национальной компетенции ни в прибрежных, ни в экономических зонах арктических государств. Его следует «довести до ума», но как раз этого американцам и норвежцам не нужно. С теми «дырами», какие проект имеет сейчас, он позволит истолковывать интересы разных государств в Арктике по праву сильного.

Более того, в Арктике не достигнуто разделение шельфов по национальной принадлежности, и соваться туда со «свободой международной деятельности» означает стремительно наращивать клубок проблем, чреватых самыми драматическими последствиями. Например, претензии России на владение хребтом Ломоносова ничего кроме смятения на Западе не вызвали. Российские ученые установили, что хребет, начинаясь от российского побережья, пересекает центральную часть Северного Ледовитого океана и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге. Ширина варьируется от 60 до 200 км. Это огромная территория, далеко выходящая за пределы 200-мильной экономической зоны РФ. В 2002 году Россия обратилась с заявкой в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, в которой аргументировалось предложение об установлении новых границ континентального шельфа России, выходящих за пределы установленной 200-мильной зоны (однако в пределах российского Арктического сектора). Одним из аргументов российской стороны было утверждение о том, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением континента. Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила российскую заявку и вопрос о перспективах освоения шельфа завис в воздухе.

Это типичный пример того, что огромное Арктическое пространство в определенном смысле напоминает территорию Дикого Запада, в которую готовы устремиться переселенцы из разных стран, утверждая свои захваты правом сильного. Именно на это и похожи намерения американских и норвежских политиков.

В целях реализации своих амбиций они собираются использовать международный инструмент Арктического совета.

Арктический совет был создан в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты природы уникальной полярной зоны. Он состоит из восьми государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). И занимается проблемами экологии Севера, а также сотрудничеством в авиационном и морском поиске и спасении.

Казалось бы, такого рода организации можно только приветствовать, если бы не одно «но». Но чем дальше, тем больше: совет становится органом на услужении основных западных участников, и в первую очередь США, а Россия все больше и больше отодвигается на периферию этой активности. Вот и на сей раз госсекретарь США обозначила в составе Арктического совета некий «центр» из пяти стран: США, Норвегии, Швеции, Исландии и еще одной, не названной страны (но явно не России), который и «станет ядром» освоения Арктики.

В Тромсё к 2030 году будет построен международный центр, и именно здесь разместится постоянный секретариат Арктического совета. К тому же США были названы «важнейшим» государством Арктического совета, как бы автоматически получая роль координатора и куратора его работы. О крупнейшей державе арктического побережья – России, контролирующей весь Северный морской путь, – не шло даже и речи.

Зато высказанные планы, как и положено, звучали благостно. В них и слова не было сказано о реальных амбициях участников, зато многоречиво повествовалось о спасении арктической экологии. В частности, Х.Клинтон заявила: « Соединенные Штаты и Норвегия намерены поощрять ответственное управление этими ресурсами(?) , и мы сделаем все возможное для предотвращения и смягчения последствий изменения климата. Я выделяю новые партнерские отношения, что я определила как «Коалицию за климат и чистый воздух» (the Climate and Clean Air Coalition), и мы очень рады, что Норвегия является членом ее. Поэтому я хочу поблагодарить Норвегию за внесение первоначального обязательства в полтора миллиона долларов, а также залог Норвегии в один миллион долларов специально на целевую программу по черному углероду в Арктике. Я очень благодарна, что у нас была возможность встретиться с главой Statoil и представителем новой компании Norwegianers и с ExxonMobil и обсудить с ними возможности сокращения выбросов метана и сажи нефтяными и газовыми компаниями в процессе собственного производства…»

Казалось бы, Х.Клинтон умело подменила арктическую проблематику проблемой экологии, только неясно, какое отношение участники имеют к «ответственному управлению (чужими!) ресурсами» и идет ли речь в программе по черному углероду в Арктике только о предотвращении разливов нефти или о чем-то другом?

Некоторое разъяснение этим вопросам дает следующая фраза Х.Клинтон: «…и вы правы, что многие страны поглядывают на то, что станет потенциалом для разведки и добычи природных ресурсов, а также на новые морские пути, и все чаще выражают заинтересованность Арктикой. И мы хотим, чтобы Арктический совет оставался главным учреждением, которое занимается вопросами Арктики. Таким образом, одним из вопросов повестки дня, как мы представляем, является возможность для других стран, очень далеких от Арктики, больше узнать об Арктике. Эти страны должны быть интегрированы в рамках сотрудничества, которые мы создаем и, по сути, устанавливаем некоторые стандарты, которым, нам хотелось бы, следовали все».

Миссис Клинтон мягко стелет. Но из сказанного становится очевидным, что Арктический совет превращается в структуру, курирующую весь процесс освоения Арктики, и это будет делаться под руководством узкой группы государств, обозначенной на встрече в Тромсё.

Процесс освоения Арктики без привлечения к нему России (или невключение ее в «ядро управленцев») будет являться подобием самозахвата чужой территории, потому что без претензий на «освоение» богатств, которые Россия считает своими, здесь обойтись не может.

Русская арктическая территория является богатейшей в этом районе. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, русская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). В Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.

Кроме того, «самозахват» нельзя исключать потому, что реальные возможности РФ защищать свои интересы в Арктике резко снижены. Слабость конкурента всегда была для потомков покорителей Дикого Запада главным основанием для того, чтобы игнорировать его интересы.

Сильно ослаблено военное прикрытие Севера. Северный флот стареет и практически не пополняется новыми кораблями. В его состав входят (не считая атомные ракетные подлодки, относящиеся к СЯС) 16 атомных (7 в ремонте) и 7 дизельных (1 в ремонте) подлодок, 1 авианосец, 3 крейсера (1 в ремонте), 2 эсминца, 5 больших (2 в ремонте) и 6 малых (3 в ремонте) противолодочных кораблей, 3 малых ракетных корабля, 7 тральщиков, 5 десантных кораблей (3 в ремонте). Из ремонта в нашем ВМФ корабли возвращаются в строй крайне редко. Гораздо чаще из него идут на разделку. Из надводных кораблей более или менее современными и боеспособными являются лишь введенные в строй в 90-е годы атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко».

Если иметь в виду, что протяженность нашего арктического побережья насчитывает почти 20 тыс. км, а Северный флот, по сути, считается не только и даже не столько «северным», сколько «атлантическим» и призван решать стратегические задачи, то становится ясным, какова нехватка военно-морского потенциала на этом направлении. Для ВМС НАТО, состоящего из сотен боевых кораблей, это не соперник.

Не лучше обстоит дело и с охраной побережья. Группировка Вооруженных Сил РФ дислоцируется лишь на самом западном его краю, на северо-западе Кольского полуострова. Это 1 мотострелковая бригада, 1 бригада морской пехоты, 3 авиабазы и 2 зенитно-ракетных полка С-300П. Суммарно они включают примерно 100 танков, более 100 БТР, свыше 100 артиллерийских систем и 60 боевых самолетов, около 30 ударных и столько же транспортных вертолетов. Если двигаться вдоль побережья на восток, то еще найдется всего одна боевая часть – зенитно-ракетный полк С-300П под Северодвинском. Дальше – до Берингова пролива – нет ничего.

Атомный ледокольный флот деградирует и не обновляется более 20 лет. В случае если иностранные компании начнут массово ставить в экономической зоне РФ буровые платформы, то у России возникнет большая проблема силового воспрепятствования этой тенденции, так как для этого нужны специальные силы и средства. Тем более проблема вырастет, если эти буровые платформы возьмут под защиту ВМС соответствующих государств. Реальна ли такая угроза? В последние годы США, Канада, Дания, Норвегия резко активизировали свои арктические военные программы. Заговорили даже о Северном «Мини-НАТО» в составе Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Канада планирует создать к 2012 году арктические ВМС, построив 8 боевых кораблей арктического класса. Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.

Отдельной главой следует рассматривать проблему Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья .

После экспедиции Отто Шмидта (1932 год) Северный морской путь Мурманск – Владивосток работал постоянно. Даже Отечественная война не смогла приостановить его работы. Но сейчас функционирует только отрезок от Мурманска до Диксона, а Севморпуть нужен мировой экономике в прежнем виде. Значит, вскоре обозначится интерес к его восстановлению со стороны зарубежных государств. Тем более что в результате глобального потепления значительная часть льдов Арктики и Антарктиды подверглась разрушению и Северный путь становится всё более доступным.

Северный путь более выгоден, чем путь через Суэцкий канал. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42 дня. Экономия времени, топлива, а это всё довольно существенные деньги, да и безопаснее – в Малаккском проливе и особенно в Красном море шалят пираты. Это лакомый кусок, который не может остаться без внимания международных корпораций. Поэтому уже сегодня в Южной Корее и КНР, не имеющих отношения к Арктике, быстрыми темпами развивается программа строительства ледоколов.

Что же делается Россией для выправления ситуации?

Российское правительство разработало «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» еще несколько лет назад. На первом этапе 2008-2010 гг. ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции, присутствовавшие и ранее, только усугубились. МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов — в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».

До 2020 года планируются:

— модернизация портов;

— МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики, в зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути. Места будущих центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами;

— в 2011–2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России, рассматривают прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет»;

— есть планы создания в Петропавловске-Камчатском международного порта, крупного транспортного узла на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой.

Это все нужные и полезные планы, но они не предусматривают вероятность жесткого столкновения интересов в этом районе мира. Поэтому кроме мер, предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике…», крайне необходимо:

— немедленно начать строительство нового ледокольного флота;

— стимулировать сырьевые корпорации на разработку национального шельфа независимо от его признания ООН;

— разработать комплексную программу по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;

— немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировав его на главную задачу – защиту Русской Арктики;

— создать специальное боевое подразделение, способное реально представлять силовые аргументы в точках будущего столкновения интересов в этом районе мира;

— на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции, не дать Западу добраться до русских кладовых Севера.

В целом же эксперты говорят о том, что потенциал русской Арктики дает возможность разработать национальный мегапроект, который стал бы одним из основных локомотивов модернизации экономики. Но для того чтобы включиться в начинающуюся «Северную гонку», России придется напрячь усилия и сконцентрировать на данном направлении колоссальное количество средств.


Дмитрий Седов

http://www.fondsk.ru/rubrics/avtorskaja-kolonka.html