Разработка классного часа:

«Что может помочь в планировании карьеры»

Цели:

1. Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных требованиях к профессионалу, о профессиональной карьере и об основных направлениях ее роста;

2. Способствовать формированию личностных качеств учащихся- целеустремленности, инициативности, здравомыслия;

3. Показать роль и место самовоспитания при планировании карьеры;

4. Развивать способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументировано вести беседу.

Ход классного часа:

В начале классного часа ведется дискуссия «Зачем люди работают?». Утверждения показываются на слайде. Все учащиеся их изучают и отдают свое предпочтение одному из них. Каждый отстаивает свое мнение

(единомышленников можно объединить в группы).

Утверждения:

1. Люди работают, чтобы разбогатеть.

2. Люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду.

3. Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться.

4. Люди работают, потому что применить свои способности для общей пользы.

5. Люди работают, потому что им нравится работать.

6. Люди работают, потому что видят в этом смысл.

7. Люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии.

Учитель: Итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы… А с какой целью будете работать вы?(Выслушиваются мнения учащихся.) какие задачи стоят перед вами в настоящее время, реализация которых смогла бы решить те проблемы, ради которых вы будете трудиться по окончанию школы? (Выслушав все мнения, учитель делает вывод.)

Вывод: Необходимо успешно закончить учебу в школе, приобрести необходимые знания, умения, навыки для последующего роста профессиональной карьеры.

Прежде всего, необходимо выяснить, что такое карьера. (слайд) В точном переводе с итальянского - это бег, жизненный путь. А если быть точнее, карьера- это:

1. Продвижение в какой-либо сфере деятельности.

2. Достижение известности, славы.

3. Род занятий, профессия.

Профессиональная карьера- это профессиональное продвижение, профессиональный рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством.) (слайд)

Кроме того, карьера - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определенной должности. Можно выделить два вида карьеры:

Горизонтальную: рост профессионального мастерства (оно всегда с вами);

Вертикальную: рост в должности (может рухнуть в один день). (слайд)

Вертикальная и горизонтальная карьера - это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом, они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру - значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в три раза превосходит средние показатели. При планировании карьеры человек с самого начала должен решить для себя, какого служебного положения он хочет добиться, какого уровня дохода он желает и что для этого нужно? Это поможет формулировать, а потом регулярно пересматривать и уточнять, особенно в переломные моменты, личные цели. О карьере человек должен думать постоянно и составлять на ближайшие годы альтернативные варианты продвижения по службе. Рост сложившегося специалиста оценивается сроками 3-5 лет: именно столько в среднем требуется работнику, чтобы овладеть «секретами мастерства», стать профессионалом на своем рабочем месте. (слайд)

Профессионал:

1. Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области.

2. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать.

3. Знает своих коллег, завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами, работодателями.

4. Умеет организовывать работу других и свой труд.

5. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.

Профессионализм - обладание человеком набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы. Вывод: для успешного овладения карьерой недостаточно иметь определенные профессиональные знания, умения и навыки, а необходимо обладать определенными чертами характера, которые будут способствовать успешному карьерному росту. Это и уверенность в себе, и решительность, и коммуникабельность и т. д. Давайте самостоятельно определим черты своего характера:

Мои положительные черты:

Мои отрицательные черты: (слайд)

Посмотрите, каких черт характера у вас больше и наметьте план работы над собой, который может выглядеть так: (слайд)

Какие черты характера я уже имею, чтобы овладеть избранной профессией:

Что нужно изменить в себе:

Какими приемами и методами я собираюсь достичь цели:

И все же не достаточно просто наметить план самовоспитания, необходимо успешно следовать ему, фиксировать поступки в своем дневнике. Это будет служить вам самоконтролем. И вы первыми сможете заметить и оценить изменения в вашем характере, так как любой человек всегда лучше постороннего все знает о себе. Для того чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость. Ее необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.

Подведем итоги:

1. Какие же качества необходимы человеку для успешной карьеры?

2. Что делать, если человек не обладает необходимыми качествами для успешной карьеры?

Напутствие: (слайд)

Идите настойчиво к намеченной цели, воспитывайте волю и самодисциплину.

Дерзайте. И помните, что самовоспитание - тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой

Утверждено: Согласовано:

Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР

Портнова Г.П. Осинская Н.Н.

______________________ ______________________

«___»_______________2015 «___»_______________2015

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ»

Ступень обучения: 2

Класс: 9 классы

Срок реализации: 1 год

Примерная программа: развернутое тематическое планирование составлено на основе программ Н.Р.Огневой, Симоненко Л.А, Резапкиной Г.В.

Составитель: Коломиец Ю.Г.

Педагог-психолог МОУ « C ОШ№ 7»

г. Стрежевой - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс……………………………………………………………............3

    Пояснительная записка

    Актуальность

    Практическая значимость

    Вид программы

Цель и задачи программы……………………………………………………………………3

Отличительные особенности программы…………………………………………….……4

    Базовые теоретические идеи.

    Ключевые понятия

    Этапы реализации, их обоснование и связь

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа…………….4

    Возраст детей и их психологические особенности

    Особенности набора

    Число обучающихся по годам обучения

    Режим занятий: общее количество часов в год, число часов

и занятий в неделю, периодичность занятий

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Уровень результатов работы по программе……………………………………………….5

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………5

Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………....5

    Кадровое

    Материально-техническое.

    Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов

    Финансовое

    Информационно-методическое (пособия, методическая

литература и т.п., интернет)

Содержание программы……………………………………………………………………...6

Список литературы…………………………………………………………………………6-7

    Литература, используемая педагогом для разработки

программы и организации образовательного процесса

Учебно-тематический план………………………………………………………………..7-8

Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределение «Путь в профессию»………………………………………………………………………………..9-11

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность

С 2006/2007 учебного года начался период перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и соответственно с 2005/2006 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9 классах. На сегодняшний день по данным социологических исследований каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, второй после окончания ВУЗа работает не по специальности.

    Практическая значимость

Элективный курс «Планирование карьеры» помогает учащимся 9 классов определиться с выбором будущей профессии посредством самодиагностики своих профессиональных способностей, склонностей, ценностей. На основе полученных знаний обучающиеся на уроках проводят самоанализ собственной профпригодности к той или иной сфере профессиональной деятельности. Посредством современных методик и технологий учатся строить, планировать и прогнозировать траекторию своего личного профессионального плана. Полученные знания позволяют сформировать осознанное и адекватное представление о себе как о субъекте будущей трудовой деятельности. Все перечисленное формирует у старшеклассников высокий уровень готовность к профессиональному самоопределению, которое в свою очередь обеспечивает уверенность в себе и своих силах.

    Связь с уже существующими по данному направлению программами

Программа представляет собой углубленный модуль курса «Основы социализации личности». Помимо этого, элективный курс «Планирование карьеры» (как психологический) тесно связан с такими школьными предметами как история, обществознание, биологией, литературой и русским языком.

    Вид программы

Программа является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки профессионального самоопределения, а также базовые психологические знания о профессиональных способностях, склонностях, ценностях и т.д., которые помогают успешному планированию своей профессиональной карьеры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели курса:

1) Формирование психолого-педагогический условий для осознанного и адекватного выбора будущей траектории профиля обучения.

2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе как о субъекте выбирающего профессию и мире профессий.

Задачи курса:

    Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня профессионального самосознания, определения профессиональной позиции в жизни.

    Формирования адекватного оценивания себя и своих способностей и склонностей к той или иной профессии.

    Формирование готовности к профессиональному самоопределению (информационному, эмоциональному, волевому).

    Развитие навыков построения профессиональной карьеры.

    Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

    Базовые теоретические идеи

Программа элективного курса «Планирование карьеры» основана на идеях таких известных психологов: Климова, Пряжникова, Борейши, Холланда, Йовайши.

    Ключевые понятия.

Карьера – это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать административную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.

Самоопределение – процесс развития человека.

Профессиональное самоопределение – определение критериев профессионализма.

Успех – ощущение счастья, удачливости, везения, гармонии, спокойствия жизни в целом.

    Этапы реализации, их обоснование и связь.

Программа элективного курса «Планирование карьеры» состоит из 2-х учебных разделов:

    Секреты выбора профессии и карьеры (программа экспресс - диагностики Г.В. Резапкиной).

    Профессиональный успех и карьера (продолжение курса «Основы социализации личности»).

Учебный раздел «Секреты выбора профессии и карьеры» предназначен для актуализации процесса профессионального самоопределения, развития навыков самопознания, совершенствования и психокоррекции профессионального выбора и готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога.

Раздел «Профессиональный успех и карьера» предназначен для развития и совершенствования навыков планирования своей профессиональной карьеры. Данный раздел включает развивающие игры «в профессию». Игровые занятия, способствующие развитию личности обучающихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии и в целом направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

    Возраст детей, их психологические особенности

Программа адресована для учащихся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Потребность в самопознании, самопонимании является особо актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития и самоопределения (личностного, профессионального, социального, семейного и жизненного). В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе из-за этого переживают страх, сильное волнение. Главным образом, такое повышение тревожности вызвано особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути.

    Особенности набора детей на курс

Элективный курс «Планирование карьеры» является углублением в области спихологических знаний и коррекциооно-развивающим. Набор детей осуществляется по желанию, т.е. формируются группы. Также данный элективный курс предлагается учащимся из других школ. По окончании курса ставиться зачет.

    Число обучающихся по годам обучения.

Максимальное число детей в группе – до 20 человек. Группы набираются каждую четверть.

    Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.

Количество занятий в год – 64 часа. Общее количество занятий в четверть – 16 часов. В неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.занятия проводятся каждую пятницу. Время проведения занятий – 40 минут.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Обучающиеся владеют :

    Навыками построения и планирования профессиональной карьеры.

    приемами самопознания и самосовершенствования.

Обучающиеся умеют :

    определять свои способности,

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,

    строить стратегию своего будущего.

У обучающихся 9 классов сформированы :

    представления о своем личностном и профессиорнальном потенциале,

    профессиональная стратегия дальнейшего развития .

Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования и тестирования показателей готовности к профессиональному самоопределению следующим образом:

1 уровень – высокий (высоко сформированы)

2 уровень – средний (достаточно сформированы)

3 уровень – низкий (слабо сформированы)

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Достигнутые результаты и их динамика проверяются при помощи диагностической методики 2 раза в четверть: в начале и в конце курса. Для сбора и анализа результативности элективного курса используется анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование современных психологических методик (диагностические, проективные, развивающие, игровые, арт-терапевтические и т.д.).

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, профориентационные игры и упражнения, практические занятия, метод конкретных ситуаций.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Кадровое

Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.

    Материально-техническое

Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.

    Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.

Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.

    Финансовое

Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).

    Информационно-методическое

Выход в интернет, современные, разработанные УМК – учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.

Литература для учителя.

    Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.

    Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015». Комплект материалов для преподавателя.

    Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. //Вопр. психол. № 1, 2001. стр.57 – 66.

    Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.

    Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.

    Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.

Литература для учащихся

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ» 9 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Дата (сроки)

Используемый ресурс/содержание

Вид контроля

Раздел 1. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И КАРЬЕРЫ (8 часов).

1

Знакомство. Введение в элективный курс «Планирование карьеры».

1 час

сент

Упражнение «Снежный ком», игра «Автопортрет»

Записи в тетрадях. Анкета «Путь в профессию»

2

В мир профессии «по компасу» (продолжение)

1 час

сент

Лекция, обсуждение, тест Дж. Голланда Упражнение «Визитка», дискуссия

Выполнение упражнений

3

Знакомство с миров профессий

1 час

сент

Лекция, обсуждение, профориентационая игра «Или-или» Климова, тест «Цвет и профессия»

Записи в тетрадях

4

Знакомство с миром профессий (продолжение)

1 час

сент

Упражнение «Молекула профессионального будущего», обсуждение

Выполнение упражнения в тетрадях

5

Здоровье и профессия

1 час

сент

Лекция, тест «Вегетативная лабильность», обсуждение

Записи, выполнение теста

6

Медицинские противопоказания

1 час

сент

Упражнение «Профессия и здоровье»

Выполнение упражнения

7

Знания и карьера

1 час

сент

Мини-лекция, тест «Эрудит», упражнение «Реклама профиля»

Записи, тестирование

8

Тип мышления и профессия

1 час

сент

Лекция, обсуждение, тест «Тип мышления»

Записи, тестирование

Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ И КАРЬЕРА (8 часов).

9

Внутренние ресурсы успешной карьеры

1 час

окт

Лекция, обсуждение, тест «Социальный интеллект»

Записи, тестирование

10

Внутренние ресурсы успешной карьеры (продолжение)

1 час

окт

Тесты «Трудно ли вас вывести из равновесия?», «Решительный ли вы?», «Подвержены ли вы стрессу?», «Ваше отношение к карьере»

Выполнение тестов в тетрадях

11

Ценности как основание личной и профессиональной стратегии

1 час

окт

Мини-лекция, обсуждение, упражнения: «Донорское сердце», упражнение «Колесо жизни»,

Записи, выполнение упражнений

12

Ценности как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)

1 час

окт

Арт-методика «Мой герб», упражнение «Миллион долларов»

Выполнение упражнений

13

Цели как основание личной и профессиональной стратегии

1 час

окт

Упражнения: «Линия жизни», «Что есть цель?»,

«Техника целеполагания», «4 цели»

14

Цели как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)

1 час

Окт

Упражнения «Ресурсы для успеха», «План достижения цели», «Радуга»

Выполнение упражнений в тетрадях

15

Итоговое занятие. Защита проектов «Мой план карьеры».

1 час

Окт

Методика «ЛПП»

(сл. презентации)

Выполнение зачетного задания

16

Итоговое занятие. Зачет.

1 час

Окт

Упражнение «Чемодан»

Анкета «Путь в профессию»

Итоговая диагностика.

Анкета обратной связи

Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределению

«Путь в профессию».

Дорогой друг! Выбор профиля обучения по профессии – дело не простое. Необходимо разобраться в своих способностях и склонностях, познакомиться с интересующими профессиями, научиться отстаивать свою точку зрения. Нам важно знать, как ты осуществляешь свой выбор. Предлагаем тебе ответить на вопросы.

    Информационная готовность (знание мира профессий)

    Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?

    Да, знаю.

Могу перечислить эти профессии______________________________________

Какие профессии тебя интересуют______________________________________

    Знаю, но очень мало.

    Практически ничего не знаю.

    Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?

    Профессия предполагает работу:

    с людьми

    с техникой

    знаками, формулами, языками

    с живой природой

    с искусством, творчеством

    Затрудняюсь ответить

    Никогда не думал об этом

    Что ты знаешь о предполагаемой профессии?

    У меня достаточно глубокие знания:

    Требования к данной профессии

    Требования к уровню образования

    Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте

    Знаю только внешнюю сторону профессии:

    • Условия работы

      Уровень оплаты труда

    Практически ничего не знаю о профессии

    Какими источниками о профессиях ты пользуешься?

    Мои источники информации достаточно обширны:

    Справочники, энциклопедии, буклеты

    Периодические издания: газеты, журналы

    Интернет

    Профессиограммы

    Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии

    Консультации психолога, профконсультанта

    Я получаю нужную мне информацию от людей из моего окружения:

    Беседы с родителями, родственниками

    Беседы с друзьями, знакомыми

    Беседы с учителями

    Никакими источниками информации я не пользуюсь

    Волевая готовность (самостоятельность выбора профиля, уровень действования и планирования)

    В сегодняшней ситуации про себя могу сказать:

    Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, и могу обосновать свой выбор.

    Я могу принять такое решение только при чье-либо поддержке, но обосновать свой выбор не могу.

    Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.

    С каким утверждением ты полностью согласен:

    Мой выбор сферы деятельности достаточно хорошо спланирован, продуманы все шаги к достижению цели и запасные варианты выбора и я с легкостью могу их перечислить: 1)________2)________3)______ Запасные варианты:______________

    Мой выбор сферы деятельности спланирован, но не все мои шаги (действия) хорошо продуманы, нет запасных вариантов выбора

    У меня нет четкого плана выбора сферы деятельности

    Знаешь ли ты, что такое «портфолио»?

    Да, знаю. Могу перечислить основные требования к его составлению___________

    Знаю лишь в общих чертах

    Не знаю

    Можешь ли ты защитить свой планируемый профиль перед приемной комиссией?

    Да, смогу

    Вряд ли смогу

    Нет, не смогу

    Эмоциональная готовность (социальное самочувствие в ситуации выбора)

    Я испытываю положительные эмоции, когда начинаю представлять свое профессиональное будущее.

    Иногда у меня возникает чувство тревоги, когда я представляю свое профессиональное будущее.

    Когда я пытаюсь представить свое профессиональное будущее, меня охватывают отрицательные эмоции (страх, раздражение, тоска и т.п.).

    Знание себя (соответствие)

    Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?

    Да, я думаю об этом

    Лишь, тогда, когда заходит об этом разговор

    Нет, никогда не задумывался

    Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предполагаемой профессии?

    Полностью соответствует

    Скорее соответствуют

    Не знаю

    Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:

    Я достаточно хорошо знаю свои недостатки и достоинства и, исходя из них, я выбрал свой профиль

    Я не всегда учитываю свои особенности

    Я считаю, что необязательно учитывать свои особенности при выборе профессии

    Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:

    При выборе профиля нужно учитывать как свой талант, так и востребованность будущей профессии

    Я считаю, что очень важно выбрать профиль, который поможет выбрать профессии которые тебе близки

    При выборе профессии нужно ориентироваться только на престижность данной профессии, и ее востребованность

Обработка и интерпретация данных мониторинга готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Перед обработкой данных все ответы переводятся в баллы:

Вариант a - 2 балла, вариант b – 1 балл, вариант c – 0 баллов

Параметр готовности

вопросов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Информационная

1-4

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Волевая

5-8

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Эмоциональная

2 балла

1 балл

0 баллов

Соответствие способностей и выбираемого профиля

10-13

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Общий уровень готовности к профилю

1-13

20-26

13-19

0-12

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

Планирование карьеры использует всю информацию, которую дают проводимые организацией оценки требований, оценки показателей труда и потенциала, планы преемственности руководства, и переводит ее на язык индивидуальных программ карьерного роста и общих мероприятий по повышению квалификации руководителей, консультирования по вопросам развития карьеры и наставнической деятельности.

РИСУНОК 26.5

Система развития карьеры в диапазоне компетенции

Можно определить развитие карьеры в терминах того, что люди должны знать и уметь делать, чтобы выполнять работу на более высоком уровне ответственности или вносить больший вклад. Эти уровни можно описать как диапазон компетентности. Для каждой зоны требуется определить опыт и подготовку, необходимые для достижения данного уровня компетенции. На основе этого создается карта карьеры человека, включающая «целевые точки» (рис. 26.5). Работников следует проинформировать о том, какого уровня компетенции они должны достичь, чтобы сделать успешную карьеру. Это поможет им планировать собственное развитие, хотя следует обеспечить им поддержку и руководство со стороны начальства, специалистов по ЧР и, если они есть, консультантов по повышению квалификации руководителей или наставников. При необходимости сотрудникам можно предоставить дополнительный опыт и обучение, но важно дать ясно понять, что сотрудники сами должны делать, если хотят продвигаться вверх по карьерной лестнице в организации.

Система оплаты по семейству работ, подробно описанная в гл. 46, может определить уровни компетенции для каждого семейства работ и показать пути развития карьеры внутри семейств или от одного семейства к другому (рис. 26.6).

РИСУНОК 26.6

Пути развития карьеры в структуре семейств работы

Формальное планирование карьеры по этим линиям – это идеальный случай, однако, как отмечают Гирш с соавторами (2000), наметился сдвиг от управляемого развития карьеры к более открытым внутренним рынкам рабочих мест. Процесс подачи заявления о приеме на работу внутри своей же организации стал основным способом, посредством которого менеджеры делают карьеру.

Из книги Психология инвестиций [Как перестать делать глупости со своими деньгами] автора Ричардс Карл

Планирование жизни vs. финансовое планирование Последние несколько лет в наши разговоры о политике – как в средствах массовой информации, так и за столиками кафе – стали вклиниваться рассуждения о деньгах, что ведет к необходимости затрагивать все более сложные вопросы.

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

21 ПОНЯТИЕ КАРЬЕРЫ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ Карьера – это продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью, продвижение вперед по однажды

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.5. Развитие карьеры Развитие карьеры зависит прежде всего от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду набор условий, делающих это возможным: 1) результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей

Из книги Путь камикадзе [Смертельный марш] автора Йордон Эдвард

1.4.5 Возможность будущей карьеры Как было сказано выше, бывают ситуации, когда «приглашение» участвовать в безнадёжном проекте сопряжено с опасностью поставить будущее продвижение по службе в зависимость от успеха проекта и того признания, которое он получит. Зачастую

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Начало карьеры Идеальный вариант – любимая работа, с которой вы отлично справляетесь, при этом зарабатывая много денег. Реальный – получать приличные деньги за ту работу, которую вам предложат.К сожалению, найти любимую и одновременно высокооплачиваемую работу очень

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Выбор карьеры в условиях перезагрузки Сравните рассказанную выше вымышленную историю с реальной историей моей хорошей знакомой. Она никогда не могла понять, чем ей хочется заниматься. У нее не было ярко выраженных предпочтений или талантов в какой-либо области. На

автора Армстронг Майкл

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА Планирование человеческих ресурсов должно составлять неотъемлемую часть планирования бизнеса. Стратегическое планирование необходимо для определения того, какие изменения будут произведены в объемах и видах

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ДИНАМИКА КАРЬЕРЫ Планирование карьеры должно основываться на понимании динамики карьеры. Она описывает то, как развивается карьера, – те пути, которыми люди либо поднимаются вверх по карьерной лестнице, когда их продвигают, или расширяя и обогащая свои роли и беря на

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СТРУКТУРА СЕМЕЙСТВ ВИДОВ КАРЬЕРЫ Структура семейств видов карьеры, как показано на рис. 46.6, напоминает структуру семейств видов работ тем, что существует некоторое количество разных семейств. Различие же состоит в том, что в семействе видов карьеры работы на уровнях,

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Восемь принципов новой карьеры Осознавая, что карьера уже не может быть линейной и предсказуемой, мы должны быть гибче и дальновиднее, когда делаем тот или иной выбор. Следующие принципы помогут вам развернуть ситуацию в свою пользу:1. Достаточно хорошо больше

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Накопление последствий для карьеры Независимо от того, внутренние или внешние у нас «клиенты», мы должны быть осторожны: они применят более строгие наказания за проволочки и задержки, чем за честные ошибки или исправимые упущения в отношении качества.Почему? Потому что

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Этапы карьеры и мотивация торгового персонала Как уже упоминалось, отношение работников к выполнению поставленных задач и получению соответствующего вознаграждения меняется по мере их карьерного роста.Карьеру продавца можно разделить на четыре

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

автора Ситкинс Патрик

Начало карьеры Управление восприятиемРанние этапы профессиональной деятельности сравнимы с водоворотом. Втянутые в незнакомую вам стихию, вы должны понять, что представляет собой организационная культура вашей компании и какие усилия вы должны предпринять, чтобы

Из книги Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие автора Ситкинс Патрик

Конец карьеры «Давай, бабуля!»По словам одного моего хорошего знакомого, каждый раз, когда его бабушка размещает посты в социальных сетях, он испытывает самые негативные эмоции. «Она считает, что беседует с подругами у себя на кухне, и не осознаёт, что на самом деле все

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Варианты карьеры для интровертов В какой мере нынешняя профессия соответствует типу вашей личности? На работе вам приходится все время пребывать в состоянии полной готовности или бывает достаточно пауз, спокойного времени, когда можно привести в порядок мысли?

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.

Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

— одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

  • высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
  • длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
  • показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
  • показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже.

Основные мероприятия по планированию карьеры

Субъект планирования

Мероприятия по планированию карьеры

Сотрудник

  • Первичная ориентация и выбор профессии
  • Выбор организации и должности
  • Ориентация в организации
  • Оценка перспектив и проектирование роста
  • Реализация роста

Менеджер по персоналу

  • Оценка при приеме на работу
  • Определение на рабочее место
  • Оценка труда и потенциала сотрудников
  • Отбор в резерв
  • Дополнительная подготовка
  • Программы работы с резервом
  • Продвижение
  • Новый цикл планирования

Непосредственный руководитель (линейный менеджер)

  • Оценка результатов труда
  • Оценка мотивации
  • Организация профессионального развития
  • Предложения по стимулированию
  • Предложения по росту

Карьерная линия

У сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Управление деловой карьерой

Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения , уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Планирование деловой карьеры

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать . Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу . При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:

  • не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю;
  • расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной;
  • познайте и оцените других людей, важных для вашей карьеры (родителей, членов своей семьи, друзей);
  • составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий; помните, что все в жизни меняется (вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда), оценить эти изменения — важное для карьеры качество;
  • ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;
  • думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы .

В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой . Эти функции выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры.

Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации.

Движение персонала по профессиональной лестнице

Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.

Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.

В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя . Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.

Продвижение персонала состоит из следующих процедур:
  1. Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.
  2. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.
  3. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.
  4. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Исходными данными для организации движения персонала являются:

  • модели служебной карьеры;
  • решение аттестационной комиссии;
  • штатное расписание предприятия;
  • должностные инструкции;
  • личные дела сотрудников;
  • приказы директора по кадровым вопросам;
  • трудовые договоры сотрудников, положение об оплате труда.

Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно — по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.