В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Весна

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Лето

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Осень

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Зима

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.

Россия- страна славящаяся своей длинной зимой, которая порой может длиться вплоть до конца марта. Год от года люди с нетерпением ждут прихода весны, ведь именно это время года является отличной порой для начала новых свершений. Приход весны издавна символизируют первые прилетающие из теплых краев птицы. В России существует примерно 59 видов птиц, которые совершают перелеты из мест где они гнездятся в места зимовок и обратно.

Скворцы
Первой прилетающей птицей, которая появляется уже в марте является скворец. В народе говорится: « Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
Обыкновенный скворец это небольшая птица достигающая в длину не более 20 см, но имеющая размах крыльев в двое больше. Интересной особенностью этой птицы является длинный, чуть изогнутый и острый клюв черного цвета, меняющий свой окрас на желтый во время сезона размножения.
Оперение птиц имеет темно черный цвет как у самцов, так и у самок. В зимнее время у скворцов появляются белые пятнышки на грудке, крыльях и голове, а весной после сезонной линьки птица становится бурового цвета. Пение обыкновенного скворца может включать в себя скрипы, свисты и дребезжания, а так же скворец умеет подражать пение других птиц.

Грачи
Почти одновременно со скворцами прилетают в начале марта грачи. Существует примета: « Грачи прилетели, значит через месяц снег сойдет.» и как правило так всегда и происходит.
Грач это птица рода воронов, обитающая в Евразии. В южной части ареала этот вид птицы является оседлым, в северной перелетным. Самец в длину достигает от 45 до 47 см, у молодых птиц клюв окружен перьями, у взрослых самцов перьев уже нет.
Грачи гнездятся на деревьях большими колоннами. Зимой грачи стараются держаться вместе с птицами своего рода. (Фото 2)

Зяблики
К концу марта начинают прилетать зяблики. Про них говорят: « Зяблик прилетел, весну на хвосте принес.»
Зяблик является певчей птицей семейства вьюрковых. В среднем эти птицы живут всего 1,5 года и имеют очень маленький размер, в длину достигают не более 15 см. У самца оперение яркое, и чем ближе к весне, тем ярче: буро- красная грудка, коричневатая с зелёным спинка, синевато-серая головка, большие белые пятна на крыльях. У самки же окраска самки более тусклая.
Зяблик обитает в широколиственных и хвойных лесах, а так же искусственных насаждениях. Гнездится зяблик в лесах, садах и парках. Предпочитает негустые ельники и участки смешанного леса, а также сосновых борах, особенно если поблизости имеются группки лиственных деревьев и кустарников. Избегает глухие заросшие места, так как за кормом часто спускается на землю.

Дрозды
Чуть позже, примерно к середине апреля прилетают дрозды. В народе существует примета которая гласит: « Дрозды прилетели, морозы на нет сошли.» Дрозды это птицы семейства дроздовых отряда воробьинообразных. Достигают 25 см, по земле передвигаются исключительно скачками. На зиму улетают на юг большими стаями. Гнездятся одиночно или небольшими колоннами. Птицы являются легко узнаваемыми за счет серой спинки и желтой грудки.

Соловьи
В первой половине мая возвращаются соловьи. Существует примета: «Соловьи запели, значит весна расцвела.»

Распространены в Европе и западной Азии, относятся к семейству дроздовых. В размере достигают 17см, имеет бурый окрас с рыжеватым хвостом, гнезда предпочитают делать ближе к земле, как правило в небольших кустарниках. Зимует соловей в Африке. Соловей славится своим чудесным пением, многозвучным с множеством различных звуков. В мае соловей поет весь день, но особенно красиво песни его звучат с вечерней зари и до утра. Благодаря столь чудесным трелям этой птицы 15 мая отмечался соловьиный день и именно с этого дня считалось что весна наполняется теплом и солнечной погодой. После прилета соловья можно действительно считать, что весна пришла!

Дарья Трубицина

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.

Алла Саламатина

Тема «Весна » , «Перелетные птицы »

Вспомнить с ребенком перелетных птиц (скворца, ласточку, журавля, соловья, стрижа, жаворонка, грача, кукушку) ;

Рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях , обсудить их внешний вид и отличительные признаки;

Рассказать, откуда они к нам прилетели, какую пользу приносят перелетные птицы ;

По возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке, научить ребенка узнавать грача и скворца, находить общие и отличительные признаки этих птиц ;

Учить ребенка бережному отношению к живой природе;

Вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

Обратить внимание на сезонные изменения в природе.

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит .

С нею солнце краше и весна милей .

Прощебечь с дороги нам привет скорей.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

Что из стран далеких принесла с собой.

(А. Плещеев)

Задание 3. «Подскажи словечко» .

На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его -. (скворец) .

Задание 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам или на слух) .

Жаворонок, воробей, грач, скворец.

Ворона, утка, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, стриж.

Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Задание 5. Дидактическая игра «Кто прилетел?» . (Взрослый называет птицу , а ребенок отвечает : да или нет.)

Задание 6. Дидактическая игра «Узнай по описанию» . (Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы , а ребенок ее узнает и называет.)

Задание 7. Составление описательного рассказа

1. Цвет. (Цвет оперенья птицы ) .

2. Части тела. (Назови части тела) .

3. Гнездо. (Назови её птенцов) .

4. Осень. (Когда птицы улетают в теплые края) .

5. Насекомые. (Чем питаются птицы ) .

6. Человек. (Какую пользу приносят человеку) .

Примерный рассказ по таблице.

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями . Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны . Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Задание 8. Учимся сравнивать. Учите сравнивать между собой живые и неживые предметы.

а) что общего между настоящей птичкой и игрушечной, и чем они

отличаются;

б) что общего между животными и птицами , и чем они

отличаются;

в) что общего между птицей и самолетом , и чем они отличаются.

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один грач - много грачей, одна кукушка (стриж, ласточка,.) .

Задание 10. Вырезать картинки с изображением перелетных птиц и вклеить их в альбом.

Задание 11. Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка. .

Задание 12. Дидактическая игра «У кого - кто» (упражнение в словообразовании в единственном и множественном числе) .

У грача - грачата, у скворца -. , у грача - грачонок, у журавля -. .

Задание 13. Закончи предложение. Предложите ребенку закончить предложение словами «длинноногий журавль»

В поле я увидел. (длинноногого журавля) . Я долго наблюдал за. (длинноногим журавлем) . Мне очень понравился этот красивый и стройный. (длинноногий журавль) . Я хотел подойти к. (длинноногому журавлю) . Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась ё небе. (длинноногий журавль) . Я рассказал маме о. (длинноногом журавле) . Мама сказала, что нельзя подходить и пугать. (длинноногого журавля) . Я обещал маме больше не подходить к. (длинноногому журавлю) . Теперь я буду только издалека наблюдать за. (длинноногим журавлем) .

Задание 14. Подобрать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по) .

Грач вылетел. гнезда. Грач прилетел. гнездо. Грач подлетел. гнезду. Грач кружит. гнездом. Грач сел. ветку. Грач ходит. пашне.

Задание 15. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы .

Объяснить ребенку значения словосочетаний : «предвестники весны » , «гнезда вить» , «вершина дерева» , «птенцов выводить» .

Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми ? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

Пересказать рассказ «Предвестники весны » по вопросам.

Прошла холодная зима. Наступает весна . Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали : «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Вопросы. Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной ? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали?

Объяснить ребенку выражение «предвестники весны » .

Задание 16. Пересказать рассказ от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Объяснить ребенку значение слова скворечник.

Задание 17. Дидактическая игра «Закончи предложение» .

На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда) . На ветке сук, а на ветках.. В гнезде птенец, а в гнездах -. . На дворе дерево, а в лесу -. .

Крылатые странники

Сроки прилета и отлета птиц

Сроки прилета и отлета различных видов птиц имеют не только познавательный, но и некоторый практический интерес. Особенно это касается времени прилета. От хода весны зависят сроки полевых работ, а во многом и судьба урожая. В народе сложилось множество примет, предсказывающих погоду весной и летом. Многие из них связаны с птицами по ходу весенних явлений в жизни птиц можно определить скорость таяния снега, условия пахоты и сева, урожай кормов и многое другое. Дружный пролет птиц говорит о предстоящей дружной весне; пролет стай на большой высоте - о предстоящем обильном половодье; ранний прилет журавлей - о дружной спорой весне; жаворонков - о теплой весне. Считалось, что если водоплавающие птицы прилетели жирные, неотощавшие - весна будет холодная и долгая.

Прилет некоторых обычных видов птиц определял срок начала многих сельскохозяйственных работ точнее, чем календарные даты. Например, прилетели грачи - огородникам пора ремонтировать парники, готовить семена; появились жаворонки - доставай ульи. Через сорок дней после прилета скворцов начинали сеять гречу, а с появлением чибисов отбирали семена репы для посева. После прилета стрижей в конце мая полагалось сеять лен. Возвращение птиц было признаком важных для земледельца перемен в природе. Прилет жаворонков означал начало очищения полей от снега, появление многочисленных проталин. Он совпадал с благовещением (7 апреля), когда полагалось выпускать на волю птиц из клеток и печь "жаворонки". После прилета зябликов обычно наступает небольшое похолодание. С прилетом трясогузок вскрываются реки. Появление чаек означает скорое окончание ледохода, а возвращение стай чибисов связывают с началом обильного половодья.

Известный русский фенолог и натуралист Д. Н. Кайгородов в начале нашего столетия организовал целую сеть корреспондентов-наблюдателей, собиравших данные о ходе весеннего прилета обычных известных видов птиц лесной полосы России. На основании анализа и обобщения более 25 тыс, наблюдений он отмечал на карте места одновременного появления весной грачей, аистов, кукушек и других птиц. Линии, соединяющие эти места,- изохроны - показывают особенности хода весеннего пролета, его скорость, направление, связь с изменением температуры воздуха и других метеорологических условий. Например, грачи возвращаются ко всем гнездовьям в европейской части СССР всего за 5 недель. Они движутся с юго-запада на северо-восток со скоростью в среднем 55 км в день. Кукушка пролетает примерно 80 км за сутки, белый аист - 60 км. Чем больше наблюдений ляжет в основу таких расчетов, тем точнее они окажутся. К сожалению, число добровольных корреспондентов, снабжающих точными фенологическими данными специалистов-орнитологов, сейчас резко сократилось. А ведь они могли бы принести неоценимую пользу и орнитологам, и специалистам сельского хозяйства, оказать существенную практическую помощь в оценке изменения природных условий больших территорий за ряд лет, в прогнозировании сроков сева и уборки урожая в различных районах и т. п. Школьный календарь природы - это продолжение и развитие народного календаря, до сих пор помогающего земледельцам в борьбе за урожай. В 20-х годах календарь прилета птиц тщательно вели на Биостанции юных натуралистов в Сокольниках (Москва) и передавали в Управление агрометслужбы Министерства сельского хозяйства СССР.

Сведения о наступлении различных сезонных явлений в природе, в том числе прилета и отлета массовых видов птиц, поступающие от учреждений и отдельных корреспондентов, регулярно публикуются Гидрометеоиздатом за периоды в 10-12 лет.

Каждый конкретный год даты прилета птиц немного отличаются от средних многолетних: одни - больше, другие - меньше. Можно рекомендовать задание для членов биологического кружка: проследить, когда они первый раз в году встретили ту или иную птицу, и сравнить это число со средней датой прилета, указанной в таблице, а затем подумать, чем можно объяснить ее сдвиг. Прилет идет обычно несколькими "волнами", а между ними наступают периоды относительного затишья.

Даты прилета массовых видов птиц в европейской части СССР, приметы весны и сроки главных сельскохозяйственных работ. Таблица 2.
Волна прилета Вид птиц Дата прилета (средняя многолетняя) Приметы весны или вид сельскохозяйственных работ
I Грач 18-19.III Подготовительные работы
II Скворец 30.III Подготовительные работы
Зяблик 30.III Кратковременное похолодание
Жаворонок 1.IV Появление проталин на полях
III Белая трясогузка 5.IV Начало ледохода
Чибис 5-7.IV Подготовка семян для огорода
Чайка озерная 8.IV Конец ледохода
Зарянка 8.IV Конец ледохода
IV Горихвостка 17.IV
Утка-кряква 18.IV
Журавль серый 18.IV
Пеночка-теньковка 18.IV
Мухоловка-пеструшка 19.IV Начало пахоты
V Кукушка 27-30.IV Заметное потепление
Пеночка-трещотка 27-30.IV Начало посева овощей (моркови, свеклы)
Пеночка-весничка 27-30.IV
Вертишейка 29.IV
Ласточка-касатка 30.IV Посевная
VI Славка-черноголовка 5.V Разгар посевной
Серая мухоловка 8.V Разгар посевной
Соловей 8-10.V Разгар посевной
Пересмешка 11.V Разгар посевной
VII Иволга 16.V Посадка огурцов, капусты, гороха
Сорокопут-жулан 21.V Посев ячменя и льна
Чечевица 21.V Посев ячменя и льна
Коростель 21.V Посев ячменя и льна
Перепел 21.V Посев ячменя и льна
Стриж 21.V Посев ячменя и льна

Наблюдения за пролетом птиц можно вести в любой точке средней полосы, но лучше на одном из малых или больших пролетных путей - на побережье водоема, полосе леса среди открытых пространств, в долине, на опушке лесного массива. Можно наблюдать пролет и просто на городской окраине, а в разгар его - и из окна многоэтажного дома. Хорошо бы иметь бинокль, хотя бы театральный. В определенный час (лучше рано утром) несколько дней подряд интересно подсчитывать, сколько и каких птиц видели пролетающими мимо. Такие наблюдения позволяют проследить за динамикой пролета нескольких видов (начало, разгар, окончание), за сменой одних птиц на пролете другими, за общим окончанием интенсивного пролета. Разумеется, наблюдать надо ежедневно, терпеливо и при этом уметь различать на расстоянии обычные виды птиц (рис. 13).

Рис. 13. Силуэты птиц в полете (по Сунгурову, 1960):
1 - стриж; 2- деревенская ласточка; 3 - чайка; 4 - воробей; 5 - хохлатый жаворонок: 6 - трясогузка; 7 - щурка; 8 - скворец; 9 - дрозд; 10 - сыч; 11 - ястреб-перепелятник; 12 - куропатка; 13 - галка; 14 - фазан; 15 - большой кроншнеп; 16 - грач; 17 - городская ласточка; 18 - бекас; 19 - пустельга; 20 - сорока; 21 - чибис; 22 - вальдшнеп.