Образовательная область «Коммуникация» .

Форма проведения: «Познавательное занятие»

Интеграция областей:

«Коммуникация» (основная образовательная область) , «Познание» , «Социализация» , «Физическая культура» , «Музыка» .

Виды деятельности: коммуникативная, поисковая, игровая, двигательная.

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять умение составлять описательный рассказ о перелетных птицах по мнемотаблице.
  • Упражнять в составлении многословных предложений (В поле я увидел длинноного аиста) .
  • Расширять словарь существительных (аист, грач, ласточка, кукушка, соловей, скворец, оперение, тело, спинка, грудка, крылья, хвост, лапки, оперение, орнитолог, гнездо, дупло, глина…) прилагательных (голосистый, скрипучий, звонкий, длинноногий, чернокрылый, остроклювая, хрупкое, прочное) глаголов (прилетают, вьют, чистят, поют, ловят, летят) и наречий (юрко, быстро, голосисто) по данной теме.
  • Учить детей правильно подбирать слова антонимы (высоко-низко) и синонимы (звучный, мелодичный) .
  • Совершенствовать навыки словообразования (длинные ноги - длинноногий)

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию связного речевого высказывания, логического мышления, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики.
  • Познакомить детей с профессией «орнитолог» .

Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать у дошкольников познавательную и эмоциональную активность, бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, магнитная доска, символ «Солнышко» , конверт с письмом, разноцветные конверты, картинки птиц, мнемотаблицы для описания птиц, разноцветные прищепки, медали.

1. Организационный момент. Вводная беседа.

Включен мультимедийный проектор, на экране картинка ранней весны.

(1 слайд)

Логопед: - «Ребята, а какое сейчас время года? Какой весенний месяц?» .

«Кто к нам возвращается весной?» . «Какие птицы?» . «Почему их называют перелетными?» . «А вы знаете, какие ученые изучают перелетных птиц? – эти ученые называются орнитологами» . (2 слайд)

2. Введение в новую тему «Таинственное письмо» .

Логопед: - «Сегодня утром я получила письмо от орнитологов нашей страны. «Дорогие ребята! В этом году увеличилось количество птиц, которые возвращаются наши края. Мы просим Вас помочь нам в описании перелетных птиц. Будьте внимательными!» Вы готовы стать юными орнитологами?».

Логопед: - «Ребята! Когда наступает весна, мы начинаем слышать голоса множества птиц. И еще задолго до того, как мы увидим птицу, мы ее может услышать. Давайте узнаем птиц по голосу» .

На мультимедийном проекторе появляются птицы (аист, грач, кукушка, ласточка, скворец, соловей) . (3 слайд)

4. «Называй, повторяй, запоминай» .

Логопед: - «Ребята, а кто самый первый прилетает из теплых краев? (4 слайд) Как вы думаете, почему именно грач прилетает первым? Давайте назовем части тела грача по цепочке» .

Дети передают друг другу солнышко и прикрепляют к нему по лучику (лучик-существительное) .

Логопед первым называет существительное, а дети повторяют его и называют свое.

У грача есть тело, голова, перья, клюв, глаза, лапки, хвост…

5. «Узнай гнездо птиц» .

Логопед: - «Ребята, а почему птицы возвращаются к нам?» .

Логопед: - «А как вы думаете, гнезда у перелетных птиц одинаковые?» .

Логопед: - «У какой птицы самое большое и самое маленькое гнездо? Чье гнездо самое хрупкое? Подумайте, какая птица использует глину при строительстве гнезда? Какая птица любит селиться в домике, который для неё сделал человек? Как он называется? Ребята, а какая птица не имеет своего гнезда?»

На проекторе гнезда птиц. (5 слайд)

Логопед: - «Давайте вместе с вами попробуем назвать жилище этих птиц. Гнездо ласточки –чье гнездо? Гнездо соловья – чье гнездо?

6. «Какой? Какая? Какие?» . Динамические упражнения.

На доске силуэты птиц.

Логопед: - «Ребята, орнитологи прислали фотографии перелетных птиц, но когда я открывала конверт, то увидела, что все фотографии испорчены, остались только темные силуэты. Помогите узнать птиц. А как вы догадались, какая птица на фотографии? Если у аиста длинные ноги, он? - длинноногий. У грача черные крылья, поэтому его называют? -чернокрылым. У скворца острый клюв, поэтому его можно назвать? –остроклювым. Давайте превратимся в скворушек» .

Физкульминутка для развития общей моторики «Остроклювый скворушка» .

Остроклювый скворушка руки на поясе, ходьба на месте

Свил в дупле гнездо круговые движения руками

Будущим птенчикам понравится оно хлопки

Упражнение для развития мелкой моторики «Видит скворушка в траве»

Логопед: - «Ребята, а на что похожа, открытая прищепка? (открытый клюв птиц) . Возьмите в руки по одной прищепке и представьте, что это клювик нашего скворушки» . (Дети выполняют движения по ходу чтения стихотворения)

Видит скворушка в траве открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки,

И на кочке, и в листве, тоже движение пальцами левой руки,

И среди густых лугов, прищипывать кончики пальцев левой руки,

Мошек, мух, стрекоз, жуков. тоже движение правой рукой.

Итог занятия «Опиши свою птицу» .

К столам детей прикреплены конверты с птицами.

Логопед: - «Ребята, теперь мы с вами очень много знаем о жизни перелетных птиц, а теперь настало время встретить их. Посмотрите, кто к вам прилетел. Давайте разобьемся на пары и попробуем составить по схемам-подсказкам рассказ-загадку, а остальные дети отгадают ее» .

(Приложение 1.)

Итог занятия. Рефлексия.

Звучит спокойная музыка.

Логопед: Ребята что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Что на занятии вам понравилось больше всего?

Дети передают ласточку друг другу и рассказывают о своих впечатлениях.

- «Вы замечательно справились с заданиями, много узнали о перелетных птицах, смогли описать их, и за это получаете медали юных орнитологов» .

Приложение к конспекту НОД: презентация «Юный орнитолог» , мнемотаблица.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»

Цель:
1.Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов
2.Продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; звукоподражательные глаголы.
3.Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Оборудование:
-плакат с изображением природы, перелетных птиц,
- схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах:
- предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц,

Организационный момент. Введение в тему

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…соловей

Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных - съест, он молодец!
А зовут его…скворец

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)

Ребята в какой сказке ласточка помогла девочке? Как называется это сказка? Почему ласточка помогла? В какие края она летела?

2. Сообщение темы.

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.Каких вы перелетных птиц знаете? Ласточка это перелетная птица.

Ласточка в сказке Дюймовочка замерзла и не могла взлететь,ребята давайте поможем ласточке. А как мы сможем помочь? Правильно надо отогреть.

Игра на дыхание

Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

А в какое время года это происходит? (Осенью)

Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…

Утка – крякает (кря –кря кря)

Гусь- гогочет (га –га –га)

Кукушка –кукует (ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Молодцы ребята,а теперь отгадайте кто лишний?

Игра «Четвертый лишний?»(на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Физическая минутка «Птички летают»

Птицы высоко летали (дети бегают),

Птицы крыльями махали (дети машут руками),

А теперь они спустились (приседают),

У них крылышки сложились (прячут руки за спину)

Дидактическая игра « Закончи предложение»

У соловья глазки маленькие, как бусинки, а у грача? (большие глазищи)

У грача клюв большой, клювище, а у соловья? (маленький клювик)

У жаворонка маленькие лапки, а у журавля? (большие лапищи)

У трясогуски хвост длинный, хвостище, а у соловья? (маленький хвостик)

Игровое упражнение "У кого кто?” (игра с мячом)

У грача – грачонок - грачата.

У утки – утёнок - утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля – журавленок - журавлята

У дрозда – дроздёнок – дроздята

У чижа – чижонок - чижата.

У аиста – аистёнок - аистята

У скворца – скворчонок - скворчата.

Игра “Собери картинку”. [Развитие мелкой моторики, внимания.]

Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач. (перелетных птиц)

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д

Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это ласточка. Не дорисован хвост

Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.

Это соловей. Не дорисовано соловинное крыло.

Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.

Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. А теперь ребята мы с вами послушаем и выучим стих о наших пернатых друзьях

Берегите птиц. Стих для детей

Виктор Корболеев

Я начал птичку рисовать

С душой, ни как попало

Ведь птичек нужно охранять,

Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:

По птицам не стреляйте

Не надо птичек убивать

И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют

И просто так летают,

Они ведь гусениц клюют

И мух уничтожают

Они для нас поют весной

Поможем им, ребятки

Чтоб сад сиял наш чистотой

И зеленели грядки!!!

МБДОУ «Васильева Бужинский детский сад»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Конспект открытого интегрированного занятия

для детей подготовительной к школе группы

МБДОУ «Васильева Бужинский

детский сад»

по развитию речи и лепке

на тему: «Перелетные птицы»

Подготовила и провела занятие:

воспитатель Сабирова Резеда Агъзямовна

2012 года

Тема: Перелётные птицы

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «перелетные птицы»,

расширить активный словарь детей по теме «Весна».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных

птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке;

о частях тела и образе жизни птиц.

3. Работать над слоговой структурой слов по теме.

4. Учить употреблять предлоги В, НА, К, НАД, ПОД, ИЗ в

самостоятельной речи детей.

5. Работать над грамматическим строем речи:

Родительный падеж ед. и мн. числа;

Согласование имен числительных с именами

существительными;

Учить выделять лишний предмет с объяснением;

Образование имен существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

6. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему

живому в природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных

Лексический материал: грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, утка, скворечник, перелетные.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время

прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!

Ой, а солнышко наше спит.

Давайте его разбудим потешкой:

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

Назовите признаки весны.

Кто весной прилетает с юга?

Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.

(Включаем музыку).

II Введение в тему.

С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему?

(Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.)

Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

III Содержание занятия.

Ребята, к нам сегодня прилетел гость. Это попугай Кеша. Он живет далеко-далеко за морями и очень хочет узнать о птицах, которые живут в наших краях. Поможем Кеше, расскажем ему о перелетных птицах?

1. Ответы на вопросы полным предложением.

Кто сможет объяснить, почему птицы, которые к нам прилетают, называются перелётными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Скажем все вместе: ПЕ-РЕ-ЛЕТ-НЫЕ. (2-3 раза)

2. Описание птиц, прослушивание их голосов.

Сейчас предлагаю вам познакомиться с некоторыми из птиц, которые прилетают к нам весной.

(Показываю презентацию с изображениями и голосами перелетных птиц. Дети рассказывают о знакомых птицах, опираясь на картинки.)

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей очень красиво поет.

Ласточка - очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной.

Грач - большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие черные глазки. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов.

Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Они селятся в скворечниках, которые делают для них люди. Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Но кукушки- полезные птицы. Они съедают за день очень много насекомых и гусениц, которые питаются листьями деревьев.

Утки прилетают стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета.

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили перелетных птиц. Я загадаю вам загадки, вы попробуйте их отгадать. (На доске вывешены изображения птиц)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Кто же это?...(Соловей.)

Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет. (Скворец).

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

3. Физкультминутка

Подвижная игра «Стайка».

Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички . (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом у круг.)

4. Дидактические игры на закрепление

А) Игра «Спрячь слоги в ладошках»

Со-ло-вей

Грач

Ку-куш-ка

Скво-рец

Скво-реч-ник

Лас-точ-ка

Ут-ка

Б) Весной прилетели перелётные птицы из жарких стран. Давайте мы поиграем в игру «Один-много».

Один скворец- много скворцов

Один грач- много грачей

Одна кукушка- много кукушек

Один соловей- много соловьев

Одна утка- много уток

Одна ласточка- много ласточек

В) Сейчас мы посчитаем наших птиц, поиграем в игру «Сосчитай до 5»!

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

Одна кукушка, две кукушки, три кукушки, четыре кукушки, пять кукушек.

Г) Назовем птиц ласково. Пусть им будет приятно!

Утка- уточка

Соловей- соловушка

Кукушка- кукушечка

Скворец- скворушка

Д) Поиграем в игру «Четвертый лишний»

Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.

волк, ГРАЧ, лиса, заяц

скворец, КУРИЦА, кукушка, грач

синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока

скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей

собака, кошка, корова, СОЛОВЕЙ

Е) Ребята, какие сказки про птиц вы знаете? («Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Лиса и журавль», Гадкий утенок»)

Е) Игра «Вставь правильный предлог»

Ребята, а кто это у нас тут сидит на веточке. Это скворец. Он почему-то грустный. Давайте поможем ему употребить правильное маленькое слово – предлог. Может он потом повеселеет!

Я буду показывать движения, а вы назовите предложение с предлогом правильно.

Скворец вылетел … скворечника. (из)

Скворец залетел… скворечник. (в)

Скворец подлетел … скворечнику. (к)

Скворец кружится … скворечником. (над)

Скворец сел … ветку. (на)

Скворец сидит … деревом. (под)

Скворец доволен и говорит вам «Спасибо!»

5. Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Какое сейчас время года? Весна! Давайте отдохнём и повторим пальчиковую гимнастику про весну и про скворечник.

Мы построили скворечник (кулачок-ладошка)

Для весёлого скворца

Мы повесили скворечник (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером (Хлопают в ладоши)

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушки (Загибают пальцы.)

Чёрненькие пёрышки. (Машут «крылышками»)

6. Лепка

Ручки мы с вами разогрели, подготовили к работе с пластилином.

Приглашаю вас к столу.

Ребята, давайте слепим скворцов из пластилина и посадим их на веточки дерева. Пусть и они поселятся в нашем скворечнике! Кто живет в скворечнике? (скворец). Значит, кого мы будем лепить?

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, 2 крыла, клюв).

Значит, на сколько частей поделим кусок пластилина? (на 6 разных частей).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Какой формы голова птички?

Какой формы туловище?

Хвост длинный или короткий?

Где находятся крылышки?

С чего начнем работу?

(Включается аудиозапись пения птиц, дети начинают работать с пластилином).

Посадим наших птичек на ветки дерева. Наши скворцы радуются новому домику.

IV Итог занятия.

О чем мы с вами сегодня на занятии говорили?

Что мы делали сегодня на занятии?

Понравилось вам занятие?

Попугай Кеша узнал много нового и интересного, говорит вам «спасибо» и обещает прилететь еще. А в подарок он принес вам раскраски с изображением птиц, которые вы сможете раскрасить после занятия.

Беседа Тема: «Жаворонок» Задачи : Познакомить детей с жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях климата. Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках. ()

Беседа Тема: «Цапля – перелётная птица» Задачи: Воспитывать интерес к окружающему миру природы, заботливое отношение к птицам. ()

Беседа «Весенние заботы птиц» (Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. + СО / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007г., с. 419). Задачи: обобщить, систематизировать знания об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма; познакомить с особенностями гнездовья птиц (различные виды гнёзд), выведения потомства, заботы о птенцах; воспитывать гуманное отношение к птицам.

Беседа «7 Апреля – День птиц» Задачи: познакомить детей с традициями и обрядами празднования этого дня, закрепить представление о перелетных и зимующих птицах.

Беседа « Что для птиц страшнее холод или голод» Задачи: Расширять знание о птицах умение устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа «Птицы весной» Задачи: Обогащать знания детей о птицах, прилетающих из теплых краев весной, их названия, весенних хлопотах, значении в природе. Показать зависимость возвращения птиц от пробуждения природы. Закреплять представления детей о строении птицы, побуждать узнавать птицу по ее характерным особенностям силуэта: клюву, лапам, шее, хвосту, крыльям. Воспитывать интерес, бережное, заботливое отношение к птицам.

Беседа «Птицы прилетели, весну принесли» Задачи: Формировать обобщенное представление о перелётных птицах, различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы».

Беседа «Долгое путешествие» Задачи: учить детей понимать образный смысл загадок, развивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложения с помощью союзов. Развивать умение выделять звуки в середине в конце и начале слова (Скоролупова О.А. «Перелетные птицы» стр. 53)

Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели» Задачи: учить составлять описательный рассказ по картине; развивать связную речь, мышление, воображение

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Задачи: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Составление по плану описательного рассказа о ласточке

Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы)

Составление рассказов по схеме

Придумывание предложений с предложенными словами

Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли»

Знакомство с пословицами , поговорками и народными приметами

Загадывание загадок о перелётных птицах

Надежда Чушенкова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

Цель : Познакомить детей с перелетными птицами , выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные» , «водоплавающие» , развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область :

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие.

Задачи :

Обучающие :

Расширить знания детей о птицах .

Закрепить знания о перелетных птицах .

Закрепить обобщающие понятия.

Обучать развернутому высказыванию.

Расширить представление детей о перелётных птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие :

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы :

Наглядные;

Словесные;

Игротерапия;

Словарь :

Активизировать в речи детей следующие слова : перелет- стаей , вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами во время прогулки ; чтение стихов, рассказов о птицах . Рассматривание иллюстраций с различными ви-дами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц .

Оборудование :

Плакат с изображением природы, перелетных птиц .

Мультимедийная установка;

Презентация по теме : «Перелетные птицы » ;

Угощения для детей (конфеты «Ласточка» );

Шапочки для детей с героями сценки.

Ход занятия.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

Сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

И деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень.» К. Бальмонт)

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают » .

Птиц на земле , конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие , чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы , которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни. птицы питаются рыбой , другие – насекомыми. Есть хищные птицы , которые поедают других зверей и птиц , а есть «вегетарианцы» , которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах , а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Воспитатель. Как называют птиц , которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы ) .

Загадки :

Кто эта птица ? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Всех перелетных птиц черней ,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет ,

А зовется птица (Грач)

Эту птицу всякий знает :

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

Спереди – шильце ,

Сзади – вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель : Каких перелетных птиц вы знаете ?

Дети : Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи,ку-кушки,чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи).

Воспитатель : А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, кли-ном. Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином; кукушки – поодиночке. (Вос-питатель на доске схематически изображает, как улетают птицы .)

Загадки :

Он живет на крыше дома-

Это старый наш знакомый :

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Кто без нот и без свирели

Кто же это (Соловей)

Воспитатель : Правильно вы отгадали, эти птицы тоже отно-сятся к перелетным .

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение , ма-ленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица , но круп-нее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц , никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета , с большим клювом.

Воспитатель : Назовите, пожалуйста, части тела птиц . /Туло-вище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению , внешнему виду, величине/.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

Воспитатель : А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью , другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкре-питься негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на маг-нитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , все вместе; некоторые, например, журавли, выстраи-ваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «це-почкой» , в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : не-которым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Воспитатель : Раньше всех нас покидают насекомоядные пти-цы. В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите : насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Воспитатель : Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. По-вторите : водоплавающие.

Игра «У кого какое тело?»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Зна-чит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Молодцы, ребята, правильно.

Воспитатель : Давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц (лапы, шея, голова, клюв, хвост) . Чем покрыто тело птиц ? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом, формой, размером крыльев.)

Конкурс «Прилетели птицы » .

Я сейчас буду перечислять птиц , но если вы услышите что-ни-будь другое, хлопайте в ладоши!

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-кароны.

Прилетели птицы : голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы : голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы : голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения.

Аист большой, а соловей….

У аиста длинная шея, а у кукушки….

У соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист белый, а грач…

Физминутка.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой

Качают головой

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц , если вы услышите название зимующей птицы , то присядьте; а если название перелетной , то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, жу-равль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы , которые питаются на-секомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … /он до-стает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад , потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель : Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают , а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы . Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам . На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица . Когда кто-то в дргой стране встречал окольцованную птицу , он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы .

Воспитатель : Какие вы знаете сказки с названием птиц ?

«Гуси-лебеди» , «Серая шейка» , «Путешествие Нильса с дикими гусями» , «Гадкий утенок» , «Дикие лебеди» . (Ответы детей) .

Воспитатель : Сценка «осенние разговоры»

Черепаха.

Слышишь, улитка?

В дальние страны

Ветер уносит птиц караваны .

Видишь их? Взмыли они в небеса.

Тихими станут наши леса.

Как хорошо нам без их трескотни

В долгие ночи, зимние дни!

Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?

Спряталась в домик. О чем ты грустишь?

Нет, Черепаха, зимою и летом

Я не скучаю в домике этом.

Скромно живу и не знаю, бывает,

Кто улетает, а кто прилетает.

Что ж тут грустить? Но другие иначе…

Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?

Вот насмешили! Вот чудаки!

Аист меня сторожил у реки.

Он улетел, и, скажу вам, друзья,

Только теперь успокоилась я.

Квакаю громко и не боюсь,

Что у него в животе окажусь.

Слышите, каркает Ворон на ели?

Ворон жалеет, что все улетели.

Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?

Здесь я остался лучшим певцом.

Слушайте дивную песню мою.

Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?

Певчие птицы нам пели послаще .

Только они улетели на юг,

Голо и тихо стало вокруг.

Грустная осень пришла на поля,

Снегом покроется наша земля.

Лес золотой осыпает листву.

Я одиноко и скучно живу.

Птицы ! Прошу, возвращайтесь скорей,

С вашими песнями станет теплей.

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, наше занятие подошло к концу . Вы узнали много нового из жизни птиц . К сожалению, очень долго че-ловек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной дея-тельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, живот-ные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на ги-бель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Воспитатель : Не забывайте, что птицы- наши друзья , младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Все наши перелетные птицы улетели , но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки» .