Методическая консультация

2017 год в России объявлен президентом годом экологии. Библиотеки, располагающие достаточными информационными ресурсами, являются важным звеном в системе экологического просвещения подрастающего поколения. Эффективная деятельность в данном направлении позволит вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность и сформировать ответственное поведение ребенка по отношению к окружающей среде.

Задачи экологического просвещения детей библиотеки решают, используя как традиционные, так и инновационные формы деятельности.



Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии . Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».

Работу по экологическому просвещению необходимо проводить совместно с другими организациями, учреждениями образования и культуры. Для различных категорий, учитывая возрастные особенности читателей, можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике формы работы: циклы тематических вечеров, обзоров и бесед, экологические акции, конференции, игры -викторины, выставки детских рисунков, экологические аукционы, а также конку фотографий, рисунков, поделок.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самыми разнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции),

¾ «Мой сборник стихов о животных» можно оформить с использованием любой техники, скрепить страницы книги и сделать на неё обложку,

В последние годы большую популярность приобрел конкурс фотографий, в который рекомендуем включить номинации: «Чудо лесное», «Явления природы», «Редкий кадр», «Фотокотопёс». Можно провести фотосессию в библиотеке «Фотография с любимой книгой о природе».

Библиотеки постоянно ведут поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков.

Квест - это командная приключенческая интеллектуальная игра-поиск, задача участников игры - найти клад или приз. Такую игру можно провести в библиотеке или за её пределами. В экоквест для 12- 14 лет можно включить интеллектуальные задания и головоломки. Предложите участникам разгадать ребусы, составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых природных территорий России и Омской области, района.

При создании комиксов по экологии предложите ребятам придумать сюжет, связанный с темой охраны природы и раскрыть его в нескольких рисунках с краткими текстами.

Эффективной формой работы является выставочная деятельность :

  • «Мир, окружающий нас, прекрасен»
  • «Мы твои друзья, природа»
  • «В объятиях родной природы»,
  • «2017 - Год экологии»,
  • «Экология - проблема 21 века»,

где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем. Помимо книг и журналов, на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. На выставке «Только зелёное» - информация о «жителях» планеты, имеющих такой цвет (земноводные, птицы, насекомые). «Тайны зеленой страны» - экспозиция выставки представит страницы замечательных детских экологических журналов и журналов о природе: «Муравейник», «Тошка и компания», «Свирель».

Планируя работу по экологическому просвещению среди детей и подростков, рекомендуем обратить внимание на экологические даты: День заповедников и национальных парков, Международный День земли, Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, Марш парков, Всемирный День окружающей среды, Всемирный День защиты животных, Международный День птиц, Всемирный День здоровья, и т. д. К этим датам можно приурочить Акции . Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Библиотеки могут заниматься и непосредственно природоохранной деятельностью. В продолжение акции инициировать экологические десанты, рейды, экологические патрули «Моё село - не свалка», «За чистоту окружающей среды» по выявлению неблагополучных мест на территории села, провести высадку цветов возле библиотеки. Возможно проведение акции «Живая вода» по поиску и очищению родников или берегов рек. Организация таких акций явилась бы совмещением теоретических знаний с практическими шагами помощи окружающей среде.

Актуальное направление экологической культуры – эко-краеведение, в которое можно включить и экотуризм, позволяющий расширить знания обучающихся об уникальности объектов живой и неживой природы Омской области и своего района. Рекомендуем обратить внимание на работу с Красной книгой Омской области.

Стало традицией во многих библиотеках отмечать Синичкин день как день встречи зимующих птиц, с которого начинают подкормку пернатых. В этот день с детьми можно провести викторины, организовать выставки, где будут представлены работы победителей конкурса «Птичья столовая» - кормушки для птиц самых разных конструкций. Их можно развесить в парке, возле дома или возле библиотеки. Посоветуйте ребятам вести дневники наблюдения за птицами - какие птицы прилетают в «столовую», их повадки, какой корм им больше правится.

Праздник «Воронья каша» , включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

Экологические мероприятия вне стен библиотеки — Марши парков, экологические экскурсии, игры-путешествия на природе способствуют знакомству с миром природы. В летнем читальном зале, летнем дворике в сквере, парке, на территории возле библиотеки можно проводить мероприятия по экологии, подвижные игры, организовать творческие мастерские.

Дети могут принять участие в оформлении выставок поделок из вторсырья , например «Отходы в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-елка», в конкурсе на лучший костюм из бытовых отходов: полиэтилена, пластиковых бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для хранения продуктов.

Экологические праздники становятся завершающим этапом долговременной работы по экологическому просвещению. В фойе можно разместить экспозицию работ участников экологических конкурсов среди юных читателей «Сохраним природу вместе!», «Наши питомцы», «Мозаика природы». В программу праздников уместно включить костюмированный мини-спектакль, викторины, чтение произведений о природе, а также стихов собственного сочинения, торжественное награждение победителей экологических творческих конкурсов.

Интерактивные выставки в библиотеке призваны не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению экологических проблем. Цель выставки - показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и помочь читателю чётко определить свою позицию. На специальном стенде «Открытое мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых. При организации выставки-отзыва осуществляется рекомендация читателями наиболее интересных для них книг. Можно оформить выставки -«деревья», где на листочках дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги. Информацию о проводимых интерактивных выставках можно разместить на веб-сайте библиотеки. Для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам можно использовать пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы: «Соседи по планете», «Календарь народных примет», «Экологический календарь».

Виртуальная выставка - многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (графика, тексты, аудио, видео и др.). Можно оформить виртуальную выставку произведений-юбиляров «Книги о природе». Каждая книга сопровождается краткой аннотацией, сведениями об авторе. Обратившись к интернет-ресурсам, читатель сможет прочесть тексты художественных произведений или прослушать аудиокниги, а также посмотреть фрагменты телеспектаклей, художественных фильмов.

Виртуальная выставка «Мир природы в литературе» может представить произведения писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а также материалы о жизни и творчестве (М.М. Пришвина, Г.Я. Снегирёва, В.В. Чаплиной, Г.А. Скребицком, и др.) с портретами писателей, фотографиями книг, отсканированных изображений титульных листов, иллюстрациями детей. Изобразительный ряд может сопровождаться музыкальным оформлением, разнообразными анимационными эффектами.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

В грядущий Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение, образование читателей.

Консультация подготовлена зав.сектором обслуживания читателей-детей Н. А. Лебедевой

Транскрипт

1 Книжные выставки, стенды, газеты экологической тематики 21 марта Международный день леса Хорошевская СБ Богородского района подготовила прекрасную выставку инсталляцию «На лесной опушке леший и зверушки».

3 Целая серия книжных выставок о природе и проблемах её охраны была представлена в Дни защиты в библиотеках Арбажского района. Практически в каждой библиотеке функционируют разнообразные, постоянно действующие книжно-иллюстративные выставки-просмотры: книжная выставка «Бросим природе спасательный круг». Подборка книг по разделам: «Экология и безопасность жизнедеятельности», «Под охраной государства», «Живая сила воды», «Береги животный и растительный мир» (Арбажская ЦБ). В Арбажской детской библиотеке в 2015 г. на постоянной основе действует книжная выставка «Путешествие книжного паровозика». В Дни защиты на выставке появился новый раздел: «Экологическая поляна». Были представлены книги лучших детских писателей-природоведов-юбиляров 2015 года Э. Шиму, Э. Сетон-Томпсону, Ю. Дмитриеву, Н. Сладкову и др. Книжная выставка «Природа служит человеку» с разделами: «Сохраним мир вокруг себя» (литература об охране окружающей среды); «Живем в гармонии с природой» (книги о взаимоотношении человека с природой); «Окружающая среда и здоровье» (литература о природных источниках здоровья) (Шембетская СБФ).

4 Информационный стенд «Экология и Я» о работе Шембетской СБ по экологическому просвещению. Стенд «Землянам чистую планету» ко Дню Земли оформлен в Мосуновской СБ. На стенде размещено стихотворение-призыв о защите окружающей среды. Представлена познавательная информация: Может ли планета заболеть? Меры защиты океана от загрязнения, как избавиться от мусора, к чему приводит уничтожение лесов, загрязнение атмосферы.

5 Цикл выставок и стендов оформлен в Крутоложской СБ Нагорского района. К книжной выставке «Тропинка в природу» сделано пособиеигрушка: петух и курица. В петухе киндер яйца, в них - загадки о животных. Отгадав загадку, надо найти в курочке точно такое же яичко, а в нем описание и аннотация книги об этом животном, которую можно взять с выставки. Книжная выставка «Я с книгой открываю мир природы» Разделы выставки: Зеленый океан природы (книги о лесе, цветах) Загадочный мир животных (книги о животных, насекомых) Вятские писатели о природе

6 Дети сделали в библиотеке стенд «Экология для будущего». Они рисовали ладошками - бабочек, рыбок, птичек. На плакатах написали обращения к читателям об охране и любви к природе. Стенд «Веточка экологических желаний». Нарисована сухая ветка, а рядом с ней обращение: «Мой дорогой читатель! Оглянись вокруг, посмотри на все живое и родное в твоем крае. Повесь на веточку свое желание, свою мечту стань добрым. Матушка Земля». Постепенно веточка зеленела от листочков пожеланий, написанных читателями: Я хочу, чтобы наш поселок был чистым и красивым, Я желаю, чтобы моря, реки и океаны были чистыми, чтобы не рубили деревья, не губили природу, убирали около домов и и т.д

7 Фото - выставка «Мир, окружающий нас - прекрасен!», на котором размещено около 10 фотографий. Они отражают красоту природы поселка Крутой Лог в зимнее время года. Автор фотографий Скоробогатова Г.С. Стенд привлекает внимание читателей «красотой, что в веках спасает». Читатели отмечают душевность фотографий, наблюдательность автора. Фото - выставку гармонично дополнили стихи кировских авторов о природе. Ребята написали обращение жителям поселка и повесили на магазине.

8 Информационный стенд «Горихвостка птица 2015 года» Богородская Центральная библиотека В Стрижевской ГБФ Оричевского района библиотеке была оформлена выставка 17 рисунков детей, участников конкурса «Горихвостка птица 2015 года».

9 Книжная выставка «Я и моя Земля» в Ошланской СБ Богородского района, посвященная Всемирному дню Земли Фотовыставка «Родная земля моя» в Ухтымской СБ Богородского района.

10 Просницкая СБ Кирово Чепецкого района оформила стенд «Стон Земли», информация которого отражает негативные последствия деятельности человека. Наиболее подробно ребята познакомились с рекой Волгой жемчужиной России В ЦДБ Тужинского района была оформлена иллюстрированная эковыставка «Книжный батискаф». Благодаря художественной литературе и ярким красочным иллюстрациям с этой выставки, у читателей появилась уникальная возможность совершить необычайное подводное путешествие: опуститься в море, посмотреть на коралловый риф, ускользнуть от хищной мурены, пересчитать лучи у морской звезды и т. д.

11 К Всемирному дню земли в читальном зале была оформлена эковыставка «Земля защиты требует». В Покстинской СБ была оформлена фото-выставка «Красота живёт повсюду, важно только верить чуду!».

12 Экологические выставки в детской библиотеке Фаленского района «Большой дом человечества», «Лесные истории» Экологические выставки в центральной библиотеке Фаленского района «Фелинология наука о семействе кошачьих», «Загадочная стихия»

13 Экологические выставки в Верхосунской СБ Фаленского района «Страницы экологии», «Я выбираю здоровье!» В Детской библиотеке Афанасьевсого района оформлена выставкапросмотр «Земля слезинка на щеке Вселенной» (22 апреля Международный день земли). Разделы: - планета Земля (представлены книги на тему «Сведения о планете Земля») - заповедными тропами (Красная книга Кировской области, Красная книга России, книга о заповедниках России); - рассказы о русском лесе (художественная и отраслевая литература о флоре и фауне русского леса); - чудеса мира животных (представлены книги на тему: «Интересные сведения о животных всего мира»); - мир природы в литературе (рассказы о природе Н. Сладкова, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина и др. авторов)

14 Информационный стенд «Земля наш дом». Разделы: - знаешь ли ты (сведения о некоторых растениях мира); - что я знаю про журавля (интересные факты из жизни журавлей); - три вопроса про ворон (интересные факты из жизни ворон); - чудо-деревья (информация о бутылочном дереве, о колбасном дереве, о мыльном дереве, о хлебном дереве, о молочном дереве, о конфетном дереве); - поможем природе (советы по соблюдению чистоты в лесу, на берегу водоёма); - птицы Красной книги России (иллюстрации). Книжная выставка рекомендация «Возьми здоровье у природы» Вятскополянская районная библиотека

16 Плакат «Мякишинский родничок» Мякишинская сельская библиотека Верхошижемского района Выставки в Центральной библиотеке Афанасьевского района: Выставка «Заходи в зеленый дом чудеса увидишь в нем»

17 Выставка «Причуды благоустройства» Оформлены стенды с фотоиллюстрациями, посвященными временам года «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное»

18 Выставка «Земля наш общий дом» в Рижской СБ Яранского района. В период Дней защиты от экологической опасности в центральной районной и детской библиотеках Свечинского района работала совместная выставка «Экологический календарь».

19 8 библиотек МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» выпускают газеты. В них находит отражение и экологическая тематика. Так, в детской районной библиотечной газете «Читалка» третья страница посвящена экологии «Экологический телетайп». В постоянной рубрике «Птица года» публикуются рисунки, рассказы детей. В этом году они посвящены горихвостке. В газете «Бурмакино XXI век» (выпускает Бурмакинская библиотека) регулярно публикуются статьи экологической тематики: «Чудо северной природы», «Лесные встречи», «Собираемся всем миром: экологические субботники», «Лесными тропами». В газете «Коныпский вестник» (Малоконыпская библиотека музей им. Н.В. Шубниковой») регулярно публикуются распоряжения администрации о проведении месячников по санитарной уборке и благоустройству территории, Положение о смотре-конкурсе «От чистого села к зеленой планете» и т.д. Тем самым информируется население о важных событиях, происходящих в деревне. Так же, публикуются советы садоводов в рубрике «Поделюсь секретом». Используя Интернет ресурсы, выпущены книжные закладки: совы, стихи о растениях Красной книги. Разослана по сельским библиотекам стенгазета о белом медведе. С 2008 года центральная библиотека им. М. М. Синцова Верхошижемского района издаёт газету «Родники». Она освящает интересные события и работу библиотек по экологическому просвещению.

20 Мякишинская СБ выпускает газету «Мякишинский родничок». Жители узнают о жизни деревни, о мероприятиях проводимых библиотекой, об акциях, которые проводятся в селе. Газета стала популярной среди жителей деревни.


Книжные выставки, стенды экологической тематики Целая серия книжных выставок о природе и проблемах её охраны была представлена в Дни защиты в библиотеках Арбажского района. Практически в каждой библиотеке

Утверждаю: Директор МБУ «ЦИКД и СД» Бахарева Е.А.. План основных мероприятий к Году экологии библиотек Байкаловского сельского поселения на 2017 год. п/п Мероприятие Дата проведения Ответственный за проведение

МКУК «Нолинская ЦБС» Шварихинская сельская библиотека-филиал 2017 год - год особо охраняемых природных территорий в России. Год заповедников. Программа экологического воспитания «Время беречь природу!»

Городской округ Ревда Свердловской области Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» 623286, Свердловская область, город Ревда, ул. М. Горького, 02 факс 5-32-70,

План мероприятий библиотек МБУ «Центр культуры и кино» Ивдельского городского округа к Году экологии на 2017 год. Дата Мероприятие Место проведения 13.01. Беседа «Земля наш общий дом!». 13.02. Эколого-краеведческая

Книжные выставки, стенды экологической тематики Наиболее традиционной и в то же время дающей простор для творчества и фантазии является выставочная деятельность, которая помогает раскрыть наиболее актуальную

VIII областной фестиваль «Юная библиотека» «Библиотека без границ»: Экологический проект «Сохраним село родное» Новоярковская сельская библиотека Барабинского района 2013 год Муниципальное казенное учреждение

Книжные выставки, стенды экологической тематики «Мой выбор защищать природу!» - развернутая тематическая выставка в ГБ 1 г. Вятские Поляны В фойе ГБ 1 организована выставка просмотр художественной школы

Сводная программа мероприятий областной акции «Колыбель жизни» в муниципальных х Ярославской области 15 марта - 25 мая 2017 г. Ярославский район МУК «Районный координационно-методический центр» Ярославского

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, посвященных Году экологии в России в библиотеках ого района в 2017 году Название и форма мероприятия «Планета в опасности. Обращаться осторожно!» - экологический час для учащихся старшего

Муниципальное бюджетное учреждение Централизованная библиотечная система городского округа Красноуфимск План основных мероприятий по проведению и подготовке Года экологии в 2017 году Наименование мероприятия

Перечень основных мероприятий для включения в План проведения XVII Международной экологической акции «Спасти и сохранить» п/п Мероприятие Срок проведения Место проведения Ответственные (Ф.И.О., должность,

План мероприятий к Году экологии. Березовское муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Название мероприятия Календарь экологических дат «Четыре стихии» «Ребятам

Название мероприятия, Краткое содержание планируемого мероприятия Форма проведения Целевая аудитория Сроки проведения Шалинская центральная ф 1 Библионочь «Полезные ископаемые знаний» Книжная вечеринка

П/п Дата проведения УТВЕРЖДЕН постановлением администрации муниципального образования «Город Кирово- Кировской от 09.02.2017г. 113 План проведения мероприятий в рамках Года экологии - 2017 на территории

План работы по экологическому воспитанию обучающихся, ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» им. В.И. Фокина с. Большая Глушица 2017-2018 учебный год. Цель: Развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической

МБУК «Афанасьевская центральная районная библиотека» Гординская библиотека Работу выполнили: Гордина В.П., Некрасова О.И. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Судьба природы в наших руках» ЦЕЛИ ПРОЕКТА Воспитание бережного

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания» Подготовительная группа 2016-2017 год Воспитатель: Филипова В.В. Живая природа это интересный, сложный

П/п Дата проведения 1. Мартоктябрь 2. Февральдекабрь 3. Мартоктябрь 4. Апрельоктябрь План мероприятий муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» муниципального

План мероприятий структурных подразделений МБУК «Смирныховская ЦБС», посвященных Году экологии в России в 2017г. п/ п Мероприятие Форма Читательское назначение 1 «Мусор, плюс воображение» Конкурс творческих

МБУК БГО «Белоярская центральная районная библиотека» ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ ГОДУ ЭКОЛОГИИ Форма, название мероприятия Читательское Срок Ответственный п/п назначение 1 Экологическое путешествие

Перечень планируемых мероприятий, посвященных Году экологии Название мероприятия Ответственный Сроки проведения 1. Посадка деревьев Зорькин А.В., зам. директора по спортивным сооружениям МБУДО «Специализированная

РАЙОННЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЮКЗАЧОК» Верхошижемская Центральная детская библиотека в 2017 году будет работать по районному проекту «Экологический рюкзачок». Руководитель: Цель: воспитание экологически

Отчет о проведении экологических мероприятий в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 18» Сегодня проблема экологии выходит на первый план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем улучшить

Районная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» Направление акции «МКОУ Кварцитная ООШ» «Пропаганда природоохранной работы» Для обучающихся Руководитель: Иванцова Альбина Ядитовна Цель данной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ВЯТСКОПОЛЯНСКАЯ РАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» СОСНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА- ФИЛИАЛ 2- ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ П Р Е Д

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Современный культурный центр им. Гороховецкого района Владимирской области ПЛАН мероприятий в рамках Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий

«Э к о л о г и я и к у л ь т у р а б у д у щ е е Р о с с и и» э к о л о г о -к р а е в е д ч е с к о е п р о с в е щ е н и е н а с е л е н и я с р е д и б и б л и о т е к М А У «М Б» в 2 0 1 6-2 9 1 7

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

«Озеро моего детства» Православный приют «Детский корпус при Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской Епархии Русской Православной Церкви (руководитель Гурьянова Ю.А.); Раифская средняя общеобразовательная

Сводный план мероприятий, организуемых МБУК «Андроповская М» в рамках Года экологии п/п Название мероприятия Дата проведения 1. Диспут «Охрана природы веление времени»в (рамках открытия Года экологии и

«Библиотеки формированию экологического мировоззрения». Работа Соколовской библиотеки к Году охраны окружающей среды Подготовила зав. сектором по работе с детьми Зашихина Л.К. п/п ПРОВЕДЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Экология в художественной литературе, использование театрализованных элементов В 2015 году, объявленном Годом литературы, библиотеки особое внимание уделили этой теме - отражению экологических проблем

Мероприятия, посвященные воде и лесу В библиотеках всегда активно отмечаются экологические даты, связанные с водой, сохранением водных ресурсов. В апреле в Каринской СБ Кирово Чепецкого района прошёл День

Уличная акция-презентация экодворика п. Первомайский, 1 07.07.2016 г. Ведущий: Добрый день, дорогие друзья библиотеки! Сегодня мы проводим уличную акцию-презентацию «Библиотечного экодворика». В 2016 году

МКУ Березниковская сельская им. Ситникова В.А. Куменский район Экологическая программа: «В гармонии с природой» с. Березник. 2015г. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: «В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ» РАЗРАБОТЧИК И ИСПОЛНИТЕЛЬ

В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с удовольствием выполнять работы по благоустройству и озеленению улиц, помещений и территории школы. Основным критерием эффективности

МАОУ «Колчеданская СОШ» Школа, библиотека, семья объединяем усилия. Взаимодействие библиотеки им. И.Я. Стяжкина с учреждениями социальной сферы Колчедан 2014 «Чтение это умение непрерывно учиться,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 77 г. Челябинска» НОМИНАЦИЯ Дизайн выставки «Судьба природы наша судьба» Костицина Надежда Михайловна педагог-библиотекарь 8 951 440-72-58

УТВЕРЖДАЮ Начальник администрации ГО г. Агидель РБ Р.А. Абубакирова «23» декабря 2016г. План мероприятий учреждений городского округа город Агидель Республики Башкортостан посвященных Году экологии и особо

«Путешествие в МИР КНИГ» В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу

МБУК «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ БРАТЬЕВ В. И Э. САФОНОВЫХ САРАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕСТНИК ЗА ИЮЛЬ 2017 1. Основные показатели Сведения о работе за 1 полугодие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» 412600, Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак, ул. Некрасова, д.16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова Уметского района Тамбовской области Отчет о проведенных

План мероприятий в МУК «Глазовская районная ЦБС» по экологическому просвещению населения на 2017 г. п\п Наименование мероприятий 1. Проект «Цвети моя деревня» 2. Клуб «Юный эколог краевед» 11 занятий 3.

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Теремок» Экологическая акция «БЕРЕГИТЕ ПЕРВОЦВЕТЫ! Воспитатель:Гайфуллина Лилия

Муниципальное казенное учреждение культуры «Клубно библиотечная система Соломатовского сельсовета» Чкаловского района Нижегородской области Соломатовская библиотека - сельский информационный центр по экологическому

План мероприятий 2017 - ГОД ЭКОЛОГИИ Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад «462» г.о. Самара Горохова Е.Ф. «В гармонии с природой и с собой На свете чтобы жили малыши Воспитывайте в детях, берегите,

УЗНАТЬ ВСЁ! Энциклопедии в библиотеке Гимназии 1 г. Новополоцка Ответы на все вопросы Ребята, вы многое хотите узнать: «почему светит солнце», «как самолѐты взлетают», «зачем нужен телескоп»... На все

Утверждаю Начальник Отдела образования, молодежной и спорта рщ и ЗАТО Межгорье Башкортостан В.В. Сурков >я 2016 года План меропр! посвященных Году экологии и особо охранж Республике Башкортостан родных

УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУК «ГО г. Агидель РБ» Перескокова Р. Д. 2016 г. Муниципальное автономное учреждение культуры «Центральная библиотека городского округа город Агидель Республики Башкортостан» Авторы

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРНОЗАВОДСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КИРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 2 февраля 2015 г. село Горнозаводское 14 Об утверждении плана мероприятий по проведению

10 «Земля моя добрая» краеведческий час февраль 11 «Нам от болезней всех полезней» февраль Экологический час. 12 Всемирный день воды 2 квартал Школы района Отдел Презентация ЭБД «Хилок наш бурливый» с

Сценарий развлечения «Наша планета Земля» для детей старшей и подготовительной группы подготовила музыкальный руководитель Потапова Т.Ф. 12 апреля 2015г Ведущий: Наша планета Земля очень щедра и богата.

Экологическая акция «Делами добрыми едины» Автор: воспитатель МДОУ «Детский сад 78» Васильева О.А. Участники: педагоги детского сада, дети, родители. Цель: Формирование творческой, гармонично развитой

Центральная детская библиотека Муниципального казённого учреждения «Зуевская централизованная библиотечная система Зуевского района Кировской области» Программа экологического просвещения Составитель:

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению администрации Снежинскогогородского округа от П Л А Н основных мероприятий по проведению Года экологии в 2017 году в Снежинске п/п 1. Наименование мероприятия Рекомендовать начальникам

В период с октября по май 2015 2016гг. был проведен творческий проект «Моя Югра мой край родной». Проект направлен на решение вопросов гражданско-патриотического воспитания детей, связанных с изучением

МБДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Никитовка» Красногвардейского района Социально-экологический проект Автор: воспитатель Кашкина И.А. Актуальность: нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича» П Л А Н мероприятий по экологическому образованию, просвещению и формированию экологической

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 «ФЕЯ» Конспект по познавательному развитию Тема: «Мой город» для детей средней группы Подготовила: воспитатель

Отчет по работе в экологическом отряде на базе МБОУ СОШ п. Сеймчан МБОУ СОШ п. Сеймчан - поселковая школа, а именно эти школьники имеют более тесные контакты с природой, так как связаны с ней в повседневной

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Губернатора Курганской области - директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды председатель организационного комитета по подготовке и проведению Дней защиты от

Отчет о проведении Года экологии в Магаданской области В соответствии Поручением Президента Российской Федерации от 05.01.2016 года 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», Постановлением

АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ 30.03.2016 61 О проведении акции «Дни защиты от экологической опасности» на территории Октябрьского муниципального района В

Инжеваткина Илга Васильевна, заведующий МБДОУ «Детский сад 188» Сютрукова Наталия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 188» Чибисова Галина Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 188» Экологическое

Сводный план основных мероприятий библиотек Богдановичской централизованной библиотечной системы муниципального автономного учреждения культуры «Центр современной культурной среды городского округа Богданович»

Экология – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс привёл к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается здоровье людей. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президентом РФ был подписан Указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7.

Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.

В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

Этому способствует экологические библиотечные программы «Природа. Экология. Будущее» (фил. №2), «Зеленые пальчики» (ЦДЧ), рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знания. Работа по экологическому просвещению проводится совместно с природоохранными структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры.

Знакомиться со всем многообразием экологической литературы читателям помогает выставочная деятельность библиотеки.В Центре детского чтения для детей были оформлены Эко — выставки «Чур! Заповедано!» и «Эко – Я! Эко – Мы! Эко – Мир!», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, зелёная зона города, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.

Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно

В Центре детского чтения, на протяжении 20 лет, для детей 7-10 лет осуществляет работу детский экологический клуб «Лесовичок». За эти годы была проделана разнообразная работа, направленная на формирование первичных экологических знаний у детей. Работа клуба носит программный характер. Наша экологическая программа построена на основе литературно — игровых мероприятий. Ежегодно клуб «Лесовичок» принимает активное участие в городских, районных и республиканских экологических акциях. Так и Год экологии начали с проведения городской природоохранной акции «Кормушка».

«Покормите птиц зимой» - кто не слышал этот призыв! Даже самые равнодушные к природе не могут отрицать огромную пользу, которую приносят нам пернатые друзья. И многие из нас хоть раз в жизни крепили на дереве незатейливое сооружение из пластиковой бутылки или картонного пакета из-под молока. Для ребят из клуба «Лесовичок» забота о птицах - акция ежегодная, важная и массовая. В ней переплетаются любовь к своему родному краю, ответственное отношение к окружающему миру, забота о братьях наших меньших, а также творческие способности детей. Несколько кормушек благополучно заняли свои места на деревьях и кустарниках. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не забывать регулярно подсыпать зерна и семечки, потому что зимняя подкормка обязательно должна быть каждодневной, без перерывов. Птицы, привыкнув к определённому месту кормежки и не найдя там корм, летят сразу в другое место, ищут пищу, теряя время и силы, а в морозные дни это может привести к гибели. При проведении мероприятия библиотекари старались расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. А главное — воспитывать в детях доброту и радость от сознания, что, заботясь о братьях наших меньших, подкармливая птиц зимой, мы делаем доброе дело и спасаем их от гибели.

Каждое занятие клуба проходит ярко, празднично, театрализовано. Руководители клуба самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны — они пользуются интересом читателей. ЦДЧ «Синяя птица» постоянно ведет поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Так и в этом году предлагаем библиотекам – филиалам присоединиться к ЭКО — акции «Книжная поляна»

Акция организуется в целях:

Продвижения книги и чтения;

Поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;

Применения библиотеками инновационных форм работы;

Данная акция относится к формату «опен-эйр» (англ. open - открытый, air - воздух; дословно - проводимый на открытом воздухе). Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями выездного читального зала на открытом воздухе - на природе, в близлежащем сквере или парке, во дворе библиотеки, клуба, школы. Возможна организация выездного читального зала в летних детских лагерях, площадках при школах и различных образовательных центрах. По решению библиотеки акция может являться комплексным мероприятием и сопровождаться организацией выставок, громких чтений, презентаций книг, театрализованными представлениями, обсуждением книги, беседой, обзором, экологическими играми и викторинами, концертом и т.д. Возможно объединение библиотек для участия в комплексном мероприятии. Отчет о проведении акции состоится на районном семинаре в октябре 2017 г.

В 2017 году был объявлен районный детский конкурс социальной рекламы «Будь человеком, человек!» среди библиотек-филиалов Белорецкого района Республики Башкортостан.

Основная цель - привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.

Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.

К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:

  • 7– 10 лет (включительно);
  • 11 – 14 лет (включительно).

Номинации творческого конкурса:

  • Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
  • Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
  • Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
  • Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)

Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.

Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).

Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.

В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.

Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.


Стремительно развивающийся в настоящее время экологический кризис поставил человечество в очень трудное положение. Одно из серьезных проявлений этого кризиса – его негативное влияние на здоровье человека. Попытки заставить людей выполнять природоохранные требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования, как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность. И мы должны эту задачу – охранять природу - переориентировать: охранять не от человека, а для человека.


Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей.

Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной; она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:

  1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятии;
  2. Совершенствование информационной работы;
  3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
  4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
  5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  6. Изготовление печатно-рекламной продукции;
  7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
  8. Освещение работы в СМИ;
  9. Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:

o тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

o экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей;

o фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организации, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Эффективно оформленное пространство оригинальными растениями в красивых кашпо и вазах, украшенные цветочными композициями стены, подоконники, витрины, уютно организованные «зеленые уголки»- все это вызывает чувство приобщения к прекрасному миру живой природы. Уместен стенд «Природа – наш общий дом», на котором размещена подробная информация об экологической деятельности библиотеки.

Внимание посетителей библиотеки привлечет уголок «Жить в согласии с природой», где представить коллаж из книг, фотографии, иллюстрации. Особенную прелесть уголку придадут заботливой рукой расставленные цветочные композиции. Непременно, оформить выставки книг и журналов, названия которых говорят сами за себя: «Дорога к заповеднику», «Россия: здоровье природы и людей», «Рекам и людям – чистую воду!»

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

Читателей следует информировать о наличии в фонде новой литературы с помощью проводимых в библиотеке дней информации.

· «Мир, окружающий нас, прекрасен»

· «Мы – твои друзья, природа»

· «В объятиях родной природы»

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки:

¾ Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

¾ Вечер вопросов и ответов «Экологический и экономический кризис: есть ли у тебя будущее?»

¾ Круглый стол «Экология современной жизни: правильно ли мы живем? И можно ли жить иначе?» (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.)

¾ музыкальная гостиная» «Прекрасное пленяет навсегда» (использовать и зрительные, и звуковые образы, а также нравственные, эстетические, психологические аспекты воздействия на читательскую аудиторию)

¾ праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

¾ конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самымиразнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции).

Экологическое воспитание в библиотеках приобретает новые формы, усиливающие эмоциональное воздействие, поскольку сочетают в себе проблемы охраны природы, искусство и книгу. К примеру, конкурс рисунков «Мы за мир без химического оружия», конкурс стенгазет, фотоконкурсы и фотовыставки: «В мире цветов», «В родном краю», «Чистота и красота нашего села (города)», конкурс цветоводов «Рукотворная красота», мультимедиа-уроки «Сохраним нашу планету», фитобар и т.д.

Многие русские и зарубежные писатели , такие, как В. В. Бианки, К. Г Паустовский, И. С. Соколов-Микитов, Н. И. Сладков, М. М. Пришвин, Э. Э. Сетон-Томпсон, Д. М. Даррелл и другие, посвятили свое творчество природе. Эти писатели в своих произведениях сумели описать ее во всем многообразии и неповторимости, поэтому книги данных писателей помогают проводить различные экологические уроки, беседы, обзоры книг, викторины, организовывать книжные выставки.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности . Начало акции можно обозначить проведением дискуссии или круглого стола.

В продолжение акции инициировать экологические десанты, акции, рейды и экологические патрули:

¾ «Чистая улица»,

¾ «Чистый берег»,

¾ «Чистый двор»,

¾ «Лучшая защита - это забота»,

¾ «Чистая земля - чистый двор»,

¾ «Чистое село»,

¾ «Самый лучший палисадник» и др.

Акции и рейды будут тем более успешными, чем больше социальных партнеров подключится к ней. В нынешнем году уборку и озеленение следует приурочить также к 70-летию Победы.

практическое значение для читателей, к примеру:

¾ дайджест «Экология- 2015»,

¾ список сценариев «Экология-2015»,

¾ библиографический список статьей, публиковавшихся в местной прессе за последние 5 лет,

¾ экологические путеводители и др.

Все больше библиотек создают электронные ресурсы по экологии, веб-проекты и вею-страницы, так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php) собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании. «Надо возделывать наш сад», - сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека.

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ:

— «Заповедными тропами»,

— «Природы мудрые советы»,

— «Пернатые обитатели земли»,

— «Лес исцеляющий»,

— «Живая планета»

— «Вода в нашей жизни»,

— «Живительный источник» (к Всемирному дню водных ресурсов)

— «Русские „колумбы“ (о путешественниках)

— «Живи, Земля!»,

— «Как сберечь голубую планету» (к Международному дню Земли)

— «И вечная природы красота»

¾ «Книжный дозор» (к Всем. дню охраны окружающей среды)

— «Бросим природе спасательный круг»

— «Не только в гости ждет тебя природа!»

— «Они цветут, сердца отогревая» (о цветах)

— «Времена года моего села»

¾ Цикл о временах года (4): «Красавица зима», «Пришла весна нарядная», «Ах, лето красное любил бы я тебя…», «Осенний калейдоскоп»

— «Чистая экология – здоровая жизнь…»

— «Наша матушка Земля» (к Всемирному Дню Земли)

— «Наши милые питомцы» (к Всемирному дню домашних животных)

— «Пришла красавица весна»,

— «Мама всех звериных малышей» (105-летию со д. р. В. В. Чаплиной),

— «Природа, как же ты загадочна!»,

— «Моя малая Родина»,

— «Моя страна – безмерна и бездонна»

— «Времена года»

— «Открой для себя удивительный мир птиц»,

— «Стремительные и непостижимые» (к Международному дню птиц)

— «Охрана природы – веление времени» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Берегите природу!» (к Году экологии)

— «Царица-Водица»,

¾ «Всегда и везде человек нуждается в воде» (к Всемирному дню воды)

— «Соловьиный праздник» (к Международному дню птиц)

— «Береги природу своего края»,

— «Путешествие в зелёную аптеку» (к Международному дню охраны окружающей среды)

— «Солнце, воздух, вода – это наша жизнь» (к Межд. году водного сотрудничества)

— «О братьях наших меньших»: (к Всемирному дню защиты животных)

— «Заповеди природы»

— «Сохраним природу для потомков»

— «Что вы знаете об охране окружающей среды»

— «Очистим планету от мусора»

— «Наши пушистые друзья» (к Всемирному дню кошек)

— «Наши пернатые друзья» (к Всемирному дню птиц)

— «Учись правилам поведения в лесу» (к Всемирному дню Земли)

— «Любимые уголки природы» (к Всемирному дню эколога)

— «Зоны экологического бедствия»

— «Она – твой давний добрый лекарь»

— «Заглянем в мир живой природы»

— «Наш общий друг – природа»

— «Тем, кто любит природу»

— «Моя планета – ЗЕМЛЯ»

¾ «Охрана природы – веление времени»

— «Сохраним природу» (к Международному дню Земли)

— «Вы слыхали о воде? Говорят, она – везде!…» (к Всемирному дню воды)

— «Наши пернатые друзья» (к Международному дню птиц)

— «Спасем мир сегодня» (к Всемирному дню окружающей среды)

— «Мы в ответе за этот мир!»

— «За чистоту озер и рек в ответе человек» (2005-2015 – Международное

десятилетие действий «Вода для жизни»)

— «Травкина премудрость» (о лекарственных растениях)

— «Сохраним природу – значит, сохраним Родину» (к Всем. дню охраны

окруж. среды)

— «Семь страниц про зверей и птиц»

— «Через книгу – любовь к природе»

— «В капле воды отражается мир» (К Международному году водного сотрудничества и Международному десятилетию действий «Вода для жизни»)

— «Земля – слезинка на щеке Вселенной!» (ко дню Земли)

— «Жить в согласии с природой»

— «Мир зверей и птиц сходит со страниц»

— «Живая планета — живая душа»

— «Потомкам – цветущую Землю!» (год экологической культуры)

— «Изучаем родную природу»

— «Прогулки по лесу»

— «По страницам Красной книги»

— «Наши меньшие братья» (ко Дню защиты животных)

— «Вода – источник жизни» (ко Всемирному дню Воды)

— «Красная книга и ее обитатели» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Новоселье птиц»

— «Земля у нас только одна» (ко Всемирному Дню Земли)

— «Мир, окружающий нас, прекрасен» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Экологическое ассорти»

— «Книги писателей-натуралистов»

— «Земля – наш дом» (ко Дню охраны окружающей среды)

— «Как не любить нам эту Землю!»

¾ «Слово о родной природе»

¾ «Моя любимая кошка»

¾ «Всё о кошках»

¾ «Моя семья любит природу»

¾ «В мире животных»

¾ «Природа и фантазия»

¾ «Причуды природы»

¾ «Удивительный мир природы»

¾ «Сохраним наш мир»

¾ «Природе надо, чтоб её любили»

¾ «Человек – гармония – природа»

¾ «Экологические проблемы XXI века»

¾ «Краски осеннего леса»

¾ «Где зимуют наши птицы?»

Уважаемые коллеги!

Наступил 2017 год, завершаются новогодние каникулы, стартует Год экологии в России. Советую вам начать его с оформления постоянно действующей выставки, посвященной главной теме года.

Выставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. На выставку, помимо книг и периодики, рекомендую поместить всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с тематикой и дополняющие её в качестве фона. Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. Выбор темы.

С темой мы определились, это выставка, посвященная Году экологии в России.

2. Определение целевого и читательского назначения

Наша выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выставки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды).

3. Выбор и отбор документов.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, библиографических указателей выявляем все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, имеющиеся в библиотеке по данной теме. Затем знакомимся с ними и отбираем те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид .

4. Разработка структуры выставки.

Определяем количество разделов и форму выставки.

Например:
выставка-экспозиция

Выставка-игра,
выставка-диалог,
выставка-рекомендация,
выставка-совет,
выставка-чайнворд,
выставка-словарь,
выставка-знакомство,
выставка-презентация

Выставка-откровение,
выставка-настроение,
выставка-поиск,
выставка-календарь

5. Определение заголовка, названия разделов.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть.

Например:

Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок.

6. Подборка цитат, иллюстраций, предметов.

Предлагаю вам цитаты для выставки

  • Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. В. Бианки
  • Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире В. Бианки
  • Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. В.И. Вернадский
  • Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. В.И. Вернадский
  • Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)
  • Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… А.И.Герцен
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. А.И.Герцен
  • Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В.В. Докучаев
  • Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям. С.П. Залыгин
  • Поведение человека в природе – это и зеркало его души. К.Л. Зелинский
  • Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев
  • Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, им самим. Д.С. Лихачев
  • Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В. Ломоносов
  • Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир! И.С. Никитин
  • Не отдельные белые пятнышки — огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа. В.А. Обручев
  • Нельзя писать книги и не знать, какие травы растут на местных полянах и болотах, чем отличаются листья берез от листьев осин…, улетают ли на зиму синицы, когда цветёт рожь и какие ветры приносят дожди или засуху, пасмурность или ясное небо… К.Паустовский
  • Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. К. Паустовский.
  • Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К. Паустовский
  • Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения. К. Паустовский
  • Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы. Д.И . Писарев
  • Охрана окружающей среды – это многогранный и сложный процесс, в котором принимает участие каждый человек. М. Пришвин
  • У каждого человека в мире есть свое уникальное место и каждому в нем необходимо определиться. Если найдешь его и станешь на него, то и самому будет хорошо, и людям будет так, будто для того ты и стоишь на этом месте и только для них-то все и делаешь. М. Пришвин
  • Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
  • Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством. В.Г. Распутин
  • Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь? В. Г. Распутин
  • Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить. А.Н. Сладков
  • Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. В.А. Сухамлинский
  • Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский
  • Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. К.А. Тимирязев
  • Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Л.Н. Толстой
  • Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. А.П. Чехов