Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Общая характеристика интерактивного обучения Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Виды активности присущие интерактивному обучению Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д. Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение преподавателя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Цели интерактивного обучения реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности; формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся; усиление мотивации к изучению предмета; создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке; исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи интерактивного обучения Интерактивное обучение решает одновременно три задачи: познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией; коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы; социально-ориентационную, которая связана с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.

7 слайд

Описание слайда:

Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.

8 слайд

Описание слайда:

Виды интерактивных заданий задания для работы в малых группах; обучающие игры; социальные проекты; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем; разрешение учебных проблем; творческие задания.

9 слайд

Описание слайда:

Формулировка заданий: Сформулируй понятие. Докажи. Объясни. Аналитические и проблемные вопросы: “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”. *

10 слайд

Описание слайда:

Творческое задание - основа любого интерактивного метода Под творческими заданиями будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

11 слайд

Описание слайда:

Творческие задания Составление математических задач. Составление математических кроссвордов. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Математические сочинения. Доклады и рефераты. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. *

12 слайд

Описание слайда:

например Аналитическое чтение Прочитать учебный текст и выбрать наиболее важные с точки зрения математического содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты в краткой форме зафиксировать Обсудить результат в группе (или с соседом по парте). Составление задач При повторении темы «Проценты» может быть предложено задание: составить и решить задачу, близкую к реальной жизненной ситуации в своей семье, оформить на листах стандартного размера для последующего переплета всех задач в задачник.

13 слайд

Описание слайда:

Активные формы занятия * Неимитационные Имитационные игровые неигровые Проблемные лекции Проблемные семинары Мозговой штурм Круглый стол Деловая игра Учебная игра Мини – игры Ролевые игры Ситуационные игры Анализ конкретной ситуации Тренинги Действие по инструкции Работа с документами

14 слайд

Описание слайда:

Формы интерактивного обучения Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности Групповая форма обучения - самостоятельное выполнение задания и его проверка в группе, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. . Преимущества групповой формы организации учебной деятельности: работают все ученики и при затруднениях получают своевременную помощь от старшего или педагога.

15 слайд

Описание слайда:

Формы интерактивного обучения Коллективный способ обучения - эта такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого. Преимущества КСО: каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет постоянный контроль за выполнением задания, исключается возможность ошибки, ученики получают индивидуальную помощь от своих товарищей, идет взаимообучение

16 слайд

Описание слайда:

Структура интерактивного урока 1. Мотивация – сфокусировать внимание обучающихся (или участников мероприятия) на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. 2. Объявление прогнозируемых результатов (учебных задач) – обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. 3. Предоставление необходимой информации – дать обучающимся достаточно информации, для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи. 4. Интерактивное задание – центральная часть занятия – практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия (решение учебных задач). 5. Подведение итогов – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии.

17 слайд

Описание слайда:

Модели интерактивного обучения Новационные модели - направленные на совершенствование имеющейся социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию активного обучения; технологию проблемного обучения; технологию эвристического обучения; Инновационные модели - направлены на целенаправленное коренное изменение социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию проектного обучения; технологию игрового обучения; информационно-компьютерные технологии обучения

18 слайд

Описание слайда:

вывод Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности. Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся Способствуют повышению качества обучения

Интерактивные методы
и
технологии обучения

С развитием общества изменяются и приоритеты в
образовании.
Только недавно мы начинали внедрять активные методы
обучения. А сегодня многие основные методические
инновации связаны уже с применением интерактивных
методов обучения.

Основными составляющими интерактивных
уроков являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что выполняя их
учащиеся не только и не столько закрепляют уже
изученный материал, сколько изучают новый.

Педагогическая технология

- это продуманная во всех
деталях модель совместной
педагогической деятельности
по проектированию,
организации и проведению
учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для
учащихся и учителя
(В.М.Монахов)

Образовательная технология

Совокупность форм, методов,
приемов и средств, применяемых в
какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной
(совместной) деятельности учителя и
учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно
связанных между собой;
проектирование, организация,
ориентирование, коррекция
образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли
"объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает
"субъектом" обучения (самостоятельная
работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций,
использование ролевых игр, совместное
решение проблем).

Виды методов обучения

Интерактивные
Пасси
вные
Ученик
Педагог
Ученик
Активные
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в
активный процесс получения и переработки
знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
Мини-лекция
Контрольный лист или тест
Ролевая игра
Игровые упражнения
Разработка проекта
Решение ситуационных задач
Приглашение визитера
Дискуссия группы экспертов
Интервью
Инсценировка
Проигрывание ситуаций
Выступление в роли обучающего
Обсуждение сюжетных рисунков
Опрос–Квиз (контроль) и др.

Интерактивные методы обучения

Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
-Групповая дискуссия
-Анализ ситуаций морального
выбора
-Разбор инцидентов из
практики (метод «кейсов»)
-«Мозговой штурм»
-Презентация
-Обсуждение
-Дебаты
Игровые
Тренинг-методы
-Деловая игра
-Социальнопсихологический
тренинг
-Организационнодеятельностная игра
-Операционная игра
-Сюжетно-ролевая игра
-Дидактическая игра и др.
-Тренинг делового
общения
-Психотехнические
игры

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
1. Лекция – устная или
с применением
современных
технических средств,
презентация и.т.д.
Незаменима при
передаче
сравнительно
большого объема
информации в
структурированной
форме.
Отсутствие обратных
связей
2. Семинар –
коллективное
обсуждение
определенной
проблемы или
темы учебного плана
дисциплины в
различных формах
активизации
восприятия
информации путем
взаимодействия
преподавателя и
обучающегося
Ограничения по
продолжительности,
количеству
участников, их
подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.1. Имитационная игра –
модель среды обитания,
определяющая поведение
людей и механизмы их
действий в экстремальных
ситуациях («Конфликт»,
«Ко-раблекрушение»,
«Робинзон» и др.)
Позволяет получить
навыки адаптации к новой
среде
Преподаватель, не
владеющий
коммуникативной
компетентностью, не
научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель
взаимодействия
обучающихся в процессе
достижения целей,
имитирующих решение
комплексных задач в
конкретной ситуации
Позволяет овладеть
системой навыков,
умений, моделями
поведения и социальнопсихологических
отношений в реальной
Не всегда разработан
механизм познавательной
и мыслительной
деятельности участников,
что провоцирует
преподавателя
использовать только свой
опыт и интуицию
(не всегда результативно)
ситуации.

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.3. Ролевая игра – метод
проигрывания ролей
(инсценировки)
Собственные
переживания
запоминаются ярко и
сохраняются в течение
Игра содержит долю
риска и приносит
результат только тогда,
когда группа готова в нее
включиться. Не всегда
удается воспроизвести
реальную жизненную
долгого времени
ситуацию
2.4. Ситуационный анализ
(разбор конкретных
ситуаций, кейс-стади,
инцидент, баскет-метод)
Дает возможность изучить
сложные или
эмоционально значимые
вопросы в безопасной
обстановке, а не в
реальной жизни с ее
угрозами, риском,
тревогой о неприятных
последствиях в случае
неправильного решения
При столкновении с
реальной проблемой у
обучающегося вряд ли
окажутся в распоряжении
такое же время, знания и
безопасные
лабораторные условия,
чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии
Достоинства
Ограничения
2.5. Эвристические
технологии генерирования
идей: «мозговой штурм»,
синектика, ассоциации
(метафоры)
Осуществляется
генерирование идей
всеми участниками
процесса, активизируются
интуиция и воображение,
происходит выход за
пределы стандартного
Неумелое руководство со
стороны преподавателя
может привести к уходу от
реальной проблемы,
потере времени, слабому
синергетическому
результату и др.
мышления
2.6. Тренинг – активное
овладение и развитие
знаний, умений и навыков
Позволяет за короткий
промежуток времени
овладеть практическими
эффективными умениями
и навыками
Направлен на овладение
только
узкоспециализированным
и навыками без усвоения
общих моделей и методов
работы

Критерии отбора методов обучения
соответствие целям и задачам
обучения и развития школьников
соответствие временным
рамкам обучения
соответствие дидактическим
целям урока
соответствие
профессионализму и опыту
конкретного учителя
соответствие содержанию темы
урока
соответствие возрастным, интеллектуальным
возможностям школьников и уровню их
обученности и воспитанности, особенностям
класса в целом
соответствие способу
руководства учебной
деятельностью
соответствие логике учебного
процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ
содержания учебного материала и выявление на основе этого его
доступности для усвоения школьниками

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому
предмету;
развивать самостоятельность
учащихся;
обогащать социальный опыт
учащихся путем переживания
жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на
занятиях;
проявлять свою индивидуальность в
учебном процессе

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова
(актуализации знаний)
Обсуждение домашней
творческой работы
«Мозговой штурм»
(индивидуальный,
парный, групповой,
фронтальный)
Кластеры
Синквейн
(«восточный стих»)
Хук (притча,
игра,
«крючок»)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

Продвинутая лекция
«Инсерт»
(в ходе лекции соотносится текст с
первичной информацией:
+ - знал ранее; - думал иначе)
Опорный
конспект
Форма группового
взаимодействия -
«большой круг».
Кластеры
Различные
формы
дискуссий
«Аквариум»
Игровые
методы
Изобразительный проект
(составление вопросов по тексту, составление
пересказа отрывка от первого лица)

Рефлексия – получение обратной связи

Минисочинение
Хокку (хайку)
– японские 3-х
стишия
Сказка
Незаконченное
предложение
Юмористический
рассказ
Эссе
Глоссарий
(составление словаря)

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;
самооценка участника
групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными
формами работы;
коммуникация в учебном
диалоге;
...

КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного
проблемно-ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач – ситуаций
(решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся
проанализировать ситуацию, возникающую при
конкретном положении дел, выработать практическое
решение; окончание процесса – оценка предложенных
алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной
проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

1.Обязательная исследовательская
стадия процесса
2. Коллективное обучение или работа в
группе
3.Интеграция индивидуального,
группового и коллективного обучения
4.Специфическая разновидность
проектной (исследовательской
аналитической) технологии
5.Стимулирование деятельности
учащихся для достижения успеха

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным
правилам разрабатывается
модель конкретной
ситуации, произошедшей в
реальной жизни, и
отражается тот комплекс
знаний и практических
навыков, которые учащимся
нужно получить.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на
определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму
принятия правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается
ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко
формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения
по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более
сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в
статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее
решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации,
предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ

Виды кейсов
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЕЙСОВ ПО
ЖАНРАМ
Наличие сюжета
1. Сюжетный кейс
Основание
классификации
2. Бессюжетный кейс
Временная
последовательность
материала
1. Кейс в режиме от прошлого к настоящему
2. Кейс – воспоминание с прокруткой
времени назад
3. Прогностический кейс
Способ представления
материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Объем
1. Краткий (мини)
2. Средний
Рассказ
Эссе
Аналитическая записка
Журналистское расследование
Отчет
Очерк

ВИДЫ КЕЙСОВ

Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей:
вспомогательная информация, необходимая для
анализа кейса; описание конкретной ситуации;
задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы,
диаграммы, иллюстрации, что делает его более
наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее
популярный в последнее время, но
зависит от технического оснащения
школы).
Видео кейс (может содержать фильм,
аудио и видео материалы. Его минус ограничена возможность многократного
просмотра искажение информации и
ошибки).

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Учебные
Образовательные
1. Усвоение новой
информации
1. Создание авторского
продукта
2. Освоение метода сбора
данных
2. Образование и
достижение личных целей
3. Освоение метода анализа
3. Повышение уровня
коммуникативных навыков
4. Умение работать с
текстом
4. Появление опыта принятия
решений, действий в новой
ситуации, решения проблем
5. Соотнесение
теоретических и
практических знаний

Синквейн

-
это стихотворение, которое состоит из 5
строчек по определенным правилам.
1 строка – Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках
темы.
4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение
автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой
частью речи
Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.

ИНСЕРТ (INSERT)

– метод активного чтения даёт возможность сохранить
интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста
«v», «+», « - », «?»
«v»
«+»
« - »
«?»
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
соответству
ет тому, что
знаете или
думали, что
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
для вас
является
знаете
новым
Поставьте
этот знак
на полях,
если то,
что вы
читаете,
противоре
чит тому,
что вы уже
знали или
думали,
Поставьте
этот знак на
полях, если
то, что вы
читаете,
непонятно,
или вы
хотели бы
получить
более
подробные
сведения по
данному
что знаете
вопросу

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой
принимают участие 2-3 человека, а
остальные выступают в роли
наблюдателей, что позволяет одним
«проживать» ситуацию, а другим
анализировать ситуацию со стороны и
«сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо
продемонстрировать навык, умение, эмоцию,
состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и
аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно):

- технология разработки и оценки
инновационных идей при обучении
школьников проектированию.
Почему шляпы?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует
свой собственный, индивидуальный цвет,
делающий ее легко различимой среди всех
остальных и наделяющий ее характерными,
присущими только ей одной чертами и
качествами – цветовое различие делает каждую
шляпу особенной, неповторимой. Каждая
цветная шляпа указывает на роль, на
определенный тип мышления и деятельности.

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией?
Какая нам нужна информация?
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу
возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы
преимущества? Почему это можно сделать? Почему это
сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает
ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и действий?
Каковы альтернативы?
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы
достигли? Что нужно сделать дальше?

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно
всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь
применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип
мышления и деятельности в зависимости от поставленной
задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано
помочь человеку обрести нужное состояние сознание,
сосредоточиться на выполнении определенных операций.
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для
использования параллельного мышления и ухода от споров.
Использование «мыслеварительных» шляп открывает
возможность договориться с собеседником, прийти к
согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для
того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток
своих мыслей в нужном направлении.
Самое главное преимущество: с помощью шести шляп
устанавливаются определенные правила игры: «человек, в
данный момент думающий и поступающий именно так».

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое
интерактив.
Теоретическая неподготовленность
при работе с теми или иными
интерактивными методами.
Бессистемное применение
интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления
о результативности использования
методов («метод ради результата, а
не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами
интерактивными методами (это
инструмент, а не развлечение
учащихся).

Введение

  • Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»

Китайская мудрость



Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся.

Обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.


  • Пассивные методы
  • Активные методы
  • Интерактивные методы

Пассивный метод

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и сбучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающихся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с обучающихся на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.


Активный метод

Активный метод – это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающихся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.


Интерактивный метод

Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.


Интерактивное обучение

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися.


  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между обучающими, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты)
  • Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
  • Деловые и ролевые игры
  • C ase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
  • Мастер класс

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

  • Подготовка занятия : Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
  • Вступление: Сообщение темы и цели занятия.
  • Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия
  • Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.


Основные интерактивные методы:

Круглый стол - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией .


  • обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
  • иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
  • тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение) - это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.

Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.


  • подготовка (информированность и компетентность) обучающихся по предложенной проблеме;
  • семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися);
  • корректность поведения участников;
  • умение преподавателя проводить дискуссию.

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д.

Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.


  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.
  • «Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  • формирование навыков слушания и ведения записей.

Мозговой штурм

Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.


Мозговой штурм - это:

  • новаторский метод решения проблем;
  • максимум идей за короткий отрезок времени;
  • расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
  • отсутствие какой-либо критики
  • это развитие, комбинация и

модификация как своих, так и чужих идей.


Деловые и ролевые игры

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее

общение людей в процессе

реальной изучаемой деятельности.

Деловая игра - это не просто

Совместное обучение, это обучение

совместной деятельности, умениям и

навыкам сотрудничества.


  • луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Сбыт» - для обучения менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)») и т.д.

  • Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
  • Отличительной особенностью метода case - study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Мастер класс

Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями обучающихся и т.п.


  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  • формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
  • представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
  • форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

  • профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание обучающего.
  • преподавание обучающемуся основ профессионального отношения к избранной специальности.
  • обучение профессиональному языку той или иной науки (технологической, экономической, юридической, педагогической и т.д.).
  • передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология.
  • адекватные формы и способы представления своего опыта.

Активные и интерактивные методы обучения ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные методы обучения -Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? -Какие они? Что это?! Сколько их? Родоначальники идей активизации Ян Амо́с Ко́менский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский … Мыслители античного мира “Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика” ПИФАГОР “Формирование у учеников стремления постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности” ДЕМОКРИТ “Наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании” СОКРАТ, «Майевтика» “Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память” Лу́ций А́нней Се́нека “Всестороннее развитие и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества” Ибн-Сина (Авицена) Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. “Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способности понимать вещи” Ян Амос Коменский (1592-1670) Отечественные учёные В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемы высшей школы Необходимость: развития мышления познавательной активности познавательного интереса Мария Мироновна Бирштейн – первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое движение» 1938 г – запрет на деловые игры 1960 г – возрождение Школы МАО Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности Методы контроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности Методы стимулирования учебнопознавательной деятельности Виды методов обучения Интерактивные Пассивные Ученик Ученик Педагог Активные Ученик Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Педагог Ученик Ученик АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ способы активизации учебнопознавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. А.М.Смолкин Критерии отбора методов обучения соответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихся соответствие временным рамкам обучения соответствие дидактическим целям занятия соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя соответствие содержанию темы занятия соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом соответствие способу руководства учебной деятельностью соответствие логике учебного процесса Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе Риски необоснованного использования интерактивных методов Непонимание того, что такое интерактив. Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами. Бессистемное применение интерактивных методов. Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»). Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся). Более 140 активных методов обучения Неимитационные проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция прессконференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии Имитационные Игровые: деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности Неигровые: коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа и др. Интерактивные методы обучения Групповые Индивидуальные -Выполнение практических зад -Тренировка Дискуссионные -Групповая дискуссия -Анализ ситуаций морального выбора -Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») -«Мозговой штурм» -Презентация -Обсуждение -Дебаты Игровые Тренинг-методы -Деловая игра -Социальнопсихологический тренинг -Организационнодеятельностная игра -Операционная игра -Сюжетно-ролевая игра -Дидактическая игра и др. -Тренинг делового общения -Психотехнические игры Ведущие признаки интерактивного взаимодействия Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме Диалог Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме Свобода выбора Создание ситуации успеха Рефлексия Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний) Обсуждение домашней творческой работы «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Кластеры Синквейн («восточный стих») Хук (притча, игра, «крючок») Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) Продвинутая лекция «Инсерт» (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Форма группового взаимодействия - «большой круг». Кластеры Различные формы дискуссий «Аквариум» Игровые методы Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Рефлексия – получение обратной связи Минисочинение Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Сказка Незаконченное предложение Юмористический рассказ Эссе Глоссарий (составление словаря) При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге; ... КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: 1.Обязательная исследовательская стадия процесса 2. Коллективное обучение или работа в группе 3.Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения 4.Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии 5.Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации; Кейсы с формирование проблемы - описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; Кейсы без формирования проблемы - описывается более сложная ситуация, где проблема представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы. РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» Учебные Образовательные 1. Усвоение новой информации 1. Создание авторского продукта 2. Освоение метода сбора данных 2. Образование и достижение личных целей 3. Освоение метода анализа 3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Умение работать с текстом 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 5. Соотнесение теоретических и практических знаний Синквейн - - стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства. ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» «v» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете «+» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым « - » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете «?» Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу «Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. Е.А. Генике "Активные методы обучения: новый подход" интернет-магазин "Образовательный квартал" shop.direktor.ru Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hrtraining.net/statya/mihailova_1/shtml. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М., 1991. Нетрадиционные лекции Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы “подталкивают” слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Лекция вдвоем Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно Лекция “пресс-конференция” Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Структура лекции может быть двух видов: 1.Целое, связанное изложение проблемы. 2.Брифинг- краткие ответы на вопросы слушателей Используйте активные методы обучения (АМО)!