Понятие некоммерческих организаций, их виды и формы

Определение 1

Некоммерческая организация – это организация, в которой прибыль от ее деятельности идет на уставные цели, а не на распределение между учредителями.

Некоммерческие организации бывают 3 видов:

  • общественные – деятельность финансируется из своей прибыли;
  • муниципальные – финансирование на осуществление деятельности осуществляется из соответствующих бюджетов;
  • автономные – финансируется за счет добровольных взносов.

Для некоммерческих организаций предусмотрены следующие организационные формы:

  • Религиозные и общественные объединения – это добровольное объединение граждан. В основе лежит общность их интересов. Участники этих объединений не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в эти организации.
  • Фонды – создаются для осуществления целей, которые обладают общественной полезностью (благотворительность, культура, образование и др.). Имущество, переданное в фонд учредителями, становится собственностью этой организации.
  • Государственные корпорации – создается федеральным органом власти с целью выполнения общественно-значимых функций.
  • Учреждения – некоммерческая организация, которая находится в собственности у своего учредителя. Финансирование деятельности частично или полностью осуществляется за счет собственника.

Особенности налогообложения НКО по налогу на прибыль

Все НКО являются плательщиками налога на прибыль. При этом, при расчете суммы налога на прибыль не учитываются средства, которые безвозмездно были переданы НКО на осуществление своей уставной деятельности. Налоговая ставка составляет 20% от налогооблагаемой базы.

Определение 2

Налогооблагаемой базой является разница между полученными доходами некоммерческой организации (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) и расходов, подтвержденных документами (договорами, авансовыми отчетами и т.д.).

Расходы предприятия должны производиться в рамках деятельности организации, в ходе которой организация будет извлекать прибыль. При этом все расходы должны быть обоснованы с экономической точки зрения, т.е. производиться в соответствии с нормами, установленными на предприятии (нормы расхода ГСМ, командировочные и т.д.)

Замечание 2

Для учета любых целевых поступлений и их использования должен вестись раздельный учет. По завершении финансового периода некоммерческие организации должны отчитаться перед налоговым органом об использовании доходов. Помимо целевых поступлений нужно вести учет и прочих доходов НКО, таких как реализационные доходы и внереализационные доходы.

Кроме того, при осуществлении своей деятельности некоммерческие организации могут применять упрощенную систему налогообложения. В этом случае устанавливается порог доходов, при котором прекращается применение данного режима налогообложения.

Замечание 3

С 1 января 2017 г. он установлен в размере 150 млн.руб. При этом не учитываются доходы от целевого финансирования. Для некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования и медицины, возможно применение нулевой ставки, которую можно применять до 01.01.2020 г. Декларации по налогу на прибыль предоставляются в налоговые органы не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

НКО или некоммерческие организации - так принято в обществе называть подобный вид деятельности. НКО сложно назвать прямым бизнесом, но зарабатывать на этом фоне точно можно. Если говорить в общем, то сам бизнес держится на энтузиазме посредников, инвесторов и самой группы людей, которыми была создана такая организация.

Сама суть создания НКО лежит в возможности отстаивания своих интересов от юридического лица, заручившись поддержкой конкретной организации для достижения цели. Дополнительно, некоммерческие организации создаются для того, чтобы привлечь внимание «третьей стороны». Ярким примером тому является форд, как одна из форм НКО. Для ее существования берутся деньги третьей стороны. Но, не всегда получается работать исключительно на добровольных началах.

Откуда берутся деньги и как получить прибыль?

С формой стало понятно. Теперь осталось немного разобраться откуда могут взяться доходы с некоммерческих организация. Опять приведем яркие примеры - церковь, религиозная организация, учреждение, товарищество, партия и так далее.

На самом деле форм НКО очень много, они прописаны в законодательстве и каждая копеечка прибыли обязана идти на благо самой организации. Но, все доходы не облагаются налогами. Если в церковь идет бабушка и несет часть своей пенсии на строительство самого храма и помощь, на содержание, то от этой части доходов государство не имеет права брать налоги.

Еще можно привести пример, как созданный фонд во блага запрета на снос исторически важного здания при помощи пожертвований и поддержки со стороны достигает своей цели, но при этом зарабатывает около 45 тыс. $. Вот так без налогов, на одних пожертвованиях.

Такая отрасль может вызывать мнение золотой жилы. Отчасти оно так и есть. Если говорить от правового лица, то НКО требуют постоянного финансирования и существуют несколько разрешенных государством форм:

1. Пожертвования и взносы на добровольных основах;
2. Предпринимательская деятельность;
3. Поступление от учредителей организации;
4. Доход от долевых участников организации.
Также помощь для НКО может в форме отказа платы за эксплуатацию помещения или предоставление в пользование имущества.

Подробнее о финансах.

Созданные некоммерческие организации могут использовать свои средства лишь по общему согласию объединения. При этом, может быть созданы смета доходов и даже иметься самостоятельный баланс.

Смета может отображать финансовый план организации. Такой план разбивается на кварталы и даже на целый год. Именно здесь фиксируется приход и расход средств, а также их движение. При этом поступившие средства должны соответствовать целевым расходам. При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.

В любом случае вложение денег в определенную цель позволит в дальнейшем получить хорошую прибыль всех для всех участников НКО. Но, даже для подобного вида деятельности необходим так называемый бизнес-план для создания.

Документальная часть.

Для создания НКО необходим такой пакет документов:

1. В первую очередь создается заявление от юридического лица. Период рассмотрения составляет 3 месяца;
2. Оплата государственной пошлины - от 50 до 200 $ в зависимости от выбранного вида НКО;
3. Протокол учредительного решения НКО;
4. Устав, учредительская документация;
5. Реквизиты НКО;
6. Документы на право владения помещением, оборудованием (договор аренды, чеки на покупку).
Этап оформления документов может быть затратным и стоит владельцам около 250 $.

Помещение.

Создание некоммерческой организации нуждается в аренде помещения. Для этого часто арендуют квартиру, офис в бизнес-центре или отдельностоящее помещение. Само здание должно быть со всеми коммуникациями для удобства работы самих сотрудников. Это общепринятые коммуникации: свет, газ, вода, отопление.

Для работы, к примеру, фонда достаточно и 40 метров квадратных. А если целью организации будет прием благотворительности для беженцев или бедных семей, то площадь должна быть в разы больше. Поскольку ежедневно туда может приходить большое количество посетителей. Интерьер в помещении может быть скромный, классический, без излишков. Если придется платить за аренду, то это будет стоить около 150-300 $.

Оснащение.

Помещение должно быть предусмотрено для работы. Для этого необходимо купить такое оснащение:

1. Компьютеры - около 700 $;
2. Телефоны - 200 $;
3. МФУ или сканер, принтер, ксерокс - 400 $;
4. Борды - 80 $;
5. Оборудование для презентаций - 130 $.
Также необходимо офисная мебель: столы, стулья, диванчики, шкафы, полки, возможно, сейф, офисные кресла, предметы интерьера. Как было уже оговорено выше, мебель может быть закуплена или передана в дар НКО. Но, все-таки, стоит предусмотреть 2 тыс. $ на этот аспект.

Работники.

Даже НКО требует найма персонал. Обычно в роли выступают работники офиса или администраторы, маркетологи, бухгалтер. Весь персонал может насчитывать 5 человек, а может доходить и до сотни, особенно если ваш фонд действительно большой, то работников необходимо достаточно.

Часть людей может работать и на добровольных началах, но большая половина будет оформлена на работу и иметь определенную сумму заработной плата. Минимально, на что необходимо будет рассчитывать - это 1,5 тыс. $.

Если опять же обратиться к фонду, то о нем должны знать максимальное количество людей. О том, что вы собираете средства должно говориться по телевизору и радио с указанием реквизитов, обозначаться в журналах и газетах, описываться на бордах вашего города. Также обычно помогают с этим волонтеры. Они готовы стоять на добровольных началах и просить у приходящихся обратиться к вашей проблеме. Помимо этого, могут поводиться агитации, встречи, собрания, как вид привлечения к вашей некоммерческой организации. На рекламу стоит подготовить не менее 300 $.

Перечень затрат.

Создание НКО заставляет вложить средства в четыре основных аспекта:

1. Оформление документов - 250 $;
2. Помещение - 150-300 $;
3. Оснащение - 2 тыс. $;
4. Персонал - 1,5 тыс. $;
5. Реклама - 300.

Открытие НКО влечет за собой вложения в размере не менее 4 тыс. $. Расчет велся на примере организации фонда.

Как насчет прибыли?

Возвращаясь опять к созданию фонда, то прибыль может быть действительно большой. Она может представлять собой тысячи долларов ежемесячно, которые могут пойти на строительство или реконструкцию выбранного объекта. К примеру, в среднем один фонд получает порядка 5-8 тыс. $ в месяц. А вот инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, вне зависимости от деятельности и статуса.

Развитие.

Даже эта отрасль может развиваться. Можно создать большой фонд с множеством филиалов по всей стране, главное, чтобы созданная цель или проблема была действительно актуальной. Еще, обращаясь к западной стороне мира, в Европе и США уже несколько лет работают и развиваются НКО, у которых по законодательству существует возможность отдавать лишь 35% собственных доходов на нужды самой организации, а остальная часть может смело иметь название дохода. Возможно, скоро и в нашей стране обратят большее внимание на данный аспект и предложат подобную возможность.

Читайте так же:

В. А. Дегтярев

Статья предоставлена Дегтяревым В.А. , автором книг:
- ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ;
- ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
Ознакомиться с оглавлением книг и отдельными схемами по налоговому планированию из этих книг можно на сайте: http://www.degtyarev.ru

Суть схемы: Некоммерческие организации оказывают услуги физическим лицам по цене фактически произведенных расходов.

Также физические лица помимо оплаты за оказанные услуги вносят добровольные взносы в некоммерческую организацию.

Например, взносы в спортивный клуб, медицинский центр и т.п.

Здесь используется один из основных принципов налогового планирования – принцип разделения отношений.

Цель схемы: вывести из-под налогообложения прибыль, получаемую некоммерческой организацией в качестве Исполнителя услуг.

Принципиальная возможность схемы

Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Некоммерческая организация

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Физические лица для осуществления НКО своей деятельности могут вносить в них добровольные взносы.

Статья 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Источники формирования имущества некоммерческой организации

1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования ;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

В данной схеме получает услуги для потребительских целей, которые не учитываются у него для целей налогообложения.

Поэтому с точки зрения налогообложения для физического лица, в отличие от организаций, непринципиально, за что платить денежные средства – за услугу либо взносы в НКО. Главное – это возможность получить соответствующую услугу.

При таких обстоятельствах, физическое лицо может добровольно перечислять взносы в НКО без каких-либо дополнительных налоговых последствий.

Вместе с тем, у НКО только плата за услуги, будет учитываться для целей налогообложения.

Заметим, что НКО может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается также оказание услуг НКО, отвечающих целям ее создания.

Статья 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Виды деятельности некоммерческой организации

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, НКО может заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию услуг, если это направлено на удовлетворение общественных благ.

К таким общественным благам в частности относятся достижение культурных, образовательных, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов.

Вывод: НКО могут одновременно оказывать услуги в области спорта, образования, медицины, туризма, защиты прав, законных интересов лиц и получать добровольные взносы от физических лиц на осуществление своей основной уставной деятельности.

Порядок исчисления НДС по средствам, полученных НКО на осуществление уставной деятельности

Полученные средства от физических лиц НКО в качестве целевых поступлений должно направлять на осуществление своей уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно п.п.1 п.2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

Статья 146 НК РФ. Объект налогообложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса ;

В п.3. ст. 39 НК РФ не признается реализацией услуг передача имущества НКО на осуществление ее уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью

Статья 39. НК РФ. Реализация товаров, работ или услуг

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Под имуществом также понимаются и денежные средства.

Статья 128 ГК РФ. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги , иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Вывод: Добровольные денежные взносы физических лиц в НКО, направленные на осуществление ее уставной деятельности, не является объектом налогообложения по НДС.

Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации"

32.1. Пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Не учитываются при определении налоговой базы:

- денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности , поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:

а) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы , целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также денежные средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

При применении пункта 32.1 необходимо иметь в виду, что не является целевым поступлением на содержание некоммерческих организаций выручка от реализации некоммерческой организацией имущества, ранее полученного в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, в том числе осуществляющих благотворительную деятельность. Реализация некоммерческой организацией указанного имущества подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Порядок исчисления налога на прибыль по средствам, перечисленных в НКО на осуществление уставной деятельности

В соответствии со ст.251 НК РФ при определении налоговой базы НКО не учитываются следующие доходы :

Целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).

Статья 251 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению . При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства , паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

НКО, получившие указанные средства, обязаны только вести их учет, отдельно от доходов и расходов от предпринимательской деятельности.

Для этого, по окончании налогового периода НКО представляют в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств.

При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

В случае использования целевых поступлений не по целевому назначению они также являются внереализационными доходами НКО.

Статья 250 НК РФ. Внереализационные доходы

14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вывод: Перечисление денежных средств физическими лицами в НКО на осуществление уставной деятельности не являются доходами НКО, подлежащие обложению налогом на прибыль.

Обратить внимание!

Физическое лицо может перечислять денежные средства в качестве целевых поступлений в НКО как член НКО, так и осуществлять пожертвования в НКО.

В любом случае такие перечисления являются целевыми поступлениями и не учитываются при исчислении налога на прибыль и НДС.

Однако необходимо учитывать, что вступление физического лица в члены НКО предоставляет ему дополнительные полномочия , в частности участвовать в управлении НКО, знакомится с документацией НКО и т.п.

При таких обстоятельствах, этот вопрос в каждом случае применения данной схемы требует отдельной проработки.

Порядок осуществления наличных денежных расчетов НКО с физически лицом

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличные деньги необходимо использовать контрольно-кассовую технику, далее ККТ.

Статья 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем, Законодатель перечислил не все возможные случаи осуществления наличных расчетов , при которых необходимо применять ККТ.

По вышеуказанному закону ККТ должна применяться только при осуществлении наличных денежных расчетов в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Во всех остальных случаях могут осуществляться без применения ККТ.

Прием взносов в НКО не относится к операциям по реализации товаров, работ, услуг.

Таким образом, прием взносов НКО осуществляется без применения ККТ. В этом случае внесение наличных денежных средств физическим лицом в кассу НКО следует оформлять приходным кассовым ордером .

Заметим, что при ведении коммерческой деятельности НКО по оказанию физическим лицам услуг применение ККТ обязательно, даже если эти операции носят единичный характер.

Вывод: Прием добровольных взносов в НКО от физических лиц оформляется приходно-кассовыми ордерами, а оплата услуг, оказываемых НКО физическим лицам, оформляется кассовым чеком.

Что касается порядка расходования целевых средств, полученных НКО от физических лиц, то этот вопрос требует отдельной проработки.

Итоговое резюме: В случае оказания НКО услуг физическим лицам всегда можно разработать налоговую схему с целью уменьшения выручки.

Для этого физическое лицо, помимо оплаты за оказанные услуги, осуществляет взносы на ведение уставной деятельности НКО, которые не подлежат налогообложению.

Обратить внимание!

В случае оказания услуг НКО не должна получать только добровольные взносы, поскольку при таких обстоятельствах получается, что НКО вообще не оказывает никаких услуг физическим лицам, что достаточно легко опровергается.

Если физическое лицо будет одновременно передавать НКО наличные денежные средства, как за оказанные услуги, так и виде взносов на ее уставную деятельность, то доказать, что такие взносы являются частью выручки за оказанные услуги, на наш взгляд, нельзя.

Налог на прибыль в некоммерческих организациях

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации, далее - НКО).

Юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (далее - Закон N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона N 7-ФЗ НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с Законом N 7-ФЗ НКО могут создаваться в следующих формах:

общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 6 Закона N 7-ФЗ);

фонды (ст. 7 Закона N 7-ФЗ);

государственная корпорация (ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ);

некоммерческие партнерства (ст. 8 Закона N 7-ФЗ);

частные учреждения (ст. 9 Закона N 7-ФЗ);

автономная некоммерческая организация (ст. 10 Закона N 7-ФЗ);

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 11 Закона N 7-ФЗ).

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). При этом согласно ст. 52 ГК РФ все виды и цели деятельности НКО должны быть указаны в их учредительных документах.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком.

НКО при определении налоговой базы по налогу на прибыль не включают в доходы средства целевого финансирования.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен ст. 251 НК РФ. Так, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли не включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При определении налоговой базы по налогу на прибыль также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, остальные доходы, включая внереализационные, должны облагаться налогом на прибыль.

Например, согласно п. 14 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде полученных грантов.

Под грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“ утвержден Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению.

Как уже указывалось, гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онко-гематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез) - никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.

Освобождаются от налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции РФ.

Также освобождаются от уплаты налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан - конкретная программа должна быть в наличии.

Освобождаются от налогообложения (в части средств, поступившего целевого финансирования и целевых поступлений на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) не только фонды, созданные в форме НКО (т.е. именно фонды), но и другие организации (в том числе коммерческие), создавшие соответствующие фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Необходимо также отметить, что целевые поступления, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, должны учитываться НКО с даты их получения в составе внереализационных доходов. Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными, указаны соответственно в пп. 1 и 2 ст. 181 НК РФ.

При определении налоговой базы НКО в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“. При применении данного положения следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения). Поэтому в подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания НКО и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.

Этот отчет представляется в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (лист 07 “Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования“).

Обратите внимание! Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ (далее - Закон N 276-ФЗ) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ внесены изменения в п. 2 ст. 251 НК РФ. В пункте 2 ст. 4 Закона N 276-ФЗ указано, что п. 2 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 13-15:

“13) денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“;

14) денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“;

15) денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

Пункт 2 ст. 4 указанного закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций (ст. 5 Закона 276-ФЗ). То есть, как предусмотрено пп. 1-3 Закона N 276-ФЗ до 1 января 2008 в тексте НК РФ пп. 13-15 ст. 251 отсутствуют. Следовательно, НКО смогли бы данные средства исключить из состава доходов при составлении в 2008 г. налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 г. Однако Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формировании благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности“ в Закон N 276-ФЗ внесены изменения, в частности, в п. З ст. 5.

Согласно внесенным изменениям п. 2 ст. 4 Закона N 276-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2007 г., т.е. законодатель перенес момент вступления в силу данных поправок. Значит НКО могут не учитывать данные средства уже при составлении налоговой декларации за 9 месяцев 2007 г.

Таким образом, согласно внесенным изменениям, средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, признаются целевыми поступлениями и, следовательно, не включаются в доходы при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а именно:

денежные средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ (далее - Закон N 275-ФЗ) (подп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);

денежные средства, полученные НКО - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);

денежные средства, полученные НКО от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Пунктом 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ определено, что при формировании целевого капитала использование дохода от целевого капитала может осуществляться в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Кроме того, НКО - собственник целевого капитала вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Такими расходами являются, в частности:

оплата аренды помещений, зданий, сооружений;

расходы на приобретение основных средств и расходных материалов;

расходы на проведение аудита;

выплату заработной платы работникам НКО;

расходы на управление НКО или ее отдельными структурными подразделениями;

расходы на приобретение услуг по управлению НКО или ее отдельными структурными подразделениями.

Некоммерческие организации должны организовать раздельный учет целевых поступлений и доходов, полученных при ведении предпринимательской деятельности, а также организовать порядок раздельного учета расходов в рамках целевого финансирования и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

При отсутствии у НКО раздельного учета средств целевого финансирования, целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности имущество и денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Кроме того, средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что НКО, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы, независимо оттого, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют НКО, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы.

В состав декларации НКО, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль, должны включить:

титульный лист (лист 01);

лист 07 (при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пп. 1 и 2 ст. 251 НК РФ).

Это следует из п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к приказу N 24н).

Рассмотрим порядок начисления амортизации в НКО в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. При этом необходимо одновременное соблюдение этих двух условий, иначе, если хотя бы одно из этих условий нарушено, то имущество НКО подлежит амортизации. Иными словами, если имущество приобретено за счет целевых поступлений, а используется в коммерческой деятельности, такое имущество подлежит амортизации. Кроме того, использование этого имущества не по целевому назначению, т.е. для коммерческой деятельности, его стоимость подлежит включению в доход организации в целях налогообложения прибыли на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.

Как мы уже отмечали, подробный перечень средств целевого финансирования для целей налогообложения прибыли определен в подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым.

Напомним, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое:

находится у налогоплательщика на праве собственности;

используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

имеет срок полезного использования более 12 месяцев;

имеет первоначальную стоимость более 10 000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов: линейным или нелинейным.

Срок полезного использования основного средства в налоговом учете зависит от того, к какой амортизационной группе относится то или иное основное средство. Эти группы приведены в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы“.

Всего выделено десять групп, и для каждой группы установлен “свой“ интервал срока полезного использования основных средств. Конкретный срок службы в пределах этого интервала НКО выбирает самостоятельно.

Нередко бывает, что одно и то же имущество может использоваться как в уставной, так и в предпринимательской деятельности. Можно ли начислять амортизацию по такому основному средству?

В подпункте 2 п. 2 ст. 256 НК РФ говорится, что амортизация не начисляется по имуществу НКО, которое используется в уставной деятельности. Правда, как мы уже указывали, этот подпункт содержит еще одно условие: основные средства должны быть приобретены за счет целевых поступлений или получены в качестве таковых. И эти условия должны выполняться одновременно. Если же одно из них не соблюдается? Так, например, НКО приобрело за счет целевых поступлений основное средство и использует его как в уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности. В этом случае можно учесть при налогообложении ту часть амортизации, которая соответствует доходам от предпринимательской деятельности.

Налоговые органы предлагают определять эту часть амортизации следующим образом:

1) к полученным за отчетный период доходам надо прибавить сумму поступивших целевых средств;

2) величину доходов от предпринимательства разделите на полученный результат; таким образом, мы определим, какой процент занимают доходы в общей сумме поступлений;

3) умножить этот процент на сумму начисленной амортизации по основным средствам, которые используются и в коммерческих, и в уставных целях.

В итоге мы рассчитаем ту величину амортизации, которую можно будет учесть при расчете налога на прибыль.

Мы рассмотрели ситуацию, когда основное средство приобретено за счет целевых поступлений. Теперь рассмотрим ситуацию, когда НКО в качестве целевых поступлений получила основное средство и использует его как на ведение уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности. На основании подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ полученное в качестве целевого поступления основное средство, в части его использования для ведения уставной деятельности амортизации не подлежит. В части использования этого же основного средства для ведения коммерческой деятельности амортизация также не начисляется, так как согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

Напомним, что НКО должны в обязательном порядке организовать раздельный учет уставной и коммерческой деятельности.

Например, основное средство куплено за счет прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, но используется исключительно в уставных целях. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится только то имущество, которое предназначено для того, чтобы получать доход. В данном случае ни о каких доходах мы говорить не можем, поэтому в налоговом учете имущество, предназначенное только для некоммерческой деятельности, не амортизируется.

Если НКО приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований или бюджетных средств, но стала использовать его в коммерческих целях или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует также для предпринимательской деятельности, в этом случае стоимость таких основных средств включается в доход НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Ведь речь идет о нецелевом использовании средств.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, вы можете ознакомиться в книге “Некоммерческие организации“ ЗАО “BKR-Интерком-Аудит“.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. 26.06.2007).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. 24.07.2007).

3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (ред. от 26.06.2007 с изм. от 19.07.2007).

4. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

5. Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

6. Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“.

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“.

8. Приказ Минфина России от 07.02.2006 N 24н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения“.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1

2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 6 ст. 2 не распространяется на религиозные организации, объединения работодателей, ТПП, госкорпорации, госкомпании, а также на созданные ими НКО, государственные и муниципальные учреждения, международные фонды.

6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента , в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;