Утвержден приказом ГКНТ России от 5 ноября 1996 г. № 56

ПЕРЕЧЕНЬ

международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов)

1. Международные некоммерческие организации и учреждения
1.1. Организации и учреждения ООН.

1.2. Комиссия Европейских Сообществ (КЕС).

1.3. Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС).

1.4. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

1.5. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН).

1.6. Международный центр по теоретической физике в г.Триесте. Италия (МЦТФ).

1.7. Международный центр дифракционных данных.

1.8. Академия наук стран третьего мира.

1.9. Международная федерация институтов по перспективным исследованиям.

1.10. Союз международных организаций (СМО).

1.11. Международный совет по философии и гуманитарным исследованиям.

1.12. Европейское физическое общество (ЕФО).

1.13. Международный совет научных союзов (МЕНС).

1.14. Международный институт прикладного системного анализа

1.15. Тихоокеанская научная ассоциация.

1.16. Совет европейских академий.

1.17. Всемирная академия наук и искусств (ВАНИ).

1.18. Европейская академия наук и искусств (БАНИ).

1.19. Европейский центр астрономических исследований в Южном полушарии.

1.20. Международный совет социальных наук (МССН)

2. Международные и иностранные благотворительные организации (фонды)
2.1.Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США).

2.2 Фонд Карнеги (США).

2.3. Американский фонд гражданских исследований и разработок для независимых государств бывшего Советского Союза (ФГИР), (США).

2.4. Фонд Фулбрайта (США).

2.5. Фонд Форда (США).

2.6. Международный научный фонд (МНФ) (США).

2.7. Фонд Евразии (США).

2.8. Фонд братьев Рокфеллеров (США).

2.9. Фонд Рокфеллера (США).

2.10. Фонд Александра фон Гумбольдта (Германия).

2.11. Фонд Фольксвагена (Германия).

2.12. Фонд "ЦЕЗАР" (Германия).

1.13. Всемирный фонд Дикой Природы (Швейцария).

2.14. Швейцарский национальный научный фонд (Швейцария).

2.15. Международный фонд защиты животных (Великобритания).

2.16. Общество за глобальную социальную и экономическую интеграцию. (Великобритания).

2.17. Фонд П.Капицы (Великобритания).

2.18. Фонд Фиссена (Франция).

2.19. Фонд Мержье-Бурдье (Франция).

2.20. Фонд Шарля-Леопольда Майера (Франция).

2.21. Фонд Леона Велюза (Франция).

2.22. Корейский фонд науки и техники (Республика Корея).

2.23. Фонд (премия) короля Бодуэна (Бельгия).

2.24. Фонд поддержки молодых ученых (Нидерланды).

2.25. Фонд Карипло для научных исследований (Италия).

2.26. Международный фонд в целях науки (МФН).

2.27. Европейский научный фонд (ЕНФ).

3. Иностранные некоммерческие учреждения

3.1. Госдепартамент США (в части программы "Глобальные климатические изменения").

3.2. Национальныий научный фонд (ННФ) США

3.3. Геологическая службы США (в части программ "Сейсмология" и "Недра").

3.4. Департамент по охране окружающей среды (ЕПА) США (в части программы "Охрана окружающей среды").

3.5. Национальное агентство по исследованию океана и атмосферы (НОАА) (США). (в части программ "Глобальные климатические изменения" и "Охрана окружающей среды").

3.6. Национальное агентство космических исследований (НАСА) (США). (в части программы "Фундаментальный космические исследования").

3.7. Американское информационное агентство США.

3.8. Национальная академия наук США.

3.9. Национальные институты здоровья (США).

3.10. Американская Ассоциация по продвижению науки (США).

3.11. Американский Совет по международным исследованиям и научным обменам (АЙРЕКС) (США).

3.12. Американский совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) (США).

3.13. Университет штата Аризона (США).

3.14. Калифорнийский Университет (США).

3.15. Университет Дюка (США).

3.16. Национальный институт стандартов и технологий (США).

3.17. Ливерморская национальная лаборатория им.Лоуренса (США).

3.18. Национальная лаборатория Сандия (США).

3.19. Биотехнологический исследовательский парк Вирджинии (США).

3.20. Университет Джона Гопкинса (США).

3.21. Институт "Открытое общество" (США).

3.22. Федеральное министерство образования, науки, исследований и технологии ФРГ.

3.23. Германское космическое агентство (в части программы "Фундаментальные космические исследования (Германия).

3.24. Объединение германских исследовательских центров Германа фон Гельмгольца (Германия).

3.25. Институт планетологии (Германия).

3.26. Институт полярных и морских исследований Альфреда Вегенера (Германия).

3.27. Технический Университет (г.Берлин, Германия).

3.28. Университет Кайзерслаутерна (Германия).

3.29. Институт лучевой аппаратуры Штутгартского Университета (Германия).

3.30. Университет г.Вюрцбурга (Германия).

3.31. Общество Макса Планка (Германия).

3.32. Институт прикладной физики университета гТиссен (Германия).

3.33. Университет им.Фридриха Шиллера, г.Йена (Германия).

3.34. Физико-технический институт метрологической службы ФРГ.

3.35. Институт тонких пленок и йонной технологии Центра ядерных исследований, г. Юлих (Германия).

3.36. Университет г.Кельна (Германия).

3.37. Медицинский центр г. Марбурга (Германия).

3.38. Германская организация аэрокосмических исследований (Германия).

3.39. Общество Фраунгофера по содействию прикладным исследованиям (Германия).

3.40. Ассоциация промышленных научно исследовательских объединений О. фон Герике (Германия).

3.41. Германское научно-исследовательское общество (Германия).

3.42. Германская служба академических обменов (Германия).

3.43. Исследовательский институт философии (г.Ганновер, Германия).

3.44. Федеральный инспекторат по ядерной безопасности Швейцарии (в части программы "Ядерная безопасность").

3.45. Министерство иностранных дел Швейцарии (в части программы "Ядерная безопасность").

3.46. Лондонское королевское общество (Великобритания)

3.47. Британская академия (Великобритания).

3.48. Академия наук (Франция).

3.49. Дом наук о человеке (Франция).

3.50. Национальный центр научных исследований (Франция).

3.51. Австрийская академия наук (Австрия).

3.52. Атомный институт Австрийского Университета (Австрия).

3.53. Нидерландская королевская академия наук (Нидерланды).

3.54. Амстердамский Университет (Нидерланды).

3.55. Технический Университет в Твенте (Нидерланды).

3.56. Нидерландская организация по парным исследованиям (Нидерланды).

3.57. Институт физики плазмы ФОМ Ассоциации Евроатома (Нидерланды).

3.58. Шведская королевская академия наук (Швеция).

3.59. Шведская королевская академия инженерных наук (Швеция).

3.60. Шведское агентство международного развития (Швеция).

3.61. Датская королевская академия наук (Дания).

3.62. Датская академия технических наук (Дания).

3.63. Бельгийская королевская академия наук. словесности и искусств (Бельгия).

3.64. Институт космической аэрономии Бельгии (ИКАБ).

3.65. Испанская королевская академия (Испания).

3.66. Высший совет научных исследований Испании.

3.67. Национальная итальянская академия наук (Италия).

3.68. Национальная академия деи Линчей (Италия) .

3.69. Институт акустики Италии.

3.70. Министерство науки и техники Индии.

3.71. Индийская национальная академия (Индия).

3.72. Канадское королевское общество (Канада).

3.73. Институт ресурсного законодательства Университета г.Калгари (Канада).

3.74. Управление по науке и технике при Правительстве Японии.

3.75. Организация научно технических исследований Турции (ТЮБИТАК).

3.76. Афинская академия (Греция).

3.77. Ирландская академия (Ирландия).

3.78. Норвежская академия технических наук (Норвегия).

3.79. Академия наук в Лиссабоне (Португалия).

3.80. Финская академия наук (Финляндия).

3.81. Государственный фонд естественных наук Китая (КНР).

3.82. Корейский исследовательский институт атомной энергии (Республика Корея).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ
З.А.Якобашвили

Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад - ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

Примеры организаций, предоставляющих гранты

Международные

  • Global Fund for Women - Международный фонд, поддерживающий программы для женщин. Информация о фонде и его программах, форма заявки для получения гранта.

В России

В СНГ

  • Фонд Евразия, Московское представительство - Информация о программах, рекомендации по составлению заявки на грант.

В Европе

  • Немецкая служба академических обменов - Организация поддерживает образовательные программы в разных странах:выплата стипендий, обмен студентами, преподавателями.
  • Британский Совет - Информация о Совете и поддерживаемых им программах в различных областях (искусство, экономика, образование, право и т. п.), а также по изучению английского языка.

В США

  • Фонд Форда - московское представительство Фонда. Принципы работы, описание процедуры подачи заявок.
  • - USAID (недоступная ссылка с 24-05-2013 -

В России под финансированием НКО понимаются в основном гранты. После принятия закона об «иностранных агентах» выбор грантодателей сузился. С одной стороны, чтобы компенсировать уход зарубежных доноров, из российского бюджета на гранты теперь выделяется больше денег. С другой стороны – получить их по-прежнему довольно сложно. «Милосердие» изучило самых крупных государственных грантодателей и правила работы с ними.

Фотография: Александр Миридонов/Коммерсантъ /http://www.gazeta.ru/

«Из всех форм поддержки НКО в России в основном развиты только грантовые конкурсы, – жалуется руководитель благотворительного фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” Елена Альшанская. – Хотя традиционно для НКО в других странах грант – это способ сделать что-то новое, выходящее за рамки текущей работы, которая поддерживается за счет субсидий, госзаказа или поддержки налогоплательщиков. В России многим НКО не на что вести текущую основную работу: ведь нужно иметь стабильный штат, помещение. Гранты становятся единственным средством к существованию».

До запрета зарубежного финансирования многие российские НКО поддерживали зарубежные доноры, которые выделяли долгосрочные гранты, в том числе на текущую деятельность и не выставляли ограничений для затрат на работу персонала (российские грантодатели, как правило, разрешают потратить на зарплаты не более 30% гранта).

Когда в 2012 году был подписан закон об НКО – «иностранных агентах», предполагалось, что зарубежную поддержку хотя бы отчасти заместят средства российского бюджета.

Денег на поддержку НКО действительно стало выделяться больше. Но механизмы распределения далеки от идеальных.

Президентские гранты

В 2014 году государство выделило почти 4 млрд руб. на поддержку НКО. Из них 2,7 млрд руб. – президентские гранты. 926 млн руб. – гранты Минэкономразвития. Президентские гранты и гранты Минэко распределяются по-разному.

Президентские гранты выдают по цепочке: сначала деньги получают грантооператоры – некоммерческие неправительственные организации. Каждая из этих организаций имеет свою специализацию и организует свой собственный конкурс проектов.

Тематика президентских грантов разная – от гражданских прав и свобод до поддержки молодежных инициатив. «Выбор грантодающих организаций непонятен, – говорит Альшанская. – Часть из них не имеет опыта грантовой работы. Непонятно, есть ли у них хоть какая-то экспертиза по заявленным темам, кто эксперты – никому не известно».

Изначально президентские гранты распределяла Общественная палата РФ. Но с 2010 года операторов стало больше. В 2014 году гранты распределяют 7 организаций: «Гражданское достоинство», «Национальный благотворительный фонд», Общество «Знание» России, «Институт проблем гражданского общества», «Российский союз молодежи», «Лига здоровья нации» и Институт социально-экономических и политических исследований. В частности, деньги на защиту детей-сирот и адаптацию инвалидов выделяет «Лига здоровья нации». В этом году она должна распределить 474 млн руб.

Согласно последнему исследованию «Трансперенси Интернешнл», распределение президентских грантов происходит крайне не прозрачно.

Эксперты «Трансперенси» проанализировали данные о государственных грантах за 2011 и 2012 годов – по ним уже завершился цикл реализации, и должна была появиться отчетность.

Выяснилось, что из 69 НКО, получивших президентские гранты более 3 млн руб., отчеты об израсходованных средствах на своих сайтах разместили всего 7 организаций. У 17 НКО из 69 не было даже своего сайта. У 29 НКО отсутствует информация о руководстве.

В более чем 40% случаев НКО, получившая грант, связана с государственными структурами, возглавляется депутатом или членом Общественной палаты.

«Специфика президентских грантов такова, что они выделяются в основном на акции и разовые мероприятия, а не на хоть сколько-нибудь системную работу», — говорит Альшанская.

Прием заявок на президентские гранты, как правило, проходит в апреле. Сейчас он уже закончен. Сайт конкурса .

Гранты от Минэкономразвития

Минэко распределяет гранты на поддержку НКО наиболее прозрачно, профессионально и эффективно, в один голос утверждают эксперты «Трансперенси», Альшанская и Мария Черток, директор CAF Россия.

Грантооператоры-посредники у Минэко отсутствуют. Победителей определяет конкурсная комиссия, формирующаяся непосредственно перед конкурсом.

«Прошлогоднее исследование показало, что у грантополучателей Минэкономразвития ситуация с отчетностью и наличием информации на сайтах в целом обстоит гораздо лучше, чем у получателей президентских грантов», – говорится в отчете «Трансперенси». Так, из 32 СО НКО лишь одна организация, «Московский дом милосердия», не имеет своего сайта. Более половины организаций, получивших деньги от Минэко в 2012 году, предоставили отчетность.

Но при этом на конкурсе Минэкономразвития довольно сильная конкуренция – например, в 2013 году ведомство поддержало 42 программы из 606 заявок.

Еще одна важная специфическая черта этого конкурса – Минэко дает деньги на «распространение лучших практик», то есть, на обучение других НКО. По словам представителя ведомства, в первые два года проведения конкурса значительная часть заявок вообще не была допущена из-за того, что организации просили деньги на текущую деятельность. «Например, есть заявка от спортклуба: мол, мы хотим заниматься с детьми. Это не тематика конкурса. Минэко развивает институциональные условия, а не занимается предоставлением услуг в части социального обеспечения», – говорит сотрудник министерства.

«Трансперенси» не зря отмечает прозрачность конкурса Минэкономразвития: представители ведомства каждый год проводят семинары для НКО, где рассказывают, например, об основных ошибках в составлении заявок.

Каждая заявка оценивается по 5 критериям, за каждый присваивается определенное количество баллов. Критерии следующие: количество регионов, на территории которых НКО вела проекты, соотношение затрат на программу и ее эффекта, наличие успехов в методической поддержке других НКО, кадровый потенциал и наличие софинансирования из других источников.

«Существует миф, что нужно просить больше – просить 10 млн, чтобы дали 5 млн, – рассказывает сотрудник Минэкономразития на семинаре. – Здесь это не работает. У нас нет возможности каждую заявку править, поэтому те заявки, где сумма превышает рекомендуемые нами планки, автоматически отклоняются. По срокам – программа, на которую просят грант, должна начинаться не ранее 1 декабря 2014 года. А реальное финансирование поступит в ноябре 2014 года. Заканчиваться программа должна не позднее ноября 2016 года».

По словам ведущего семинара, самая распространенная ошибка в заявках от НКО – отсутствие логической связи между целями, задачами и результатами программы. «Минэкономразвития оценивает конечный эффект реализации программы, – рассказывает ведущий. – А по материалам заявки нам непонятно, как изменится ситуация после того, как все будет реализовано. Например, в ожидаемых результатах пишут: проведено 3 семинара и форум. Все это – без указания количества участников. По семинарам и форуму оценить эффект мы не можем. А если на это запрашивают 3 млн руб., то у нас возникают вопросы».

Часто ошибки встречаются в описании кадрового потенциала, то есть людей, которые будут реализовывать программу. «К нам приходит много заявок из разряда “в попечительском совете 10 академиков, 20 профессоров и 3 генерал-майора”, – говорит ведущий семинара. – Это неправильный фокус, потому что члены правления зачастую проект не реализуют. Нас мало интересуют те, кто входит в правление. Нас интересует команда, которая будет реализовывать проект, их опыт работы в некоммерческом секторе».

Еще одна ошибка – в стремлении НКО показать себя в каждом пункте заявки в наилучшем свете. Например, чтобы получить максимальный балл по критерию, учитывающему количество регионов, в которых НКО вела работу, даже если руководитель просто съездил куда-то на семинар, это включают в заявку. Но Минэко проверяют такую информацию, и если работа в регионе не подтверждается, снижает оценку.

Во второй тур конкурса переходят организации, который набрали за свою заявку больше 50 баллов. Дальше они должны представить уже подробную программу своих мероприятий.

Более подробную информацию о проведении конкурса можно найти .

Комитет общественных связей Москвы

Также гранты распределяет Комитет общественных связей Москвы – из бюджета города на поддержку НКО в этом году выделено 25 млн руб. Приоритетные направления программы – «Дети Москвы» (в частности, профилактика негативных явлений в подростковой среде, защита прав детей; работа с детьми по месту жительства, защита детей от жестокого обращения, содействие повышению качества жизни детей) и «Согласие и взаимодействие» (содействие межнациональному, межконфессиональному и межкультурному общению, миру и согласию).

От соискателей Комитет требует кроме всего прочего наличие опыта аналогичной деятельности в течение не менее чем одного года и наличие в предыдущие два года доходов (грантов, пожертвований, субсидий), которые были бы не меньше, чем 20% запрашиваемого гранта (если он больше 300 тыс. руб.).

«Раньше это распределение грантов тоже не отличалось особой прозрачностью и понятностью критериев, – говорит Альшанская. – Сейчас ситуация изменилась. Заявки отбирает грамотная экспертная комиссия».
Прием заявок на конкурс Комитета продлится до 11 июня.
Более подробная информация –

Что такое грант?

Сегодня грант – это не только финансы на научные исследования, халявная поездку в Европу или просто повышенная стипендия студента-ботаника, это самая настоящая возможность начать или расширить свой бизнес за счет привлеченных и, что самое главное, не подлежащих возврату денежных средств. Заманчиво? – Тогда давайте разберемся, что же такое грант.

Согласно современному и общепринятому определению, грант это безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на осуществление какой-либо деятельности с последующим отчетом об их использовании . В нашем случае – это стартовый капитал предпринимателя , т.е. решение основной проблемы на этапе создания бизнеса.

Должна заметить, что поиск и получение гранта – довольно непростая задача, однако, деньги с неба вообще не падают, так что, если у вас есть интересная, нестандартная, а главное экономически обоснованная идея, то можно попробовать получить на ее реализацию спонсорские деньги.

Оговорим сразу, что деньги выдаются не вам лично, а вашей организации на конкретные цели, поэтому вы несете ответственность за нецелевое расходование выделенных вам средств. Именно поэтому поиск гранта (получение денег) не должно быть самоцелью, воспринимайте спонсорскую помощь, как подспорье в развитии любимого дела, только тогда вас будет ждать успех.

Правила «грантирования»

  • Деньги выделяются не предпринимателю лично, а его организации на осуществление указанной в заявке задачи.
  • Цель и сумма гранда обозначаются на этапе создания бизнес-плана и пересмотру не подлежат .
  • Так сложилось, что предпочтения спонсоров отдаются максимально реалистичным или самым оригинальным проектам .
  • Не кидайтесь на первый же попавшийся вам грант, как дворовая собака на кость, будьте избирательны. Внимательно ознакомьтесь со всей информацией о гранте, на что он выделятся, сколько вы можете получить. Большинство отказов происходит именно по причине несоответствия заявок тематике гранта .
  • Если уж сильно хочется, то можете попросту подогнать свои задачи целям фонда , но будьте готовы к отказу организации, созданной для развития и поддержки сельхозпроизводителей, если вы до этого занимались розничной продажей китайских игрушек.
  • Будьте готовы к тому, что деньги выделяются не все сразу, а поступают траншами . Причем, там, где это возможно, например, при закупке орг. техники, вы получите технику, а не деньги. Для каждого этапа реализации вашего проекта предусмотрена определенная сумма.
  • Лучше опоздать с оплатой кредита банку, чем допустить нецелевое расходование спонсорских средств . Один неверный шаг – и негативная репутация в этой среде вам обеспечена навсегда.
  • Тоже самое касается своевременности и корректности заполнения всех отчетов . Их следует оформлять в точности с выданными вам инструкциями и строго в срок.
  • Как правило, в первый раз много денег не дадут, поэтому просите по минимуму , только на объективно необходимые вещи. У такой заявки гораздо больше шансов пройти отбор, чем у тех, кто просит не только на основные средства труда, а еще и на канцтовары, кулер в офис и набор руководителя.
  • Думаю, что все предприниматели готовы к тому, что абсолютно бесплатно ничего не бывает, и необходимость заплатить подоходный налог с суммы гранта не сильно вас расстроит.

Что спрашивают?

Оформить пакет документов не так сложно, просто нужно быть внимательным. Как правило, от вас потребуют предоставить наименование проекта, его цель, что вы ожидаете получить в итоге, указать сроки и этапы реализации проекта и приблизительную его стоимость.

Для получения гранта от государства необходимо в установленные сроки подать на рассмотрение:

  • Бизнес-план.
  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Свидетельство о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства.
  • Копии учредительных документов.
  • Копии всех страниц паспорта.
  • Заявку по установленной форме.

Частные, особенно иностранные фонды, могут запрашивать дополнительную и подчас, кажущуюся абсурдной документацию, так что будьте к этому морально готовы.

Кому дают?

Взгляды на то, кому дать гранд диаметрально противоположные у зарубежных спонсоров и государственных фондов, если первые исходят из необходимости целевого и полного расходования выделенных средств в точном соответствии бизнес-плану, то государство в качестве приоритетной ставит задачу трудоустройства и социальной защиты .
Поэтому иностранные инвесторы охотнее финансируют тех, кто уже участвовал в аналогичных программах, а государственные фонды, как правило, поддерживают тех, кто зарегистрировал свое предприятие совсем недавно.

Государство выделяет средства молодым предпринимателям «на подъем». Учтите, что при прочих равных условиях предпочтения будут отданы социально незащищенным слоям населения : выпускникам ВУЗов и безработным, тем, кто находится в административном отпуске или попадает под сокращение кадров, одинокой маме с ребенком, инвалиду или военному в отставке.

На что дают?

Порядка 30 % предпринимателей, получивших грант в сфере малого бизнеса, занимаются предоставлением услуг, 20 % - заняты в производстве и лишь 12 % - в торговле.

Реальнее всего грант получить на аренду помещения, покупку основных средств, на закупку сырья и материалов. Огромным плюсом для грантополучателя будет являться его готовность оплатить часть необходимого оборудования из собственных средств . Такой подход убедит комиссию в серьезности намерений предпринимателя и его вере в успех предприятия.

Существует и такая особенность: отечественные фонды зачастую отказываются оплачивать заработную плату сотрудников, в то время, как в зарубежных фондах такая расходная статья бизнес-плана не вызывает никаких нареканий.
Как правило, государство финансирует более прикладные проекты, в том числе производство и сельское хозяйство, науку (в большей степени естественные науки) и образование, а иностранные фонды – на исследования в области экологии, экономики и демократии, а также культуры и общества. Частные отечественные фонды направлены на поддержку инновационной деятельность, экономики и бизнеса.
При желании и достаточной степени настойчивости можно найти фонд для реализации любого проекта, даже самого экстравагантного, но если вы не больны какой-либо конкретной идеей, то новичкам лучше и легче ориентироваться на услуги .

С помощью гранта вы вполне можете открыть клиннинговую компанию (кстати, лидера в грандополучении), любую ремонтную мастерскую: авто-, бытовой техники, обувную, любые курсы по обучению – вполне реалистичная идея, сюда же можно отнести маркетинговое агентство или дизайн-бюро. Арифметика проста – продуктом деятельности такого предприятия – являются умственные/творческие выкладки ваших сотрудников, их себестоимость – заработная плата, поэтому на закупки, доставку и хранение товара – деньги не нужны.

Кто дает?

Естественно, государство в лице таких министерств, как Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, продвинутые органы самоуправления на местах, они же муниципалитеты, Подобные гранты могут финансироваться из бюджета города, области, а могут частично из местного и федерального бюджетов. Объявления о грантах не висят на каждом столбе, как «сдам» или «куплю», поэтому первоочередная задача предпринимателя, озабоченного проблемой получения гранта, уточнить в местной администрации, где и как он может узнать о проводимых конкурсах .

Несмотря на маленькие по сравнению с зарубежными грантами суммы, государство может предоставить такие бонусы, как льготы, начиная от аренды муниципальных помещений и участков, заканчивая рекламой и юридической помощью. Согласитесь, это уже половина дела!

Лучшее, что может быть – это участие в целевых программах финансирования , именно в них вам будет оказана всесторонняя помощь.

Следующими в списке идут союзы предпринимателей . Эти организации уж точно знают, на что нужны деньги бизнесмену и требования к финансируемым ими проектам максимально реалистичны. Текущие гранты можно посмотреть, например, на сайте

Имиджевые коммерческие банки , работающие в сфере малого и среднего бизнеса, также выступают в роли спонсоров учреждая гранты с весьма приличными суммами, предлагая победителям еще и льготные условия кредитования.

Лакомый кусочек пирога спонсорской помощи – это, безусловно, зарубежные гранты, но заполучить их не так-то просто. Иностранные фонды финансируют отечественных бизнесменов крайне неохотно, однако шанс всегда есть. Начнем с классификации международных грантодающих организаций.

В первую очередь это межнациональные организации , такие, как ООН, Европейский Союз (ЕС), ЮНЕСКО, US AID, USIA. Многие из них имеют представительства в России.

Национальные организации , например, Финляндия и Норвегия, финансируют в России, в том числе, и предпринимательскую деятельность. Баренц секретариат (Норвегия) предоставляет гранты на индустриальное и коммерческое развитие частных компаний.

Безусловный лидер присутствия на «грантовом» рынке России – США, но максимум, на который вы можете рассчитывать в коммерческом плане это «гражданское образование», все силы американских меценатов брошены, как вы догадываетесь, на поддержку демократических инициатив. Американские власти не пожалеют даже 750 000 рублей на эти цели, так что целый год вы вполне можете себе позволить содержать штат из трех человек, платить им приличную зарплату, распространяя листовки, по крайней мере, закупить факс, принтер и сканер у вас точно получится. Если готовы – тогда вам на официальный сайт посольства дружественного нам государства.

Некоммерческий фонд «Новая Евразия», опять-таки, при поддержке Агентства США по международному развитию оказывает помощь развитию малого предпринимательства в России, поэтому не лишним будет посетить этот фонд лично или при помощи веб-ресурсов.

Наиболее перспективной в плане получения живых денег на бизнес-цели представляется помощь индивидуальных инвесторов, крупные бизнесменов-меценатов, инвестирующих собственные средства в заинтересовавшие их проекты.

Где искать?

Как известно, под лежачий камень вода не течет, поэтому искать придется долго и усердно, а может быть и быстро – как повезет. Если вы настроены на постоянную работу с фондами, то советую обратиться во все министерства, посольства, местную администрацию с вопросом о существовании грантов и контактов с организациями. Все фонды, действующие в России, отечественные или зарубежные обязаны зарегистрироваться в соответствующих своей тематике государственных органах.

Вы можете посетить центры, интересующих вас фондов , если таковые есть в вашем регионе. Если нет, то можете заказать по почте каталог Foundation Directory, объединяющий более 100 000 американских фондов и корпоративных спонсоров. Аналогичный фонд есть и в Европе, он называется European Foundation Center, его миссия – финансирование проектов в Европе и за ее пределами. Обращаться в EFC можно на английском и французском языках.

Ту же самую информацию вы сможете найти в интернете , как на сайтах самих фондов: Foundation Directory или European Foundation Center, так и в интернет каталогах, например, на таких порталах.

Резюме:

Не ждите халявы, спонсорские деньги придется отработать по полной программе. Сил вам придаст тот факт, что отрабатывать вы будете, как ни крути, в собственных интересах. Запаситесь терпением и, при необходимости, словарем, и вы найдете грант, подходящий для реализации именно вашего проекта.

Инструкция

Прежде всего, необходимо , что социальный проект несет некоторую социальную функцию, то есть главной и основной целью будет являться как раз реализация этой самой социально значимой цели. А потому средства на реализацию проекта нужно искать у тех лиц и организаций, которые по факту занимаются социальным развитием. Прежде всего, это некоммерческие организации и органы государственной власти.

Определив источники финансирования, необходимо разобраться с конкретными существующими формами получения финансирования, одним из основных видов которого являются гранты.
На сегодняшний день грантовая поддержка осуществляется по большому количеству направлений: , наука, образование, развитие сельской местности. Получение гранта, как правило, возможно на основе конкурса или в рамках целевой программы. Список целевых программ публикуется на сайтах федеральных и региональных органов власти.

Таким образом, найдя на сайте вашего регионального органа исполнительной власти (Правительства, Администрации) положение о предоставлении грантов, внимательно ознакомьтесь с перечнем подпадающих под финансирование проектов, поскольку именно целей грантовой поддержки и вашего проекта, будет основанием для отклонения проекта отборочной комиссией.

В положении о предоставлении гранта подробно прописывается проведения конкурса и необходимых документов. Рекомендую не оставлять подачу документов на последний день отведенного срока, а принести их заранее, при этом организаторы конкурса заранее просмотрев документы, могут помочь вам в случае, если не все из них соответствуют форме, исправить или донести документы, а не снять вас с конкурса на первом же этапе.

Сама конкурсная документация представляет собой перечень вопросов, на которые вы должны дать развернутые ответы. Так при заполнении целей, задач и идеологии проекта как можно более подробно опишите ваше видение сути проекта, каким образом его реализация может повлиять на жизнь населения территории или же здоровье и благосостояние целевой аудитории. Тщательно подойдите к выделению и описанию вашей целевой аудитории. Как можно конкретнее в количественном выражении опишите ожидаемые результаты, если есть возможность, опишите их в динамике, постройте графики, подкрепите статистикой.

Немаловажное значение для признания вашего проекта получателем гранта будут иметь данные об уже проведенных мероприятиях в рамках социального проекта, об участии организаторов в мероприятиях по тематике проекта в регионе или на межрегиональном уровне. Решающую роль будет иметь презентация вашего проекта перед комиссией, если того требуют условия конкурса. Здесь, как на защите диплома: говорите уверенно, воодушевленно и сделайте акцент на значимости и результатах проекта.

По итогам конкурса сумма выигранного гранта в случае победы перечисляется на ваш банковский счет, если он у вас есть. Чаще всего деньги перечисляются на счет указанной вами некоммерческой организации, если у вас самих под проект не создано юридическое лицо (да это и не требуется, если проект краткосрочный). В данном случае необходимо найти дружественную организацию, которая согласится не только подписать договор на получение средств от грантодателя, но и вести все финансовые вопросы, связанные с расходованием средств гранта и составлению отчетности по выделенным средствам.