Сочинения огэ по тексту альберта лиханова. Сочинения ОГЭ по пособию И. Цыбулько На что нужно обратить внимание
«Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе»,- пишет в тексте В.П.Крапивин о мальчишке, рассматривающем книгу, на которой «были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган». Делает он это неслышно, так как боится, что его друг Лешка отнимет такую интересную книгу. Приведу примеры из текста.
Во-первых, почему мальчик замер над этой книгой? Потому что «всё, что было связано с морем и парусами», приводило его в волнение (предложение 12).
Во-вторых, рассказчик сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе, потому что надеялся как можно больше прочитать про мальчика «Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах» (предложение 30).Надеялся потому, что его очень интересовала эта история.
Таким образом, мальчишка вел себя так потому, что мечтал получить эту книгу и прочитать ее.
Текст 4.4
(1)Когда спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям, я говорю:
– (2)Потому что море я полюбил в детстве.
(3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.
(4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а
по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.
(11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган».
(12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.
(14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.
(15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня – надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».
(19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…
(21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь.
– (22)Кнабель, это ты стырил книгу?
– (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
(25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал:
– (27)Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота…
(28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне… (По В.П. Крапивину)*
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы.
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»
Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.
Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки (предложения 6, 11), но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих (предложения 25-28).
Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. (162 слова)
ТЕКСТ 5.1
(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей в споминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..
– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Вы понимаете смысл финала текста: «Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. Настоящий друг!»
Попробую объяснить смысл финала текста Н.Татаринцева. На мой взгляд, выражение "настоящий друг" относится к Игорю Елисееву, потому что в трудной ситуации он понял и поддержал своего друга - Петруху Васильева. И Петруха по достоинству оценил поступок Игоря. Докажу свои слова примерами из текста.
Во-первых, когда весь класс ополчился против Петрухи за то, что тот отказался вместе с одноклассниками сбежать с урока, Игорь сразу понял причину поступка своего товарища. Об этом говорится в предложениях 35-36. Игорь не хотел, чтобы в семье Петрухи произошла трагедия. Так мальчик проявил чуткость и заботу по отношению к своему другу.
Во-вторых, Игорь, видя, что ребята враждебно настроены против Петрухи, решил поддержать друга и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее чувства коллективизма (предложения 29-34).
Таким образом, настоящий друг всегда протянет руку помощи. (134 слова)
ТЕКСТ 5.2
(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!
(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
– (5)А кого она не достала!
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.
(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
– (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...
– (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.
(15)Носков злобно прищурился:
– (16)Петруха, против коллектива идёшь!
– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.
– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся...
– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.
– (21)Петруха, трус, предатель!
(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:
– (27)Я никуда не пойду!
– (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.
(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
– (31)А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.
– (32)Я тоже остаюсь...
– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.
– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.
– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.
(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!
(По Н. Татаринцеву)*
* Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
Похожая информация.
1. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния со-вре-мен-но-го линг-ви-ста Н. С. Вал-ги-ной: «То, что в уст-ной речи до-сти-га-ет-ся с по-мо-щью пауз и ло-ги-че-ских уда-ре-ний, в пись-мен-ной - с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния». Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Н. С. Вал-ги-ной. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.
2. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та тек-ста: «Я ска-за-ла: сме-лый, - по-вто-ри-ла Агния. - По-то-му, что ты взял от-вет-ствен-ность на себя в жизни, а не на сло-вах. На-сто-я-щую от-вет-ствен-ность». При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 (два) ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.
3. Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние слова ВЗА-И-МО-ВЫ-РУЧ-КА? Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое вза-и-мо-вы-руч-ка», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.
(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.
(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.
(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.
(8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.
(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»
(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.
(13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.
(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.
(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.
(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.
(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.
(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.
(24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.
– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!
(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.
– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.
(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.
– (35)В другой раз.
(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.
(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.
– (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.
– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.
– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.
(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…
(По Н. Айне) *
* Айна Нара – современная детская писательница..
За-ме-ни-те раз-го-вор-ное слово «ввя-зы-вать-ся» в пред-ло-же-нии 9 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.
По-яс-не-ние.
Раз-го-вор-ное слово «ввя-зы-вать-ся» в пред-ло-же-нии 9 за-ме-ня-ем сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом «вме-ши-вать-ся» или «всту-пать».
Ответ: вме-ши-вать-ся или всту-пать
Ответ: вмешиваться|вступать
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 243BFA
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
По-яс-не-ние.
1. Грам-ма-ти-че-ские сред-ства иг-ра-ют важ-ную роль в тек-сте. Они по-мо-га-ют офор-мить наши мысли и тем самым пе-ре-дать их суть. К грам-ма-ти-че-ским сред-ствам от-но-сят-ся и знаки пре-пи-на-ния, о ко-то-рых го-во-ри-ла Н. В. Вал-ги-на: «То, что в уст-ной речи до-сти-га-ет-ся с по-мо-щью пауз и ло-ги-че-ских уда-ре-ний, в пись-мен-ной - с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния».
Спра-вед-ли-вость утвер-жде-ния Вал-ги-ной под-твер-жда-ют при-ме-ры из тек-ста Н. Айне. Так, с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния в конце рядом сто-я-щих пред-ло-же-ний №26 - 28 (26)Я в ми-ли-цию звоню! - раз-дал-ся из-за спин школь-ни-ков смут-но зна-ко-мый голос, он дро-жал от стра-ха и на-пря-же-ния. - (27)Я уже звоню! (28)Отой-ди-те от неё!) с по-мо-щью вос-кли-ца-тель-ных зна-ков пе-ре-да-на на-пряжённость мо-мен-та, Вить-ка ре-шился по-мочь Агни.
В тек-сте много пред-ло-же-ний, в конце ко-то-рых стоит мно-го-то-чие (пред-ло-же-ния №13, 38, 40). Мно-го-то-чие ис-поль-зу-ет-ся чаще всего для пе-ре-да-чи не-за-вер-шен-но-сти мысли. На-при-мер, в пред-ло-же-нии №40 мно-го-то-чие яв-ля-ет-ся по-ка-за-те-лем сму-ще-ния Вить-ки перед по-хва-лой Агни.
Таким об-ра-зом, права была Н. В. Вал-ги-на, под-чер-ки-вая важ-ную роль зна-ков пре-пи-на-ния в тек-сте.
2. По-ня-тия «хо-ро-шо» или «плохо» яв-ля-ют-ся аб-стракт-ны-ми для каж-до-го че-ло-ве-ка, не-смот-ря на об-ще-при-ня-тые нормы. Но в любом об-ще-стве ха-рак-тер че-ло-ве-ка рас-смат-ри-ва-ют через его по-ве-де-ние, по-ступ-ки, от-но-ше-ние к тем или иным вещам, к сво-бо-де его вы-бо-ра. В фи-на-ле тек-ста Н. Айне Агния на-зы-ва-ет ти-хо-ню Вить-ку сме-лым, по-то-му что в кри-ти-че-ский мо-мент он сумел взять от-вет-ствен-ность на себя, решив при-гро-зить «дра-чу-нам» ми-ли-ци-ей: «Я ска-за-ла: сме-лый, - по-вто-ри-ла Агния. - По-то-му, что ты взял от-вет-ствен-ность на себя в жизни, а не на сло-вах. На-сто-я-щую от-вет-ствен-ность».
Вить-ка, не раз-ду-мы-вая, бро-сил-ся спа-сать де-воч-ку, сде-лав свой нрав-ствен-ный выбор. Он рис-ко-вал: его могли по-бить, до-ста-лось бы и ему, и Агнии, но рис-ко-вать или не рис-ко-вать, во-прос для него не стоял. Он сму-ща-ет-ся сво-е-го по-ступ-ка, о чём сви-де-тель-ству-ют пред-ло-же-ния под но-ме-ра-ми 33, 40.
Сама Агния сде-ла-ла не менее важ-ный шаг: она не поз-во-ли-ла стар-ше-класс-ни-кам из-де-вать-ся над сла-бым. Для неё вы-бо-ра прой-ти мимо или по-мочь маль-чиш-ке-сер-деч-ни-ку не стоит. В ней чув-ству-ет-ся огром-ная внут-рен-няя сила, ко-то-рая в нуж-ный мо-мент может быть с такой же лёгко-стью от-да-на лю-бо-му нуж-да-ю-ще-му-ся.
От-вет-ствен-ность - это уме-ние «при-нять огонь на себя», спо-соб-ность от-ве-тить за свои по-ступ-ки, а порой и за по-ступ-ки дру-гих, это когда до всего есть дело. Имен-но та-ки-ми ре-бя-та-ми яв-ля-ют-ся Агния и Вить-ка, на ко-то-рых хо-чет-ся рав-нять-ся.
3. Вза-и-мо-вы-руч-ка - это вза-им-ная, обо-юд-ная по-мощь, вы-руч-ка в каком-либо деле, под-держ-ка. Че-ло-ве-ку долж-но быть свой-ствен-но со-стра-да-ние и же-ла-ние прий-ти на по-мощь, соб-ствен-но и яв-ля-ю-щи-е-ся по-ка-за-те-ля-ми ис-тин-ной че-ло-веч-но-сти.
В фи-на-ле тек-ста Н. Айне Агния на-зы-ва-ет ти-хо-ню Вить-ку сме-лым, по-то-му что в кри-ти-че-ский мо-мент он сумел взять от-вет-ствен-ность на себя, решив при-гро-зить «дра-чу-нам» ми-ли-ци-ей. Вить-ка, не раз-ду-мы-вая, бро-сил-ся спа-сать де-воч-ку, сде-лав свой нрав-ствен-ный выбор. Он рис-ко-вал: его могли по-бить, до-ста-лось бы и ему, и Агнии, но рис-ко-вать или не рис-ко-вать, во-прос для него не стоял. Это при-мер вза-и-мо-вы-руч-ки.
Когда у наших со-се-дей слу-чил-ся пожар, все наши зна-ко-мые от-клик-ну-лись на беду: при-но-си-ли вещи, ме-бель, день-ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой-ти мимо озна-ча-ло пе-ре-стать быть че-ло-ве-ком. Никто не за-стра-хо-ван от беды, вза-и-мо-вы-руч-ка по-мо-га-ет спра-вить-ся с на-па-стя-ми и не-взго-да-ми, легче пе-ре-жить их.
Когда мы тво-рим добро, жизнь во-круг ста-но-вит-ся ярче, вот по-че-му пре-умно-же-ние добра все-гда воздаётся сто-ри-цей.
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “Да и как можно обманывать друга?”
Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.
Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга,
Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки предложения 6, 11. , но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих предложения 25-28. .
Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. 162 слова.
Крюкова М. А.
ТЕКСТ 5.1
1. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. 4. Ничего этого больше не будет! 5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
6. Тревожно на душе у Динки. 7. Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. 8. Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. 9. “Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!” – сказал он тогда. 10. И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
11. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… 12. И обманывать их бесполезно. 13. Да и как можно обманывать друга?
14. Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. 15. Но ведь всё это было другое. 16. А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. 17. Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
18. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 19. “Как я скажу Андрею?” – мучительно думала Динка. 20. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
21. Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– 22. Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – 23. Слышишь меня?..
– 24. Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – 25. Я, конечно, всё понимаю, Лёня… 26. Нас было трое друзей. 27. А теперь должно быть двое! 28. И из нас троих нельзя обмануть никого! По В. Осеевой.
Осеева-Хмелёва Валентина Александровна 1902–1969. – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести “Динка”, “Динка прощается с детством”.
Другие работы по этой теме:
- Что такое дружба? Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни...
- Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”. “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”, – такими...
- Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Настоящее искусство, согласно статье “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова, – это “творческое отражение, воспроизведение действительности в...
- Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, настоящее искусство – это отражение действительности в живописи, кинематографе, литературе, архитектуре и во многом...
- Что такое настоящее искусство? Настоящее искусство - это отражение действительности в художественных образах. По моему мнению, произведения искусства - это “воспроизведение” души человека, его сущности,...
- Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение...
- Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится...
I. Шаг первый. Читаем задание.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?"»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.
(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похожа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опилок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё - и расползётся доска на две части.
(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.
(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшься - и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвинулось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хотел побежать и не мог...
(23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»
(24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:
(26)- Кто же это в нашей жизни хнычет, а?
(27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.
(29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задерживалась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.
(32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:
(33)- Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торговал... (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.
(38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.
(40)- Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было...
(43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня проводить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:
(46)- В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду... - (50)Она осеклась.
(51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»
(А. Приставкин)
III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.
Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к врачу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пережившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.
«Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внешностью которой мальчик разглядел заботливого человека с израненной душой».
IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.
«Мы видим, как вначале „врачиха" пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами" (предложения 6-7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер" (предложения 40-41) герой понимает, как много страданий и горя носит эта женщина в своей душе».
V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
Вывод.
«Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утратила способности заботиться об окружающих».
В сочинении возможен также иной путь рассуждения - от анализа текста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предлагаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.
«Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица мальчика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.
Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?" произносила врач, обращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху", как её называли в цехе: она была с „железными пальцами" и грубым прокуренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедию - гибель мужа на фронте и смерть ребёнка - и жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.
Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, напомнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.
Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?", чтобы поддержать эту удивительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)
А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проанализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий эксперта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет работу по четырём критериям:
С 2 К1. Понимание смысла фрагмента текста: верно ли ученик понял и объяснил содержание фрагмента текста.
С 2 К2. Наличие примеров-аргументов: правильно ли приведены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяснению содержания фрагмента.
С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения: проверяется связность текста - логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.
С 2 К4. Композиционная стройность работы: проверяется правильность построения работы.
Сочинение 1
Сочинение | Комментарий эксперта | Баллы |
Смысл данного фрагмента текста Крапивина В. П. я понимаю так. «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями». | Объяснение содержания фрагмента в работе ученика отсутствует. | С 2 К1- 0 баллов |
Раскроем смысл фрагмента. Журка рассматривал интересную книгу «Три мушкетёра», которую ему передал его дедушка. Мальчик нашёл между страницами письмо, где дед пишет, что передаёт ему все свои книги. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
Он хочет, чтобы внук полюбил книги и дорожил ими. Это самый ценный подарок для Журки. Придёт время, и он прочитает все подаренные ему книги, и они станут ему друзьями. Таким образом, дедушка хочет приучить внука любить и дорожить книгами. Вез них человек был бы глупым и необразованным. (105 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Грамматическая ошибка: «любить и дорожить книгами». В работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена ошибка в построении текста. | с 2 кз- 1 балл С 2 К4- 1 балл |
Всего: 4 балла | ||
Сочинение 2 | ||
Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: книги - друзья человека, которые учат жизни. Они общаются с читателем, и, читая их, человек погружается в мир героев, чувствует их судьбу и вникает в мельчайшие подробности. | С 2 К1- 2 балла | |
Приведём примеры из текста советского и российского детского писателя В. Крапивина. Так, в предложении № 20 говорится о том, как внимательно слушал Журка рассказы о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как они повлияли на него. | Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
Письмо, написанное Журке его дедушкой, звучало как завещание. В тексте показано, как сильно дедушка желает передать свой опыт Журке, а это возможно только через книги. Так, мы раскрыли фрагмент текста В. Крапивина. (100 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | С 2 КЗ- 2 балла С 2 К4- 2 балла |
Всего: 8 баллов | ||
Сочинение 3 | ||
Я считаю, что мысль данного фрагмента заключается в том, что книги, которые собирал дедушка, были очень дороги для него. Ведь книги воспитывают, учат человека, и дедушка хотел, чтобы его внук тоже прошёл свой жизненный путь в сопровождении книг | Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | С 2 К1- 2 балла |
Действительно, книги и в нашей жизни всегда сопровождают и учат нас. Мы набираемся опыта, переживаем, радуемся вместе с героями книг. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Крапивина. Так, в предложении № 5 мы видим радостную реакцию мальчика, на взятую им книгу. | Ученик привёл из текста два примера-аргумента,которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. | С 2 К2- 2 балла |
«Это были старые друзья», - пишет автор. А в предложениях N° 17, 18, 19 показано бережное отношение дедушки к книгам. Он действительнолюбит их. Каждая книга очень важна и дорога для него. Итак, мы доказали, что книги очень важны для нас, и каждая книга имеет свою душу. (126 слов) | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа характеризуется ком- позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в по- строении текста нет. | с 2 кз- 2 балла С 2 К4- 2 балла |
Всего: 9 баллов |
При написании сочинения не забывайте также о типовых конструк циях(см. с. 55).
Осторожно, ошибка!
Обратите внимание на то, что типовые конструкции для сочинения 15.2 несколько отличаются от подобных им, перечисленным в первой главе книги для сочинения по заданию 15.1. Часто ученики выучивают только некоторые из этих конструкций и используют в сочинениях всех типов, не вникая в смысл этих клише.
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2 | ||
Типовые конструкции для введения | Типовые конструкции для основной части | Типовые конструкции для заключения |
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания | Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвердить примером... | Таким образом, итак, в заключение, как видим... |
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем:.. | Примером может стать фрагмент из текста, в котором | Итак, можно увидеть, что... |
Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю так:... | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к... предложению текста. | Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. |
Смысл последних строк текста (финала текста) заключается в | Подтвердить данную мысль можно примером из... предложения текста. | В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что... |
Автор данного текста (или фамилия автора) приглашает читателя к размышлению над тем, ... | Справедливость этого вывода можно доказать на примере... предложения. | Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моей трактовки (моего объяснения) фрагмента текста. |
Текст заканчивается словами: «...». На мой взгляд, речь идет о том, что... | В подтверждение собственных выводов приведу пример из... предложения прочитанного мною текста. |