«Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе»,- пишет в тексте В.П.Крапивин о мальчишке, рассматривающем книгу, на которой «были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган». Делает он это неслышно, так как боится, что его друг Лешка отнимет такую интересную книгу. Приведу примеры из текста.

Во-первых, почему мальчик замер над этой книгой? Потому что «всё, что было связано с морем и парусами», приводило его в волнение (предложение 12).

Во-вторых, рассказчик сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе, потому что надеялся как можно больше прочитать про мальчика «Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах» (предложение 30).Надеялся потому, что его очень интересовала эта история.

Таким образом, мальчишка вел себя так потому, что мечтал получить эту книгу и прочитать ее.

Текст 4.4

(1)Когда спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям, я говорю:

– (2)Потому что море я полюбил в детстве.

(3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.

(4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием. (8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а

по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.

(11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган».

(12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.

(14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.

(15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня – надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».

(19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…

(21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь.

– (22)Кнабель, это ты стырил книгу?

– (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.

(25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал:

– (27)Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота…

(28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне… (По В.П. Крапивину)*

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы.

Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки (предложения 6, 11), но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих (предложения 25-28).

Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. (162 слова)

ТЕКСТ 5.1

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей в споминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Вы понимаете смысл финала текста: «Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. Настоящий друг!»

Попробую объяснить смысл финала текста Н.Татаринцева. На мой взгляд, выражение "настоящий друг" относится к Игорю Елисееву, потому что в трудной ситуации он понял и поддержал своего друга - Петруху Васильева. И Петруха по достоинству оценил поступок Игоря. Докажу свои слова примерами из текста.

Во-первых, когда весь класс ополчился против Петрухи за то, что тот отказался вместе с одноклассниками сбежать с урока, Игорь сразу понял причину поступка своего товарища. Об этом говорится в предложениях 35-36. Игорь не хотел, чтобы в семье Петрухи произошла трагедия. Так мальчик проявил чуткость и заботу по отношению к своему другу.

Во-вторых, Игорь, видя, что ребята враждебно настроены против Петрухи, решил поддержать друга и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее чувства коллективизма (предложения 29-34).

Таким образом, настоящий друг всегда протянет руку помощи. (134 слова)

ТЕКСТ 5.2

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

– (5)А кого она не достала!

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

– (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...

– (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

(15)Носков злобно прищурился:

– (16)Петруха, против коллектива идёшь!

– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся...

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.

– (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

– (27)Я никуда не пойду!

– (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

– (31)А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

– (32)Я тоже остаюсь...

– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

(По Н. Татаринцеву)*

* Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:


Похожая информация.


1. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния со-вре-мен-но-го линг-ви-ста Н. С. Вал-ги-ной: «То, что в уст-ной речи до-сти-га-ет-ся с по-мо-щью пауз и ло-ги-че-ских уда-ре-ний, в пись-мен-ной - с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния». Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Н. С. Вал-ги-ной. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

2. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та тек-ста: «Я ска-за-ла: сме-лый, - по-вто-ри-ла Агния. - По-то-му, что ты взял от-вет-ствен-ность на себя в жизни, а не на сло-вах. На-сто-я-щую от-вет-ствен-ность». При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 (два) ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

3. Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние слова ВЗА-И-МО-ВЫ-РУЧ-КА? Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое вза-и-мо-вы-руч-ка», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.


(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.

(8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

(13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

(24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.

– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

– (35)В другой раз.

(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.

– (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.

– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

(По Н. Айне) *

* Айна Нара – современная детская писательница..

За-ме-ни-те раз-го-вор-ное слово «ввя-зы-вать-ся» в пред-ло-же-нии 9 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

По-яс-не-ние.

Раз-го-вор-ное слово «ввя-зы-вать-ся» в пред-ло-же-нии 9 за-ме-ня-ем сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом «вме-ши-вать-ся» или «всту-пать».

Ответ: вме-ши-вать-ся или всту-пать

Ответ: вмешиваться|вступать

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 243BFA

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

По-яс-не-ние.

1. Грам-ма-ти-че-ские сред-ства иг-ра-ют важ-ную роль в тек-сте. Они по-мо-га-ют офор-мить наши мысли и тем самым пе-ре-дать их суть. К грам-ма-ти-че-ским сред-ствам от-но-сят-ся и знаки пре-пи-на-ния, о ко-то-рых го-во-ри-ла Н. В. Вал-ги-на: «То, что в уст-ной речи до-сти-га-ет-ся с по-мо-щью пауз и ло-ги-че-ских уда-ре-ний, в пись-мен-ной - с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния».

Спра-вед-ли-вость утвер-жде-ния Вал-ги-ной под-твер-жда-ют при-ме-ры из тек-ста Н. Айне. Так, с по-мо-щью зна-ков пре-пи-на-ния в конце рядом сто-я-щих пред-ло-же-ний №26 - 28 (26)Я в ми-ли-цию звоню! - раз-дал-ся из-за спин школь-ни-ков смут-но зна-ко-мый голос, он дро-жал от стра-ха и на-пря-же-ния. - (27)Я уже звоню! (28)Отой-ди-те от неё!) с по-мо-щью вос-кли-ца-тель-ных зна-ков пе-ре-да-на на-пряжённость мо-мен-та, Вить-ка ре-шился по-мочь Агни.

В тек-сте много пред-ло-же-ний, в конце ко-то-рых стоит мно-го-то-чие (пред-ло-же-ния №13, 38, 40). Мно-го-то-чие ис-поль-зу-ет-ся чаще всего для пе-ре-да-чи не-за-вер-шен-но-сти мысли. На-при-мер, в пред-ло-же-нии №40 мно-го-то-чие яв-ля-ет-ся по-ка-за-те-лем сму-ще-ния Вить-ки перед по-хва-лой Агни.

Таким об-ра-зом, права была Н. В. Вал-ги-на, под-чер-ки-вая важ-ную роль зна-ков пре-пи-на-ния в тек-сте.

2. По-ня-тия «хо-ро-шо» или «плохо» яв-ля-ют-ся аб-стракт-ны-ми для каж-до-го че-ло-ве-ка, не-смот-ря на об-ще-при-ня-тые нормы. Но в любом об-ще-стве ха-рак-тер че-ло-ве-ка рас-смат-ри-ва-ют через его по-ве-де-ние, по-ступ-ки, от-но-ше-ние к тем или иным вещам, к сво-бо-де его вы-бо-ра. В фи-на-ле тек-ста Н. Айне Агния на-зы-ва-ет ти-хо-ню Вить-ку сме-лым, по-то-му что в кри-ти-че-ский мо-мент он сумел взять от-вет-ствен-ность на себя, решив при-гро-зить «дра-чу-нам» ми-ли-ци-ей: «Я ска-за-ла: сме-лый, - по-вто-ри-ла Агния. - По-то-му, что ты взял от-вет-ствен-ность на себя в жизни, а не на сло-вах. На-сто-я-щую от-вет-ствен-ность».

Вить-ка, не раз-ду-мы-вая, бро-сил-ся спа-сать де-воч-ку, сде-лав свой нрав-ствен-ный выбор. Он рис-ко-вал: его могли по-бить, до-ста-лось бы и ему, и Агнии, но рис-ко-вать или не рис-ко-вать, во-прос для него не стоял. Он сму-ща-ет-ся сво-е-го по-ступ-ка, о чём сви-де-тель-ству-ют пред-ло-же-ния под но-ме-ра-ми 33, 40.

Сама Агния сде-ла-ла не менее важ-ный шаг: она не поз-во-ли-ла стар-ше-класс-ни-кам из-де-вать-ся над сла-бым. Для неё вы-бо-ра прой-ти мимо или по-мочь маль-чиш-ке-сер-деч-ни-ку не стоит. В ней чув-ству-ет-ся огром-ная внут-рен-няя сила, ко-то-рая в нуж-ный мо-мент может быть с такой же лёгко-стью от-да-на лю-бо-му нуж-да-ю-ще-му-ся.

От-вет-ствен-ность - это уме-ние «при-нять огонь на себя», спо-соб-ность от-ве-тить за свои по-ступ-ки, а порой и за по-ступ-ки дру-гих, это когда до всего есть дело. Имен-но та-ки-ми ре-бя-та-ми яв-ля-ют-ся Агния и Вить-ка, на ко-то-рых хо-чет-ся рав-нять-ся.

3. Вза-и-мо-вы-руч-ка - это вза-им-ная, обо-юд-ная по-мощь, вы-руч-ка в каком-либо деле, под-держ-ка. Че-ло-ве-ку долж-но быть свой-ствен-но со-стра-да-ние и же-ла-ние прий-ти на по-мощь, соб-ствен-но и яв-ля-ю-щи-е-ся по-ка-за-те-ля-ми ис-тин-ной че-ло-веч-но-сти.

В фи-на-ле тек-ста Н. Айне Агния на-зы-ва-ет ти-хо-ню Вить-ку сме-лым, по-то-му что в кри-ти-че-ский мо-мент он сумел взять от-вет-ствен-ность на себя, решив при-гро-зить «дра-чу-нам» ми-ли-ци-ей. Вить-ка, не раз-ду-мы-вая, бро-сил-ся спа-сать де-воч-ку, сде-лав свой нрав-ствен-ный выбор. Он рис-ко-вал: его могли по-бить, до-ста-лось бы и ему, и Агнии, но рис-ко-вать или не рис-ко-вать, во-прос для него не стоял. Это при-мер вза-и-мо-вы-руч-ки.

Когда у наших со-се-дей слу-чил-ся пожар, все наши зна-ко-мые от-клик-ну-лись на беду: при-но-си-ли вещи, ме-бель, день-ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой-ти мимо озна-ча-ло пе-ре-стать быть че-ло-ве-ком. Никто не за-стра-хо-ван от беды, вза-и-мо-вы-руч-ка по-мо-га-ет спра-вить-ся с на-па-стя-ми и не-взго-да-ми, легче пе-ре-жить их.

Когда мы тво-рим добро, жизнь во-круг ста-но-вит-ся ярче, вот по-че-му пре-умно-же-ние добра все-гда воздаётся сто-ри-цей.

Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “Да и как можно обманывать друга?”

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга,

Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки предложения 6, 11. , но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих предложения 25-28. .

Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. 162 слова.

Крюкова М. А.

ТЕКСТ 5.1

1. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. 4. Ничего этого больше не будет! 5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

6. Тревожно на душе у Динки. 7. Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. 8. Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. 9. “Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!” – сказал он тогда. 10. И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

11. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… 12. И обманывать их бесполезно. 13. Да и как можно обманывать друга?

14. Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. 15. Но ведь всё это было другое. 16. А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. 17. Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

18. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 19. “Как я скажу Андрею?” – мучительно думала Динка. 20. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

21. Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– 22. Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – 23. Слышишь меня?..

– 24. Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – 25. Я, конечно, всё понимаю, Лёня… 26. Нас было трое друзей. 27. А теперь должно быть двое! 28. И из нас троих нельзя обмануть никого! По В. Осеевой.

Осеева-Хмелёва Валентина Александровна 1902–1969. – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести “Динка”, “Динка прощается с детством”.


Другие работы по этой теме:

  1. Что такое дружба? Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни...
  2. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”. “Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл”, – такими...
  3. Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Настоящее искусство, согласно статье “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова, – это “творческое отражение, воспроизведение действительности в...
  4. Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, настоящее искусство – это отражение действительности в живописи, кинематографе, литературе, архитектуре и во многом...
  5. Что такое настоящее искусство? Настоящее искусство - это отражение действительности в художественных образах. По моему мнению, произведения искусства - это “воспроизведение” души человека, его сущности,...
  6. Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение...
  7. Что такое настоящее искусство? Что такое настоящее искусство? Это действительность, которая отразилась во всех сферах культуры и деятельности человека. Это учебник, по которому человек учится...

I. Шаг первый. Читаем задание.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?"»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, под­тверждающих ваши рассуждения.

II. Шаг второй. Читаем текст и ищем в нём данный в задании фрагмент.

(1)В цехе пронзительно звенели пилы. (2)Каждая пила была похо­жа на солнышко. (3)И от этого солнышка бежали золотые лучи опи­лок. (4)Работа было самая простая: сунешь под огненный диск доску, нажмёшь на неё - и расползётся доска на две части.

(5)Раз в неделю приезжала к нам врачиха, как мы её называли. (6)Я её боялся. (7)Она ощупывала нас железными пальцами, курила и приговаривала грубо: (8)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?» (9)Потом мыла руки. (10)И однажды я слышал, как она бормотала про себя: (11)«Боже мой, какая худоба эти подростки. (12)Война... (13)Война». (14)И её бормотания мне напоминали заговоры старой колдуньи.

(15)Ели мы мало. (16)И я иногда замечал за собой: нагнёшь­ся - и вдруг серая дымка зальёт голову и глаза. (17)В такую минуту и произошло несчастье. (18)Я не заметил, как вместо пилы надвину­лось на меня пронзительное солнце, и обожгло, и ударило по глазам. (19)Потом где-то кричали: (20)«Мальчонку убило!» (21)А я думал: вот, кого-то убило. (22)И хотел тоже узнать, кого же это убило, всё хо­тел побежать и не мог...

(23)А в ушах звенело: «Убило! Убило! Убило!..»

(24)Потом я лежал в белой палате и видел перед собой нашу врачиху. (25)Мне было больно, очень больно, но она говорила грубым басом:

(26)- Кто же это в нашей жизни хнычет, а?

(27)Она трогала меня руками, от которых пахло табаком. (28)Я от испуга переставал плакать.

(29)Я стал поправляться. (ЗО)Иногда страшная врачиха задержи­валась у моей кровати. (31)Глаза у неё были тёмные, лицо скуластое.

(32)И говорила она жестковато, ровно, словно допрашивала:

(33)- Отца с матерью нет? (34)А где жил? (35)Папиросами торго­вал... (36)Да, гадко. (37)А вот учиться надо.

(38)Нет, всё-таки я её очень боялся. (39)Нянечка у нас была добрая, и она рассмеялась, когда я рассказал ей про врачиху.

(40)- Она хорошая. (41)У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер. (42)А она вон басит, как будто ничего и не было...

(43)Скоро меня выписали. (44)Сама врачиха вышла меня прово­дить. (45)Она курила папиросы и говорила резковато:

(46)- В детдоме будешь жить, я договорилась. (47)Учись. (48)Это нужно. (49)Может, я когда зайду... - (50)Она осеклась.

(51)Я посмотрел и впервые увидел, что она совсем не страшная, эта наша врачиха. (52)И ещё я понял, что, может быть, впервые надо ска­зать уже ей: (53)«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»

(А. Приставкин)

III. Шаг третий. Объясняем смысл фрагмента текста.

Приведённые слова отражают изменение отношения мальчика к вра­чу: за её суровой внешностью скрывается заботливая женщина, пере­жившая личную трагедию и сама нуждающаяся в поддержке.

«Фраза, с которой на протяжении всего рассказа врач обращается к пациентам, в конце текста адресована самой героине, за грубой внеш­ностью которой мальчик разглядел заботливого человека с изранен­ной душой».

IV. Шаг четвёртый. Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят
ваши мысли по поводу содержания данного фрагмента.

«Мы видим, как вначале „врачиха" пугает мальчика своим грубым голосом, запахом табака и „железными пальцами" (предложения 6-7). Однако после слов нянечки „Она хорошая. У неё муж погиб на фронте, ребёнок умер" (предложения 40-41) герой понимает, как много стра­даний и горя носит эта женщина в своей душе».

V. Шаг пятый. Делаем вывод и пишем заключение.
Вывод.

«Таким образом, приведённая фраза показывает желание мальчика поддержать женщину, которая, несмотря на все свои беды, не утра­тила способности заботиться об окружающих».

В сочинении возможен также иной путь рассуждения - от анализа тек­ста к аргументам, которые помогают раскрыть смысл его финала. Предла­гаем вам прочитать сочинение, написанное именно по такой схеме.

«Повествование в этом коротком рассказе ведётся от лица маль­чика-сироты, работающего во время Великой Отечественной войны в тылу на заводе. В суровое военное время дети становились к станкам и трудились наравне со взрослыми.

Фразу „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?" произносила врач, об­ращаясь к детям. Герой текста боялся эту „страшную врачиху", как её называли в цехе: она была с „железными пальцами" и грубым проку­ренным голосом. Но за суровой внешностью женщина скрывала свою семейную трагедию - гибель мужа на фронте и смерть ребёнка - и жалость к пациентам, которых война лишила детства. Об этом мы узнаём из предложений 40-42.

Наверное, маленький пациент, попавший в аварию на заводе, на­помнил её умершего ребёнка, поэтому она приняла такое участие в его судьбе. Об этом мы читаем в предложениях 46-50, показывающих её глубоко спрятанные эмоции.

Вот почему рассказчику так хочется сказать ей её любимую фразу: „Кто же это в нашей жизни хнычет, а?", чтобы поддержать эту уди­вительную женщину, проявить к ней сострадание». (158 слов)

А теперь прочитайте несколько сочинений девятиклассников, проа­нализированных экспертом. Обратите внимание на комментарий экс­перта и на выставленные им баллы. Сочинения написаны по тексту В. Крапивина (см. с. 43-45).

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет работу по четырём критериям:

С 2 К1. Понимание смысла фрагмента текста: верно ли уче­ник понял и объяснил содержание фрагмента текста.

С 2 К2. Наличие примеров-аргументов: правильно ли приве­дены примеры-аргументы из текста и соответствуют ли они объяс­нению содержания фрагмента.

С,КЗ. Смысловая цельность, речевая связность и последо­вательность сочинения: проверяется связность текста - логика построения текста, правильно ли текст разбит на абзацы.

С 2 К4. Композиционная стройность работы: проверяется правильность построения работы.

Сочинение 1

Сочинение Комментарий эксперта Баллы
Смысл данного фрагмента текста Крапивина В. П. я понимаю так. «Это старые мудрые книги, в них есть душа. Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они ста­нут твоими друзьями». Объяснение содержания фраг­мента в работе ученика отсут­ствует. С 2 К1- 0 баллов
Раскроем смысл фрагмен­та. Журка рассматривал интересную книгу «Три муш­кетёра», которую ему пере­дал его дедушка. Мальчик нашёл между страницами письмо, где дед пишет, что передаёт ему все свои книги. Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который со­ответствует объяснению содер­жания данного фрагмента. С 2 К2- 2 балла
Он хочет, чтобы внук полю­бил книги и дорожил ими. Это самый ценный подарок для Журки. Придёт время, и он прочитает все подаренные ему книги, и они станут ему друзьями. Таким образом, де­душка хочет приучить внука любить и дорожить книга­ми. Вез них человек был бы глупым и необразованным. (105 слов) Работа характеризуется смы­словой цельностью, речевой связностью и последовательно­стью изложения. Грамматическая ошибка: «лю­бить и дорожить книгами». В работе имеется одно наруше­ние абзацного членения текста. Допущена ошибка в построе­нии текста. с 2 кз- 1 балл С 2 К4- 1 балл
Всего: 4 балла
Сочинение 2
Смысл данного фрагмента текста я понимаю так: кни­ги - друзья человека, которые учат жизни. Они общаются с читателем, и, читая их, чело­век погружается в мир героев, чувствует их судьбу и вникает в мельчайшие подробности. С 2 К1- 2 балла
Приведём примеры из текста советского и российского дет­ского писателя В. Крапивина. Так, в предложении № 20 гово­рится о том, как внимательно слушал Журка рассказы о пла­ваниях Беринга и Крузенштер­на и как они повлияли на него. Ученик привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению со­держания данного фрагмента. С 2 К2- 2 балла
Письмо, написанное Журке его дедушкой, звучало как заве­щание. В тексте показано, как сильно дедушка желает пере­дать свой опыт Журке, а это возможно только через книги. Так, мы раскрыли фрагмент текста В. Крапивина. (100 слов) Работа характеризуется смы­словой цельностью, речевой связностью и последователь­ностью изложения. Работа характеризуется ком­позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. С 2 КЗ- 2 балла С 2 К4- 2 балла
Всего: 8 баллов
Сочинение 3
Я считаю, что мысль данно­го фрагмента заключается в том, что книги, которые соби­рал дедушка, были очень дороги для него. Ведь книги воспиты­вают, учат человека, и дедуш­ка хотел, чтобы его внук тоже прошёл свой жизненный путь в сопровождении книг Ученик дал верное объяснение содержания фрагмента. Оши­бок в интерпретации нет. С 2 К1- 2 балла
Действительно, книги и в на­шей жизни всегда сопровожда­ют и учат нас. Мы набираемся опыта, переживаем, радуемся вместе с героями книг. Что­бы подтвердить сказанное, обратимся к тексту В. Крапи­вина. Так, в предложении № 5 мы видим радостную реакцию мальчика, на взятую им книгу. Ученик привёл из текста два примера-аргумента,которые соответствуют объяснению со­держания данного фрагмента. С 2 К2- 2 балла
«Это были старые друзья», - пишет автор. А в предложениях N° 17, 18, 19 показано бережное отношение дедушки к книгам. Он действительнолюбит их. Каждая книга очень важна и дорога для него. Итак, мы доказали, что книги очень важны для нас, и каждая книга имеет свою душу. (126 слов) Работа характеризуется смы­словой цельностью, речевой связностью и последователь­ностью изложения. Работа характеризуется ком- позиционной стройностью и завершённостью, ошибок в по- строении текста нет. с 2 кз- 2 балла С 2 К4- 2 балла
Всего: 9 баллов

При написании сочинения не забывайте также о типовых конструк циях(см. с. 55).

Осторожно, ошибка!

Обратите внимание на то, что типовые конструкции для сочине­ния 15.2 несколько отличаются от подобных им, перечисленным в первой главе книги для сочинения по заданию 15.1. Часто учени­ки выучивают только некоторые из этих конструкций и используют в сочинениях всех типов, не вникая в смысл этих клише.

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки (предложения 6, 11), но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих (предложения 25-28).

Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает уважения. (162 слова)

ДРУЖБА «Что такое дружба»

Текст 5.2

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

– (5)А кого она не достала!

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

– (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...

– (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

(15)Носков злобно прищурился:

– (16)Петруха, против коллектива идёшь!

– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ухό дите, мне надо – я остаюсь.

– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся...

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.

– (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

– (27)Я никуда не пойду!

– (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

– (31)А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.

– (32)Я тоже остаюсь...

– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!(По Н. Татаринцеву)*

* Н. Татаринцев (род.в 1947 г.) – российский писатель-публицист.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» .

Комментарий к цитате. Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. Настоящий друг!»

Попробую объяснить смысл финала текста Н.Татаринцева. На мой взгляд, выражение "настоящий друг" относится к Игорю Елисееву, потому что в трудной ситуации он понял и поддержал своего друга - Петруху Васильева. И Петруха по достоинству оценил поступок Игоря. Докажу свои слова примерами из текста.

Во-первых, когда весь класс ополчился против Петрухи за то, что тот отказался вместе с одноклассниками сбежать с урока, Игорь сразу понял причину поступка своего товарища. Об этом говорится в предложениях 35-36. Игорь не хотел, чтобы в семье Петрухи произошла трагедия. Так мальчик проявил чуткость и заботу по отношению к своему другу.

Во-вторых, Игорь, видя, что ребята враждебно настроены против Петрухи, решил поддержать друга и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее чувства коллективизма (предложения 29-34).

Таким образом, настоящий друг всегда протянет руку помощи. (134 слова)

Крюкова М.А.

Источник: http://капканы-егэ.рф/

15.3Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» .

Текст 5.3

(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.

(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.

(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.(По Л.Е. Улицкой)*

*Улицкая Людмила Евгеньевна (род.в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык...обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Комментарий к цитате. Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь» .

15.3Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» .

Текст 5.4

(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.

(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.

(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.

(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.

(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.

(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.

– (18)Не живи чужой жизнью! – уговаривала меня мама, видя это.

(19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.

(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.

– (23)Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.

– (24)Сиять отражённым светом? – (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:

– Смотря чьим светом! (По А.А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» .

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«– Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.

– Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.

– Сиять отражённым светом? – Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:

– Смотря чьим светом!»

15.3Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба».

Текст 5.5

(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.

(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.

(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.

(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...

(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...(По В. Крапивину)*

* Крапивин Владислав Петрович (род.в 1938 г.) – современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» .

Комментарий к цитате. Стремясь широко охватить тему, говорящий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распространённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...»

15.3Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба».

Текст 5.6

(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам былолет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

– (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел.

(11)Она стала листать классный журнал.

– (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?

(13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.

– (16)Встань! – приказала Павлику немка. – (17)Это правда?

(18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал.

(20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.

(21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

– (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось – Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости – прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (По Ю.М. Нагибину)*

*Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – писатель-прозаик, журналист и сценарист. Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства, судьбам современников, переведены на многие языки мира.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» .

Комментарий к цитате. Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду» .

15.3Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба».

Текст 5.7

(1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого –
с якорями.

(3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.

(4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова отроду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. (7)Вот и придумал он Борецкому неприличную кличку и так затерроризировал бедного Витьку, что тот решил перейти в другую школу.

(8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

– (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! – скомандовала Анна Николаевна.

(10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками.

(11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:

– (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?

(14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь:

– (15)Скелет продаётся?

(16)В ту же секунду меня озарило: а ведь этот скелет спасёт Витьку! (17)Я был абсолютно уверен, что самое страшное пособие поможет Витьке остаться в нашей школе, помириться с Вовкой и забыть свою позорную кличку.

(18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:

– (19)Хочешь сфотографироваться с ним?

(20)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо. (21)Щёлкнул затвор – готово!

(22)Вечером я предложил Борецкому прогуляться в поисках желанной встречи с Вовкой.

(23)Вовку мы встретили на набережной, где он катался на велосипеде.

(24)Неторопливым движением я достал фотографию и протянул Вовке:

– (25)Посмотри!

(26)Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.

– (27)Ну ты даё-ёшь! – прошептал он и уставился на Витьку.

(28)Я ликовал. (29)Пусть попробует теперь Вовка повторить позорную кличку, выдуманную для Витьки! (30)Язык у него больше не повернётся!

(31)Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. (32)А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным. (По А.А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род.в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

Комментарий к цитате. Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения.

15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным».

15.3Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» .


Текст 5.8

– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси(4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».

(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

– (22)Я не нашла для Люсиместа в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (32)Ну и мерси, дорогая Люси – в рифму пошутила Оленька.

– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.

– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» .

Мы можем оповещать вас о новых статьях,
чтобы вы всегда были в курсе самого интересного.

 
Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2
Типовые конструкции для введения Типовые конструкции для основной части Типовые конструкции для заключения
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвер­дить примером... Таким образом, итак, в за­ключение, как видим...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающая­ся в следующем:.. Примером может стать фрагмент из текста, в кото­ром Итак, можно увидеть, что...
Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я по­нимаю так:... Чтобы подтвердить сказан­ное, обратимся к... предложе­нию текста. Мне удалось проиллюстриро­вать примерами из текста верность данного мной объяс­нения фрагмента текста.
Смысл последних строк текс­та (финала текста) заключа­ется в Подтвердить данную мысль можно примером из... предло­жения текста. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...
Автор данного текста (или фамилия автора) приглаша­ет читателя к размышлению над тем, ... Справедливость этого выво­да можно доказать на приме­ре... предложения. Эти примеры из текста стали убедительным доказа­тельством моей трактовки (моего объяснения) фрагмен­та текста.
Текст заканчивается слова­ми: «...». На мой взгляд, речь идет о том, что... В подтверждение собствен­ных выводов приведу пример из... предложения прочитан­ного мною текста.