Разделы: Работа с дошкольниками

Введение

Актуальность. Для того чтобы управленческая деятельность руководителя ДОУ была эффективной, она должна быть структурированной. Опираться на анализ образовательной ситуации в селе, районе и запросы родителей, носить преобразующий характер (по результатам исследований Л.И.Фалюшиной) – быть направленной на совершенствование профессиональных умений с целью изменения и преобразования педагогической деятельности, и обязательно – объединять всех сотрудников ДОУ. При этом, важное значение приобретает организационная структура управления ДОУ.

Управление образовательным учреждением – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.

По определению М.М. Поташника, организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнения управленческих функций. Существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения, т.е. организационная структура управления – это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целое.

Для анализа системы управления качеством в ДОУ и влияния на нее руководителя детского сада можно использовать методику Й. Ниссинен и Э. Водтилайнен с оценками. Однако, особый интерес вызывает методика оценки эффективности управления образованием И.К. Шалаева, разработанная на основе мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), включающего в себя достоинства рационалистического и поведенческого направлений науки управления. В рамах курсовой подготовки мне представилась возможность принять участие в разработке модели деятельности дошкольного образовательного учреждения. Были разработаны критериальные характеристики функциональных обязанностей заведующего детским садом и критериальные характеристики конечных результатов деятельности детского сада. Используя квалимитрическое правило оценки интегративного показателя, разработанное И. К. Шалаевым, я определила аттестационный рейтинг детского сада и своей управленческой деятельности, что обеспечивает адекватное планирование и повышение эффективности управления ДОУ.

Цель: Повышение эффективности управления ДОУ на основе МПЦУ.

Задачи:

  1. Представить функциональные обязанности в виде квалиметрических эталонов.
  2. Разработать критериальные характеристики конечных результатов деятельности ДОУ.
  3. Оценить эффективность управления, через экспертизу ДОУ.

Объект: детский сад

Предмет: деятельность заведующего ДОУ

Методы исследования:

  1. Методология МПЦУ.
  2. Метод экспертных оценок.

Глава 1. Программно-целевая самоаттестация ДОУ

1.1. Системный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Анализ стратегический

Социально-психологическое состоянии коллектива Качественные характеристики
Отношение к труду 60% педагогов осознанно относятся к своей профессиональной деятельности. Способны организовать свой труд и труд воспитанников. Прогнозируют результаты собственного труда, его перспективы. Не всегда изучается процесс труда. Глубокие и распространенные знания профессионального труда способствуют выработке индивидуальных способов и приемов работ, направленной на достижение показателей результатов собственной трудовой деятельности.
Отношение к коллегам по труду 80% педагогов владеют умением найти адекватные средства позитивного общения с каждым членом педагогического коллектива, соответствующего требованием педагогического сотрудничества.
Отношение к самому себе 80% убеждены в правильности профессионального выбора, умеют организовать свою педагогическую деятельность, планировать и корректировать в рамках образовательной программы. Имеют достаточные знания теории и методики дошкольного воспитания, но предпочтение в работе отдают устоявшимся, методам и приемам. Также наблюдаются затруднения в использовании современных психолого-педагогических концепциях, технологиях, неумение использовать их как основу в своей педагогической деятельности. Отмечены затруднения, касающиеся обобщения передового педагогического опыта (занижена самооценка педагогов, низкий теоретический уровень, неудовлетворенность стимулированием).

Анализ тактический

База убеждений и уровень реализации социально-психологических функций Качественные характеристики
Целенаправленность коллектива Деятельность каждого педагога выражается в стремлении реализации программы “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Отмечается активное выполнение общественных поручений, но без особого энтузиазма.
Уровень воспитанности и профессионализма. В МДОУ детский сад “Ракета” над реализацией “Программы обучения и воспитания в детском саду” М.А.Васильевой работает 10 педагогов, из них 6 воспитателей, 1 старший воспитатель, 1 музыкальный руководитель, 1 преподаватель немецкого языка, 1 заведующая. Высшее педагогическое образование – 40% (4 человека), среднее специальное педагогическое у 60% (6 человек), из них обучается заочно в высшем учебном заведении – 30% (три человека). Высшую квалификационную категорию имеет 10% (1 человек), первую квалификационную категорию – 80% (8 человек), вторую квалификационную категорию – 10% (1 человек). Стаж педагогической деятельности от 5 до 10 лет – 20% (2 человека); от 15 до 25 лет -60% (6 человек); свыше 25 лет – 20% (2 человека).

В коллективе общение взаимно-вежливое, доброжелательное, тактичное, в рамках педагогической этики.

40% педагогов отличаются умением строить деятельность детей на перспективу, умеют строить модель собственной деятельности; владеют содержанием инновационных технологий, имеют представления о современных достижениях науки и практики, но не способны перенести приемы и методы работы из одной области в другую.

60% владеют твердыми познаниями в рамках общеобразовательной программы, относятся к работе с интересом, но не всегда могут адекватно прогнозировать результат собственной педагогической деятельности. Положительно относиться к новым педагогическим идеям, и не всегда реализуют их в собственной практики, без определенного воздействия администрации.

Ценностно-ориентированное единство Ориентация на развитие личности ребенка, формирование моральных, интеллектуальных, физических способностей ребенка.
Стимулирование Имеет место моральное стимулирование, при низком уровне финансирования.

Анализ традиционный:

Рассматриваем поставленные задачи на год совместно с содержанием, анализируем положительные и отрицательные результаты и, исходя из этого перспективы, которые вытекают на дальнейшую деятельность.

1.2. Модель ДОУ

Проблема получения модели реальной системы была и остается актуальной. Модели должны отражать реальные системы не только определенными параметрами, но и описывать количественные соотношения их функционирования. Применительно к процессам управления количественные модели должны позволять численно оценивать результаты управляющего действия. Модель деятельности ДОУ была разработана д.п.н., профессором И.К. Шалаевым.

Для успешного управления и получения высоких результатов управленческой деятельности руководителю необходимо иметь определенные качества. Как показывают специальные исследования и практика реализации мотивационного программно-целевого управления востребованными являются такие качества как:

  • самоактуализация (А);
  • идейность и личностные ценности руководителя, убеждения, воля, мужество, трудолюбие инициативность, организованность, человечность (И);
  • эрудиция и рост профессионализма, глубина и практичность ума, знания (Э);
  • организаторские способности и умение управлять собой, организаторские умения и навыки, умение читать человека, умение влиять на людей (О);
  • человечность и личные цели, общительность (Ч);
  • стиль управления и знание современных управленческих подходов (С);
  • управленческая эмпатия и рефлексия (Р).

Квалиметрические эталоны профессионально-личностных качеств разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым .

Эффективность деятельности любой организации зависит от того, насколько эффективно осуществляется процесс управления. Одни руководители (преимущественно левополушарные) избирают рационалистические технологии, другие (преимущественно правополушарные) – поведенческие технологии. Я избрала технологические параметры МПЦУ как интегративного образования рационалистического и поведенческого подходов: са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср.

Технология МПЦУ может быть выражена последовательностью управленческих функций:

  • ас – анализ стратегический, предметом которого является социально-психологическое состояние коллектива (отношение к труду, к товарищам по труду, к самому себе);
  • ат – анализ тактический, предметом которого является база убеждений под новые задачи управления и уровень реализации социально-психологических функций управления;
  • а – традиционный анализ, предметом которого является учебно-воспитательный (производственный) процесс;
  • Пдц – построение дерева целей управления;
  • Рип – разработка исполняющей программы;
  • пс – планирование стратегическое, результатом которого являются конструкции стимульных ситуаций, адекватные показаниям ас;
  • пт – планирование тактическое, адекватное показаниям ат;
  • п – традиционное планирование, адекватное показаниям а;
  • ос – организация стратегическая, направленная на осуществление пс;
  • от – организация тактическая, направленная на осуществление пт;
  • о – организация традиционная, направленная на осуществление п;
  • кс – контроль стратегический, предметом которого является процесс достижения цели стимульной ситуации;
  • кт – контроль тактический, предметом которого является процесс достижения базы убеждения под новые задачи управления;
  • к – контроль традиционный, предметом которого является соответствие учебно-воспитательной работы государственным стандартам;
  • рс – регулирование стратегическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической стратегии;
  • рт – регулирование тактическое, направленное на процесс осуществления социально-психологической тактики;
  • р – регулирование традиционное как составляющая управленческого цикла применительно к учебно-воспитательному процессу.

Квалиметрические эталоны процесса управления разработаны д.п.н., профессором И.К. Шалаевым .

Известно, что от субъекта управления социальный заказ и функциональные обязанности не зависят – они предписываются ему одновременно с приказом о назначении на должность. Поэтому параметры по функциональным обязанностям (ф1 – ф10), вписываются в модели субъектов управления соответственно уровням. Разработанные нами квалиметрические эталоны функционально-ресурсного обеспечения дошкольного образования см. в Приложении 1 , а разработанные нами квалиметрические эталоны педагогической деятельности см. в Приложении 2 .

В настоящее время я не ставлю цель разработать модель выпускника, но в перспективе такая модель будет востребована в практике, так как обеспечит целенаправленность деятельности каждого члена коллектива на формировании определенных качеств выпускника, а также позволит обеспечить преемственность “ДОУ – Школа”, что повысит эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Проект модели выпускника ДОУ

1.3. Экспертиза ДОУ

Под программно-целевой самоаттестации понимаю самоаттестацию, в которой измеряемые параметры определяются по дереву целей (см.Дерево целей), а критериальные характеристики – по исполняющей программе (см. критериальные характеристики). При этом извечные вопросы “то ли мы измеряем?” и “Так ли мы измеряем?” в силу законов МПЦУ и правил квалиметрии получают свое положительное разрешение.

Показатели деятельности самоаттестации заведующего МДОУ д/сада “Ракета” c.Гальбштадт Немецкого национального района – АРЗ

1/ Развитие профессионально-личностных качеств субъектов управления:

А И Э О Ч Р
10 9 9 10 9 8

Всего: 65

2. Технологическое обеспечение управления образованием:

4Са 4Пдц 4сп 12со 8ск 3ср
9 8 8 10 9 9

Всего: 319

3. Функционально-ресурсное обеспечение учреждения образования:

Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф5 Ф6 Ф7 Ф8 Ф9 Ф10
8 8 10 8 8 9 9 10 9 10

Всего: 89 2 = 178

4. АДР – Квалиметрическое правило оценки интегрированного показателя конечных результатов, деятельности коллектива детского сада.

Д1 2Д2 2Д3 4Д4 3Д5 3Д6 5Д7 7Д8 7Д9
9 10 9 8 10 9 10 9 9

Всего: 312

340 АРД 289 – интервал показателей оптимального рейтинга (коллектив заслуживает поощрения)

АРЗ = 65 + 319 + 178 + 312 = 874

1000 АРЗ 850 – интервал показателей оптимального рейтинга (заведующий детским садом заслуживает поощрения).

Заключение

– Итак, в результате проведенной экспертизы показателей деятельности заведующей детского сада “Ракета” были выявлены следующие проблемы, которые западают:

  • взаимоотношения межу “стажерами” и более молодыми коллегами; чрезмерное желание самоутвердиться; отсутствие у некоторых педагогов внешней или внутренней мотивации и т.д. Для решения проблем, возможно, создать стимульные ситуации с использованием методов МПЦУ, таких как ситуацию критической самооценки, ситуации делегирования инициативы, ситуацию установки и др. т.к. данные методы позволяют снять противоречие, сплотить коллектив и создать благоприятный климат в коллективе.

Исследовательский подход призван служить целям оптимизации и повышения эффективности управления. Данная исследовательская основа управления помогает мне обеспечить повышение обоснованности управленческих решений. Именно решение составляет сердцевину управления, поскольку управленческая деятельность представляет собой систему действий по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Объективность оценки собираемой в детском саду педагогической информации, доказательность делаемых выводов и принятие адекватного решения в соответствии с поставленной целью возможно на исследовательской основе.

Т.И. Шамова формулирует требования к директору школы, необходимые для реализации данного подхода в управлении, считаю эти требования возможным применить и к заведующим ДОУ:

  • достаточная профессиональная компетентность;
  • знание сущности управляемых процессов, закономерности управления, психологических основ сотрудничества;
  • владение методами сбора, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемых процессов;
  • соблюдение принципов объективности и доказательности управленческой информации;
  • умение осуществлять системное видение педагогического процесса в целом;
  • умение выделять главное звено, и воздействуя на него, выявлять влияние этого воздействия на связи, а значит, и на целое, в которое оно входит.

Вышеперечисленные подходы объединяет одно – решить проблему повышения уровня эффективности управления детским садом. Принципиально новым решением данной проблемы может быть не автономное использование одного из управленческих подходов, а их интеграция. Такой вариант решения был предложен И.К.Шалаевым в своей концепции мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ)..

Список литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – Москва: Творческий центр, 2006.
  2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – Москва: Айрис пресс, 2007.
  3. Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методологическое пособие. – Москва: Творческий центр, 2007.
  4. Шалаев И.К. Повышение эффективности управления образованием. – Барнаул: ГОУДПО АКИПКРО, 2007.
  5. Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 2007.
  6. Шалаев И.К. Методика оценки эффективности управления образованием: программно-целевой подход. – Барнаул: БГПУ, 2005.
  7. Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под редакцией Поташника М.М. – Москва, 1992.
  8. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход. Под редакцией Шалаева И.К. – Барнаул: БГПУ, 2003.
  9. Шамова Т.И. Исследовательский подхода в управлении школой. – Москва, 1992.
  10. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления.– Барнаул: БГПУ, 2005.
  11. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. – М: МГПИ, 1987.
  12. Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом: результаты исследования и их использование в школах алтайского края. – Барнаул: БГПИ, 1989.
  13. Шалаев И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. – Барнаул: БГПИ, 1995.
  14. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. – Барнаул: БГПУ, 2000.
  15. Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие по психологии управления. – Барнаул: БГПУ, 2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

Технологии повышения эффективности управления

Краснодар 2013

Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).

На наш взгляд, эффективность управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента и конечно для социальной работы. Это является важным в первую очередь, потому что от качества оказываемых услуг в данной сфере часто не только успех и производительность организации, но и жизнь людей.

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективен, чем предыдущий.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. выделяют 2 подхода к эффективности социальной работы. социальный забайкальский ярославск вологда

Первый -- это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанное с обеспечением этих результатов.

Ключевыми проблемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

«Ситуации соотношения» бывают самыми разными. Затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами. Затраты сокращены, а результаты остались те же, что и при несокращенных затратах или даже выросли. Затраты в какой-то степени возросли, а результаты стали еще большими. На практике приходится считаться с так называемыми «предельными результатами», когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации ряда факторов, имеющих конкретный характер в данном учреждении социальной защиты.

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Ключевая задача, исходя из такого понимания, -- измерение (описание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными проблемами являются оценка эффективности; выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной работы начались недавно -- в начале 1996 г. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

В учебнике «Основы социальной работы» управление и эффективность социальной работы рассматривается в:

В широком смысле социальное управление означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Важнейшее условие эффективности системы социальной защиты населения - структурное совершенствование деятельности различных уровней управления органов социальной работы.

Выделяют три уровня управления:

1. верхний, институциональный? Российская Федерация и автономная республика;

2. средний? регион, т. е. органы социальной защиты краев,
областей, автономных образований, городов, районов, округов,
префектур, муниципалитетов;

3. низший? социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время, теория управления социальной работой мало исследована. В числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

Разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

Исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

Моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

Разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

Исследование информационных основ управления в социальной работе, создание современного банка данных;

Разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

Разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

Исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Одним из составляющих моментов эффективной деятельности организации являются профессионализм и деловые качества ее руководителей. Также индивидуальные различия людей в способностях, мотивации, знаниях и умениях серьезно отражаются на эффективности их управленческой деятельности.

Руководство социального учреждения обязано правильно подбирать специалистов с соответствующим образованием, опытом работы, обладающих знаниями и практическим опытом, необходимым для выполнения возложенных обязанностей, потому что в учреждениях социальной сферы большую роль играет «человеческий фактор». Недооценка человеческого фактора приводит к тому, что в учреждениях увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров. Следствием этого является потеря в производительности труда. А в результате страдают те категории граждан которые особенно нуждаются в социальной защите. Разумное использование кадрового ресурса может способствовать повышению эффективности и производительности, без особых экономических затрат.

Также для повышения эффективности важным фактором является информационная открытость. Она не только помогает повысить осведомленность населения о решении социальных проблем, но и укрепляет доверие жителей города или района к органу исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в области социальной защиты населения на территории данного района.

Повысить уровень эффективности деятельности организации учреждений социальной защиты стремится каждый руководитель, применяя на практике различные методы дисциплинарного, административного, правового, материального воздействия на персонала.

Для повышения эффективности управления и групповой деятельности социальных учреждений необходимы:

Взаимные обязательства, доверие и отчетность, которые возникают в результате разделения команды, общее назначение, цели и подход;

Дух партнерства и товарищества, которые могут провялятся исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь;

Открытое обсуждение проблем;

Хорошая циркуляция информации высокая адаптивность, которая обуславливается матричным принципом внутренней организации, когда отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы;

Лидерство, которое основывается на содействии и сотрудничестве;

Руководство, выступающее катализатором группового взаимодействия и сотрудничества, обеспечивающее оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости.

Значительно повысить эффективность управления социозащитных учреждений при умелой оценке и использовании способны ресурсы. Выделяют следующие типы ресурсов: время, документы, персонал, методы, административные системы.

Нельзя добиться эффективной деятельности без достаточного включения сотрудников в процесс жизнедеятельности организации. Сотрудники как ресурс организации - это:

Активные участники процесса коммуникации, формирующие и распространяющие информацию;

Средство достижения целей, решения организационных задач;

Источник повышения уровня компетентности и профессионализма в организации.

О уровне профессионализма персонала как фактора повышения эффективности управления говориться в журнале «Социальная работа» 2013 г. № 2 статья Л.Г. Филипповой директора государственного казенного учреждения социального обслуживания «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края.

«С целью обеспечения необходимого уровня профессиональных компетенций для специалистов ЕСРЦ проводятся аудиоконференции и видеоуроки. Записи аудиоконференций и видеоуроков, нормативно-правовая и методическая информация по вопросам деятельности размещаются на внутреннем сайте учреждения, где создан информационно - правовой сервис «База знаний»».

Также чтобы повысить эффективность управления они используют информационные технологии: «Создание на базе учреждения корпоративной сети передачи данных позволило объединить базы данных в единую систему и организовать работу на новом уровне - в режиме реального времени. Корпоративная сеть передачи данных включает в себя сервер IP телефонии, объединяющий Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, 30 отделов Министерства в муниципальных районах и городских округах, Государственное казенное учреждение «Единый социальный расчетный центр», учреждения системы социальной защиты населения края; единая точка подключения к сети «Интернет»; автоматизированное рабочее место «Клиентская служба».

Общая концепция «Клиентской службы» заключается в регистрации действий специалиста на конкретное обращение гражданина; в возможности получения оперативной информации о любом обращении гражданина в филиал учреждения, о сроках рассмотрения заявлений, о количестве обращении, рассмотренных конкретным специалистом филиала за определенный период времени, в режиме онлайн.»

В журнале «Социальная работа» 2011г. № 7 в статье Антонины Дашкиной, президента Союза социальных педагогов и социальных работников говориться о методах на применяемых на Дальнем Востоке: «В рамках своей деятельности ССОПиР организует конференции, круглые столы, форумы, съезды и симпозиумы. Мы занимаемся организацией профессиональных обменов между социальными работниками разных стран. Российские социальные работники выезжают в Великобританию, Данию, Испанию, Францию, для знакомства с опытом работы наших коллег».

В статье Н.Л. Хороброй, в журнале «Социальная работа» 2011г. №5 директора государственного учреждения Вологодской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда» говорится о нововведении помогающем повысить эффективность управления и функционирования в целом. «Ноу - хау» Вологодского МФЦ - универсальность специалистов. Каждый «универсал» в 22 окнах принимает документы по любой из 84 государственных услуг, что позволяет не только избежать очередей, но и повысить эффективность работы».

Соколов С.П. Начальник информационно методического департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области автор статьи «Новые информационные технологии в сфере социальной защиты» считает что повысить уровень эффективности управления социальной работой можно с помощью информатизации управленческих процессов.

Цитата: «Говоря об информационной модели государственного управления отраслью социальной поддержки населения следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах социальной защиты населения, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании информационных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области определил следующие цели по созданию единой отраслевой информационной системы:

Повышение эффективности системы социальной поддержки за счет оперативности и комплексного анализа информации;

Создание и развитие механизмов мониторинга и прогнозирования изменений показателей в сфере социальной защиты.

Создание условий повышения качества, полноты и эффективности оказания услуг населению в электронном виде.

Данная точка зрения близка нам, безусловно, в наше время нельзя игнорировать информатизацию структур. Данный подход поможет увеличить скорость обработки данных, совершенствовать отчетность, аналитику, прогнозирование бюджета выплат.

В Росси в области повышения эффективности управления социальными учреждениями, как и со всей социальной сферой далеко не все идеально. Но с каждым годом разрабатываются новые методы для улучшения управлении социальной сферой. Как мы видим из практики, благодаря грамотному управлению создаются информационные системы в социальных учреждениях, растет уровень профессионализма специалистов социальной сферы, разрабатываются новые технологии помощи клиентам.

Переход на новые организационные формы предоставления мер социальной поддержки населению позволяет повысить доступность и качество предоставляемых услуг.

Рассмотрев, научную литературу и статьи, связанные с данной проблематикой мы можем говорить о том, что эффективность управления социальной работы требует совершенствования и доработки. Мы выделили следующие основные направления для повышения эффективности управления в социальной работе:

Разработка теоретических основ управления в социальной работе.

Исследование информационных основ в управлении социальной работой.

Исследование организационных структур управления социальной работой.

Список используемых источников

1. Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок.-2-е изд.,испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 395с.

3. Организация., управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой.- М.: Издательство Юрайт, 2012.-425 с.

4. Журнал «Социальная работа», статья «Новые информационные технологии в сфере социальной защиты» автор Соколов С.П. Начальник информационно методического департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

5. Журнал «Социальная работа», статья «Многофункциональный центр» автор Н.Л. Хоробрая директор государственного учреждения Вологодской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда».

6. Журнал «Социальная работа», статья «Принцип «одного окна»» автор Л.Г. Филиппова директор государственного казенного учреждения социального обслуживания «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края.

7. Журнал «Социальная работа», статья «Форум в Хабаровском крае - новый шаг к модернизации социальных служб в Сибири и на Дальнем востоке» автор Антонина Дашкина президент Союза социальных педагогов и социальных работников.

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Критерии, принципы и уровни эффективности системы управления. Факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией. Структура организации и понятие разделения труда. Роль персонала и правильной организации труда, влияние руководителя.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Особенности функционирования предприятия, работающего в социальной сфере. Совершенствование контроля за деятельностью персонала. Характеристика ООО "Центр доставки пенсии". Мероприятия, направленные на улучшение психологической обстановки в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Факторы, повышающие эффективность менеджмента. Пути повышения эффективности управления. Сбалансированная система показателей эффективности (ССП). Реинжиниринг. Опыт Ford Motor. Опыт Kodak. Пример повышения эффективности менеджмента организации.

    реферат , добавлен 28.07.2008

    Управление организацией на современном этапе. Оценка потенциала работника. Методы управления персоналом. Центр оценки персонала как метод кадровой работы. Подготовка программы Центра Оценки. Факторы надежности и эффективности центра оценки персонала.

    реферат , добавлен 23.09.2008

    Управленческие решения в системе социального управления. Анализ системы управления социальной защиты (на примере Государственного областного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Ревда). Проблемы социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2012

    Основные факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией. Использование в управлении информационных технологий, обладающих высокой, мобильностью. Создание, оформления и хранение деловых документов с помощью текстовых редакторов.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Административные методы управления персоналом в организации. Исследование содержания деятельности по управлению персоналом в системе социальной работы. Управление персоналом в учреждении "Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения".

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Сущность стандартизации и сертификации продукции. Анализ опыта управления качеством продукции в ООО "Автомир-Вологда". Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности повышения качества продукции путем совершенствования организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2015

    Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата. Оценка ликвидности, финансовой устойчивости и показателей оборачиваемости предприятия, характеристика технологии процесса управления.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Системы современной заработной платы. Понятие системы управления персоналом. Роль текучести кадров в управлении персоналом. Концепция управления персоналом в ООО "Автосервис центр". Совершенствование системы мотивирования и стимулирования труда.

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развитие универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии  инструмент повышения эффективности образовательного процесса

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Чернышевский Н.Г.

Модернизация российского образования предполагает создание условий для дальнейшей гуманизации образования, развивающего обучения, способствующего повышению качества знаний и усилению личностной активности ученика в учебном процессе. В этой связи особую значимость приобретает формирование таких качеств мышления и личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей, основанное на овладении учащимися средствами саморегуляции мышления и поведения.

Требуются новые технологии, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам и позволят учащимся в самостоятельном поиске приходить к открытию новых знаний. Те знания, умения, навыки, которые приобретены при самостоятельном открытии будут более прочными и осознанными, а значит более качественными.

В период кардинальных преобразований к личности предъявляются повышенные требования. Поэтому на первый план в построении учебного процесса и взаимодействии учителя и ученика выдвигаются не усвоение учебного процесса, а формирование интеллектуальных умений, опыта принятия решений, формирование у учащихся ответственности за свое обучение, умение контролировать учебный процесс. Новые педагогические технологии образования дают толчок самореализации обучаемых, создают атмосферу сотрудничества, повышают ответственность педагогов за результаты своего труда.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Метакогнитивные образовательные технологии предполагают более высокий уровень познания, обозначающий способность к самоанализу и самоконтролю познания и восприятия информации, перевод внешней информации во внутреннюю.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Основной целью технологии является развитие интеллектуальных навыков учащихся, рефлексии, умений работать с информацией.

Первыми интерес к проблеме диалогового взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги:

Идею диалога развивали Сократ, Х.Гадамер, А.Камю, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативно- деятельностной личности, но и разбирается в способах их развития.

На этапе введения нового материала с применением данной технологии должны быть проработаны 2 звена, постановка проблемы и поиск ее решения.

Работа с текстом позволяет каждому ребенку выбрать удобный для него темп работы и формирует у него способность к активному восприятию и усвоению полученной информации. На следующем этапе урока происходит взаимообмен заданиями. Третий этап урока нацелен на работу с новыми текстами. Благодаря предложенной технологии повышается интенсивность урока, ответственность каждого ученика за работу в группе, формируются навыки делового общения.

Современное общество нуждается в людях, занимающих активную жизненную позицию, способных креативно мыслить, принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия своих действий. Особенно востребован человек, умеющий самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, способный к саморегуляции в разных ситуациях.

Также одной из эффективных образовательных технологий является педагогическая мастерская построения знаний. Мастерская - синтетическая, многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно деятельностный подход. Педагогическая мастерская как форма, метод и тех нология обучения возникла не на пустом месте.

Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского , исследования Л.С. Выгот ского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современ ных французских эпистемологов  последователей тео рии познания Гастона Вашляра  стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерск их.

Ориентация педагогической мастерской  целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной. Суть образовательных целей поиск и самостроительство знания. Центром данной технологии является личность.

Основные блоки конструкции педагогической мастерской построения знаний следующие:

Индукция («наведение», пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя);

Само- и социоконструкция (создание собственного продукта, создание интеллектуального продукта в группе);

Социализация 9 (предъявление созданного другим участником занятия 9 в паре, в группе всему коллективу);

Рефлексия («отражение», вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, состояний, разрывов).

Основной целью педагогической мастерской построения знаний является целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной.

Новое целеполагание педагога обеспечивает вероятностный результат и меняет целеполагание ученика, при котором вырастает его ответственность за использование им предоставленных возможностей. Усиливается зависимость результата от качества взаимодействия участников мастерской.

Предложенные технологии используют групповые методы работы, что позволяет создать более комфортную обстановку для работы учащихся и снимает внутреннее напряжение у неуверенных в своих силах ребят.

При организации учебной деятельности с использованием данных технологий учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение, приобретают навыки строить умозаключения, учатся выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим.

Работа в рамках этих технологий поможет ученикам и учителю сделать процесс развития метакогнитивных умений более целенаправленным и эффективным, а изучение предметов  творческим и интересным.

Список литературы:

  1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования - проект - Рос.акад. образования под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение, 2008.- (Стандарты второго поколения).
  2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В., «Образовательные технологии и педагогические рефлексии», Спб.: СпбГУПМ, 2002.
  3. Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. «Критическое мышление на уроках естествознания. Естествознание в школе» - 2004 - №3.
  4. Иваньшина Е.В. Использование образовательных технологий при изучении курса «Естествознание» старшей школы. Академический вестник - 2009 - №3-СпбАППО.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. Т.1-М.НИИ шк. Технологий 2006
  6. Степихова В.А. Педагогические в опыте учителей. Мастерские методическое пособие 4-е изд. Доп. СПб:С Пб АППО 2005.
  7. Казачкова Т.Б. Технологии диалогового взаимодействия как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов: Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я.Лернера в 2 ч.- Владимир:ВГГУ2010 –Ч.1.

Аннотация: В статье представлен обзор ряда источников по вопросам оценки эффективности систем управления. Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Авторы показывают, что каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Ключевые слова: система, система управления, подсистема, предприятие, функции управления, методы управления, управленческие решения

Abstract: In clause the review of some sources concerning an estimation of efficiency of control systems is presented. As well as any other system, a control system of the enterprise consists of elements which are incorporated together by the purpose of functioning, thus it is especially important to allocate the subject and object of management, basic elements of a control system. Authors show, that each element is a subject to research to provide integrity of research of a control system.

Keywords: system, control system, subsystem, enterprise, functions of management, methods of management, administrative decisions

Скопин Олег Викторович
кандидат экономических наук, доцент
Назарова Наталья Леонидовна

Вятский государственный университет
[email protected]

Понятие системы управления предприятием

Управление понимается, как некоторый процесс такого целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью достигнуть определенных результатов, о чем говорят Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин .

Необходимо отметить, что управление и его развитие обусловлено в первую очередь определением миссии, стратегии, ценностей предприятия на основе анализа прошлого опыта и видения будущего, а это является главным требованием для создания эффективной системы управления предприятием, о чем говорят Ю. Лехто, А. Матвеенко .

Для создания эффективной системы управления предприятием необходимо учесть, государство регулирует и контролирует право всех граждан на полное использование способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности в рамках законодательства, о чем сказано в Федеральном Законе от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ , что говорит о свободном выборе и создании структуры управления руководством конкретного предприятия.

Эффективность функционирования любого экономического объекта, вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей, как утверждает И. Галушка все в большей мере зависит от качества системы управления.

Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон деятельности, включая в себя исследование, как управляемой системы, так и управляющих подсистем, а именно исследование и рассмотрение сильных, слабых сторон предприятия, процесса производства и сбыта, финансового состояния, персонала, маркетинга.

Необходимо дать определение системы управления предприятием, чтобы понять основу для проектирования и исследования системы управления.

Систему управления Стенли Янг определяет как подсистему предприятия, составными частями являются группы взаимодействующих людей, при этом функции системы управления являются восприятием входов предприятия (определенных проблем) и выходов (выполнение комплекса действий, процессов, итогом которых будут определенные решения), при этом должны увеличиваться доходы вследствие оптимизации взаимосвязи всех входов и выходов от деятельности всего предприятия.

В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. понимают систему управления как такую систему, которая предназначена для воздействия на объект управления, при этом переводит этот объект в желаемое состояние, придавая его параметрам и процессам определенные количественные или качественные значения, при этом являясь конкретным аппаратурным, нормативным, функциональным вариантом реализации технологий для решения конкретной проблемы управления.

Как отмечают, И. Acтaшкинa, B. Mишин , система управления предприятием представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка, при этом состав элементов каждой из подсистем системы управления предприятием является разнообразным и зависящим от конкретного содержания системы организации.

Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Элементы системы управления предприятием и их исследование

Система управления предприятием включает такие элементы, как функции управления, организационную структуру управления, персонал управления, технические средства управления, информацию, методы управления, технологию, финансы, управленческие решения.

Исследование такого элемента системы управления, как функции имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия, о чем говорится в статье «Функции управления» , при этом существует общие функции управления, которые являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль), а также конкретные функции управления (специфические), определяемые объектом управления.

К функциям управления современным предприятием относят: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновации, информацию и социальное развитие.

Любая функция управления как указывается в статье «Сущность функции управления» реализуется «в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных состояниях».

Также важно учитывать то, что исследование практической реализации функций управления на предприятии связано с исследованием тех решаемых задач в ходе выполнения последовательных действий соответствующим аппаратом управления, отмечают Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. .
Также необходимо исследовать такой элемент системы управления предприятием, как организационная структура управления. Необходимо дать определение, ссылаясь на Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А. , что организационная структура управления предприятием – это такая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, а это в свою очередь обеспечивает их функционирование как единого целого.

Организационная структура управления предприятием включает в себя состав организационный структуры, соотношение элементов структуры, а также расположение взаимосвязанных отдельных подсистем предприятия, при этом создание такой структуры нацелено на эффективное распределение прав и ответственности между всем управленческим персоналом предприятия, который тоже является элементом системы управления и подлежит исследованию.

Как отмечает Гольдштейн Г. Я. , что исследуя такой элемент системы управления, как организационная структура управления с целью его оптимизации и рационализации, необходимо проводить анализ (диагностика) существующей структуры управления и синтез (проектирование) структуры управления, при этом задача анализа -установление необходимого уровня соответствия организационной структуры управления предприятием и условиями среды функционирования, синтез же используется как определение числа и состава структурных единиц управления и определенных способов, связывающих их во взаимодействие.

Организационная структура предприятия должна постоянно совершенствоваться соразмерно ее развитию, чему может способствовать персонал управления предприятия, как один из элементов системы управления предприятием, требующий исследования и изучения.

Сатору Такая наги отмечает, что предприятие должно ориентироваться на участие персонала управления в принимаемых решениях непосредственно на всех уровнях управления, в ходе использования приемов управления предприятием и системой, направленных на максимально возможное использование талантов и способностей работников.

Исследование персонала управления как отмечает С. Сильченко должно рассматриваться с точки зрения эффективности использования и управления рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления, так как именно системный принцип может обеспечить большее достижение целей всей системы управления предприятием.

Также необходимо исследовать технические средства управления. В статье «Технические средства управления» большую роль играют при принятии управленческих решений, при этом для получения более высокой эффективности необходимо комплексное применение технических средств: связи, проведения совещаний, демонстрационной техники, средств оснащения рабочего места руководителя, средств контроля. Исследование технических средств управления, как отмечает В.И. Кнорринг способствует повышению эффективности технологии управления, организации управленческого труда и процесса управления на предприятии, используя при этом более совершенную технику и грамотное пользование ею руководителем.
Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc отмечают, что управленческая информация должна не просто соотноситься с задачами руководителя, а также подходить и сочетаться с применяемыми моделями процессов, при этом информация должна быть значимой, то есть влиять на принимаемые решения. Для всего этого должна быть организована информационная система управления, что увеличит эффективность системы управления предприятием.

Потребность в информации разных субъектов и звеньев системы управления предприятием неодинакова, а определяема задачами, которые решаются в процессе управления субъектом управления: руководителем или работником управленческого аппарата, что отмечает В. Попов .

При исследовании управленческой информации, как отмечает Чуб Б.А. необходимо учитывать, что в ходе исследования: «большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки; исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом требований потребителей; исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время».
Также при проведении исследования управленческой информации как элемента системы управления предприятия, как отмечает В.П.Нестеров основой принятия правильных решение во внешней, внутренней сферах работы предприятия является «наличие необходимой для корректного анализа достоверной информации».

Методы управления являются одним из основополагающих элементов системы управления, так как именно с их помощью можно проводить как исследование системы управления предприятием, так и именно методы обеспечивают достижение целей и задач для предприятия.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. отмечают, что «эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования».

Чтобы управление предприятием было наиболее эффективным, необходимо применять системную методологию, то есть методы системного подхода к организации управленческой деятельности на предприятии. Как отмечает автор статьи «Методы управления» , при этом в зависимости от разнообразия функций управления, для осуществления которых применяются такие определенные методы как методы управления функциональными подсистемами предприятия, выполнение функций управления и принятие управленческих решений.

Как отмечают авторы статьи «Методы исследования систем управления» при проведении исследований системы управления предприятием можно использовать «исключительно широкий арсенал разнообразных методов: теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические».

Еще одним элементом системы управления предприятия, подлежащим исследованию является технология управления. Технология управления определяется как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов. Технология управления состоит из «информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств», именно эти составные части и подлежат исследованию.

Как отмечает Д. Плотников , финансовый анализ и исследование всей финансовой деятельности предприятия, так и конкретно системы управления предприятия может помочь в эффективной и объективной оценке платежеспособности, эффективности и доходности от деятельности предприятия, а также выявить перспективы развития и в результате принять обоснованные решения.

И, конечно же, исследованию подлежат управленческие решения, принимаемые в сфере системы управления. Как отмечает В. Цыплухин , что большую часть решений принимают руководители, но также часто специалисты гораздо лучше разбираются в отрасли, чем руководитель, поэтому исследование управленческих решений должно обеспечить четкую разграниченность областей принимаемых решений и тем самым повысив в конечном итоге их эффективность, иначе ошибки руководства могут привести к неэффективности системы управления предприятия и невозможности ее развития.

Основными характеристиками исследования системы управления яв­ляются: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект исследования, предмет исследования, тип исследования, результат исследования, эффективность исследования.

Авдошина З.А. указывает на то, что для достижения поставленных целей исследования систем управления должны быть определены объект, предмет, новизну, практическая значимость, методы исследования, ограничения и условия использования различных методов технология управления, определение проблемы в исследовании процессов и систем управления, осуществление системного анализа прямых и косвенных факторов, эффективность.

Объединяя все элементы системы управления предприятия можно прийти к выводу, что современное управление предприятием нуждается в исследовательском подходе, что будет способствовать динамичности, перспективности управления, росту потенциала, повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Структура процесса и методы исследования и проектирования системы управления предприятием

Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. обращают внимание на то, что эффективность деятельности любых предприятий в значительной степени зависит от исследования систем управления, создаваемых и рационально построенных при использовании нужного объема инвестиций. Исследование систем управления позволяет выявить наиболее прибыльный и эффективный вариант вложения финансовых средств в систему управления.

Исследование системы управления предприятия, в общем, тоже является исследованием и значит, ему соответствует определение, данное Зайцевым А.К. , исследование как вид деятельности человека, состоящий из распозна­вания проблем, ситуаций, а также определения их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей развития и поведения, установление места в системе накопленных знаний, нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений, знаний о проблеме в практике решения проблемы.

«Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями» определяют его так. Игнатьева А.В., Максимцов М.М.

Коротков Э. М. говорит о том, что «исследовать нужно не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления».

Авдошина З. А. говорит о том, что при проведении исследований на предприятиях ставятся определенные цели, для достижения которых необходим анализ и выявление существующих проблем, а также рекомендации для их разрешения. Эффективность проведения исследования системы управления предприятием будет обеспечена за счет системного видения владения научно-категориальном аппаратом исследования, то есть «оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности».

В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская представили схему предметной области исследования системы управления в настоящее время (Схема 1).

Схема 1 – Структура исследования систем управления

Схема 1 показывает развитый арсенал методов исследования систем управления, используя данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления.

Шутилов Ф.В отмечает такой немаловажный факт, как то, что исследование систем управления имеет главной целью разработку именно долгосрочных нацеленных на перспективу мероприятий по совершенствованию организации, структуры, методов моделей управления, что должно быть осуществлено на основе системного похода, а полученные результаты стану т основой для перестройки существующей системы управления.

Необходимо учитывать то, о чем говорит А.Б.Бушуев , а именно «каждый элемент системы преобразует поступающее на него внешнее воздействие (связь от другого элемента) в выходное воздействие, которое поступает на следующий элемент системы».

Процесс исследования систем управления предприятием имеет последовательные этапы:

«1. Выделение объекта исследования (фирма, подсистема, подразделение).

2. Определение цели исследования, то есть, какой результат нас интересует.

3. Выделение управляющих и характеристических переменных.

4. Определение функций, подлежащих анализу.

5. Определение критериев оценки результатов исследования.

6. Определение критериев оценки предлагаемых решений по улучшению управления».

Авдошина З. А. определяет метод исследования как такой способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится необходимое исследование.
В зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования исследование систем управления отражает глобальный (системный, междисциплинарный, исследуются с помощью общенаучных методов) или локальный характер (проблемы небольшого масштаба с выраженной спецификой, исследуются с помощью частнонаучных методов).

В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская выделяют существование четырех групп методов исследования систем управления:

1. Практические методы исследования систем управления: логические; графические; социологические; параметрические; факторный анализ; экспертный анализ; имитационное моделирование; рефлексивные методы исследования; тестирование системы управления.

2. Общая методология: системный анализ; гипотезы и концепции; диалектический подход; приемы построения исследовательских процедур.

3. Планирование и организация исследования системы управления: постановка цели и структуризация цели; планирование исследования; анализ чувствительности; организация процесса исследования.

4. Оценка результатов исследования, диагностика состояния системы управления: расчет показателей эффективности системы управления; организация экономической и организационной диагностики.

Авдошина З. А. к общенаучным методам исследования относит: «контроль и диагностику проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально - декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий». К частнонаучным методам: «определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента».

Коротков Э. М. указывает на такую особенность исследования, что оно не только функция современного менеджмента, а также стиль функционирования и определенный тип по организации деятельности персонала всей системы управления предприятия, при этом исследование выступает как основная функция, подход управления, которое может обеспечить качество управленческих решений и как средство возможного совершенствования.

Можно выделить основные принципы, которые должны соблюдать все подсистемы системы управления предприятия при формировании, развитии и функционировании, а также при проведении исследования системы управления предприятия: принцип государственной законности системы менеджмента организации; принцип правовой регламентации при создании, функционировании и развитии внутри организации; принцип единства теории практики управления; принципы унификации элементов; принцип специализации, универсализации всех процессов управления; принцип целостности субъекта и объекта управления; принцип многовариантности управленческого решения; принцип устойчивости по отношению к внешней среде; принцип мобильности (адаптируемости) процесса; принцип автоматизации управления; принцип развития системы менеджмента.

В процессе проведения исследования и анализа работы предприятия изучается состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; про­изводственная структура предприятия; система управле­ния и ее организационная структура; особенности взаи­модействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка и другие важные аспекты деятельности и особенно системы управления предприятия.

Библиографический список:

    Бушуев А.Б. Исследование систем управления. - Санкт-Петербург 2002.

    Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления, г. Железнодорожный, Моск.обл.:ООО НПЦ «Крылья», 2000.

    Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебное-практическое пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 - 256 с.

    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

    Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ)

    Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - Издательство - Нева; Олма-Пресс – 2003.

    Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. - М., «Советское радио», 1972, стр. 456.

2. Маркетинг в системе образования: сущность, содержание, технология деятельности / Баразгова Е.С., Долганов А.Е., Козловская О.В. //Магистр. - 2011. - №3.-С.33-44.

3. Международное сотрудничество вузов в интересах повышения качества подготовки специалистов / Забродин Д.М.. Мелихова Н.В. // Междунар. сотрудничество в обл. образ., подгот. и переподгот. спец.: опыт и проблемы. Матер. междунар. науч.-практ. конф.- Тамбов, 2011.- С.3-12.

4. Циклическая динамика смены структурных типов занятости населения / Блинова Т.В. // Цикличность как форма экон. динам.: Тез. докл. Всерос. науч. конф.- СПб, 2010. - С.9-12.

Макушникова Е.С.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Ключевые слова: эффективность управления, образовательное учреждение, образовательные услуги, предпринимательский университет.

Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методические подходы к повышению эффективности управления образовательными организациями.

Keywords: governance, educational institution, educational services, the entrepreneurial university.

Abstract: The article discusses the theoretical and methodological approaches to improving educational organizations management.

В условиях развития университетского менеджмента и коммерциализации образовательных услуг, термины

предпринимательский университет, образовательная организация предпринимательского типа и другие широко используются в европейской и российской научной и деловой литературе. В Европе регулярно проводятся международные конференции, посвященные предпринимательской деятельности в образовании. Тем не менее, среди отечественных научных и преподавательских кругов, особенно представителей старших возрастных групп, термин

«предпринимательство» по отношению к образованию и науке встречает отрицательную реакцию. Опыт успешного развития европейских и российских университетов показывает, что в

современных условиях глобального, с высоким уровнем конкуренции научно-образовательного рынка нет альтернативы коммерциализации образовательной деятельности и научных исследований, а, следовательно, предпринимательскому стилю работы.

Акцент на инновационность в предпринимательской деятельности образовательных организаций, делают не только зарубежные, но и видные российские ученые. Среди них: АхиезерА.С., Лазарев В.С, Поташник М.М., Сухорукова Л.М, Фонотов А.Г. и др.

Переход в инновационный, предпринимательский режим работы университета вносит серьезные коррективы в деятельность, как руководящего звена, так и преподавательского состава. Достижение указанной цели возможно лишь при наличии прошедших через конкурсный отбор и переподготовку профессионально -педагогических кадров восприимчивых ко всему новому, способных творить, владеющих стратегиями самостоятельного поиска и навыками работы в команде, обладающих чувством ответственности и стремлением к созиданию, актуальным перечнем ключевых и профессиональных компетенций.

Оценивая перспективы развития университетов, как

образовательных предпринимательских организаций инновационного типа, следует отметить безальтернативность данной стратегии в условиях продолжающегося экономического и финансового кризиса.

Основные положения компетентностного подхода обозначены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где в качестве одной из главных задач системы образования называется необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Понятие компетенции сформировалось в условиях становления нового подхода к человеческим ресурсам на Западе, который позволил зафиксировать возникшую потребность в адаптации человека к интенсивным изменениям технологий и требований рабочих мест. При таком подходе компетенции характеризуются как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.

Тем не менее, все исследователи сходятся во мнении о том, что компетентности представляют многоуровневую структуру.

Обобщающий, интегрированный подход в понимании компетентности представлен в трудах Российских ученых. В отличие от своих западных коллег они рассматривают компетенции как составляющие профессиональной, в том числе педагогической культуры личности.

Структура управленческой компетентности менеджера

образования включает в себя следующие компоненты: когнитивный компонент, включающий в себя систему управленческих знаний. Он предполагает наличие определенных управленческих знаний, в том числе основ научного управления, помогающих специалисту адекватно оценивать реальные управленческие ситуации использовать находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также в процессе самоменеджмента развивать управленческую компетентность. Мотивационный компонент включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, позитивное отношение к выполнению управленческой деятельности, лидерский энтузиазм, наличие профессионального интереса к управленческой работе, творческий подход к работе менеджера, потребность в постоянном развитии и совершенствовании управленческой компетентности. Деятельностный компонент включает исследовательские, организаторские, проектировочные умения специалиста, проектировочные умения руководителя, позволяющие ему реализовать технологии эффективного управления в условиях образовательного пространства. Личностный компонент представляет собой совокупность значимых для эффективного управления личностных характеристик руководителя.

Управленческая деятельность эффективного менеджера образования, в силу сложности и вариативности самого процесса управления, всегда носит творческий, креативный характер. Компетентностный подход в управлении не только не только не нарушает этой закономерности, но напротив значительно повышает эффективность работы управленческих кадров. Причина этого заложена в самом механизме реализации данного подхода, поскольку результаты управленческой деятельности напрямую соотносятся не только с полнотой и системностью управленческих знаний, но с проявлением личностных качеств руководителя, способностью действовать в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Таким образом, повышение эффективности управления образовательными учреждениями предполагает решение следующих задач:

Использование существующих в университете элементов практико-ориентированного обучения и их адаптация к бизнес-среде

Моделирование организационной инфраструктуры внутренней бизнес-среды университета (выделение инфраструктурных единиц, определение последовательности их создания);

Развитие сети инфраструктурных единиц, воспроизводящих городскую инфраструктуру и функционирующих по законам рыночной экономики;

Разработка механизма взаимодействия инфраструктурных единиц вуза со структурными подразделениями университета;

Разработка учебно-методического обеспечения использования функционирующей внутренней бизнес-среды в соответствии с целями модернизации образовательного процесса под требования вуза;

Создание и развитие института преподавателей разрабатывающих индивидуальные программы.

Такой подход требует системных изменений в содержании и организации образовательного процесса университета и реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований, однако будет способствовать формированию вузом конкурентных преимуществ за счет появления синергитических эффектов взаимодействия с бизнес-средой.

Список литературы

1. Глекова Н.Л., Иголкин С.Л. Теоретические проблемы повышения конкурентоспособности региональной системы высшего профессионального образования на базе рационализации мониторинга и информационных систем. // Территория науки. 2007. № 4. С. 442-449.

2. Багирова М.А., Иголкин С.Л., Шинкарчук А.В. Проблемы оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы. // Территория науки. 2007. № 5. С. 622-628.

3. Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. Создание моделей оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально-распределенной образовательной системы // Территория науки. 2007. № 5. С. 637-648.

4. Кустов А.И., Данилова В.В., Мигель И.А. Проблемы современного профессионального образования и направления его модернизации// Территория науки. 2013. № 2. С. 38-47.

5. Мартынов С.В. Издержки и принципы финансирования системы образования// Территория науки. 2013.№1.С. 28-35.

6. Михайловская Г.Н., Занин А.Н. Реализация концепции модернизации образования// Территория науки. 2013. № 2. С. 47-49.

7. Назарова Г.Н. Корпоративное управление как фактор устойчивого развития учебного заведения// Территория науки. 2013. № 2. С. 50-53.

Мычка СЮ.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: высшие учебные заведения, конкурентоспособность, управление, диверсификация.

Аннотация: в статье предлагаются перспективные направления повышения конкурентоспособности высших учебных заведений.

Keywords: higher education, competitiveness, management, diversification.

Abstract: The article suggests promising ways to improve the competitiveness of higher education institutions.

В современных условиях при огромном разнообразии образовательных учреждений, отдельный ВУЗ, как самостоятельная единица, должен быть конкурентоспособным на рынке образования. Каждый ВУЗ сам решает, как и с помощью каких методов он выделится из многих других учебных заведений.

Развитие системы образования РФ обусловлено стремлением вузов соответствовать новым требованиям, предъявляемым к качеству и структуре образования. К тенденциям, отражающим развитие системы образования относятся: внутренняя диверсификация деятельности вузов по направлениям; переход международного сотрудничества на новый уровень, как в сфере научных исследований, так и в области образования; развитие процесса формирования четырех основных моделей высшего учебного заведения; переход системы высшего образования к новой многоступенчатой структуре.