Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

ПОДГОТОВИЛИ:

Ефремова Т.В.,

воспитатель,

Кочешкова О.С.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Арзамас, 2014 г.

Общее представление об упражнениях с элементами тренинга общения

Упражнения с элементами тренинга общения ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Цели упражнений с элементами тренинга общения:

Участники групп общения должны научиться:

  • правильно общаться друг с другом;
  • давать и получать обратную связь;
  • развивать чувство открытости и доверия;
  • проявлять уважение к индивидуальности других;
  • сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.

Положительное влияние упражнений с элементами тренинга общения:

  • развивают коммуникативную, творческую, организаторскую способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры;
  • повышают уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестандартных ситуациях;
  • позволяют человеку увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития;
  • дают возможность получения обратной связи и поддержки о людей, имеющих общие проблемы и переживания;
  • дают возможность участнику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь;
  • развивают умение идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;
  • снимают психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики;
  • формируют навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

  • паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика;
  • экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.;
  • кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.;
  • проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет сказано, акцентировать сказанное и т.д.

Многое становится доступным, если овладеть этими средствами. Общение – не только природный дар, но и технология: приемы установления контактов, умение видеть, чувствовать, воспринимать. Овладение способами и средствами невербального общения требует серьезного, вдумчивого подхода и систематического обучения.

Упражнение с элементами тренинга «Развитие невербальных форм общения»

Цель: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Задачи:

  • определить способности невербального общения в переговорах;
  • развивать навыки невербального общения;
  • построить доверительные отношения средствами невербальной коммуникации;
  • помочь осознать свои позы и собственные жесты;
  • помочь овладеть эффективными невербальными приемами, воздействующими на бессознательном уровне;
  • развивать умение контролировать речь в стрессовых ситуациях.

Упражнение «Искорка»

Цель: создание положительного ээмоционального настроя, доверительной атмосферы.

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Они должны «передать искорку» по часовой стрелке: пожать руку соседу слева и улыбнутся ему.

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Участники стоят в кругу. Каждый должен сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что ему подарили. Тот, кто получает, должен понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. В конце – обсуждение.

Вопросы: Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Выбирается пять человек, четверо из них выходят из комнаты. Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий расспрашивает, о чем был текст истории. Можно просить повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Упражнение «Ящик Пандоры»

Цель: снятие стресса, эмоционального напряжения.

Притча:

Первую женщину на Земле звали Пандора. Её создал на небесах Юпитер, и каждый из богов внес свою лепту в то, чтобы она стала совершенством. Венера подарила ей красоту, Меркурий – умение убеждать, а Аполлон – любовь к музыке.

Во всеоружии, Пандора снизошла на Землю, предстала перед Эпиметеем и стала его женой. Эпиметей очень обрадовался, хотя брат предупреждал его опасаться даров Юпитера.

В доме Эпиметея стоял ящик, в котором хранились некие пагубные предметы. Пандора сгорала от любопытства – так ей хотелось узнать, что же спрятано в этом ящике. Однажды она подняла крышку ящика и заглянула в него.

И тотчас наружу вырвались самые разные напасти на голову несчастного человека – подагра, ревматизм и колики, терзающие его тело, зависть, злоба и жажда мести, мучающие его разум, и многое другое… Они разлетелись по всей Земле.

Пандора поспешила захлопнуть ящик, но… увы! Все напасти успели вырваться из него, кроме одной вещи, лежавшей на самом дне, - и это была Надежда.

И до сих пор, какие бы несчастья не обрушивались на нашу голову, Надежда никогда не покидает нас; и пока она с нами, никакие напасти не смогут нас одолеть.

Всем участникам раздаются листочки и ручки. Им предлагается написать на листочках все обиды, которые им причинил кто-то из участников или сразу несколько человек. Потом бумажки с обидами складываются в «ящик» и сжигаются.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Слова ведущего: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Литература

  1. Нэпп М. Невербальное общение. – СПб.: Прайм Еврознак, 2006.
  2. Оганесян Н. Меоды активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры.
  3. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – М.: Феникс, 2004.
  4. Рубштейн Н. Тренинг общения за 14 дней. – М.: Эксмо, 2010.

Многим известно, что хорошее общение — основа любых успешных отношений, будь то личных или профессиональных. Однако важно признать, что именно невербальные аспекты коммуникации — выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза, и тон голоса — «звучат» громче всех. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию, или «язык тела», — мощный инструмент, который поможет вам общаться с другими людьми, выражать то, что вы на самом деле имеете в виду, и выстраивать успешные отношения.

Что такое невербальное общение и невербальная коммуникация

Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно посылаем и принимаем бессловесные сигналы. Наше невербальное поведение — жесты, поза, темп и громкость речи, дистанция до другого человека, зрительный контакт — несет мощные сигналы. Эти сигналы не прекращаются, когда вы перестаете говорить. Даже если вы молчите, вы по-прежнему общаетесь невербально.

Зачастую то, что «вырывается» из наших уст, и то, что мы сообщаем через язык тела, — это два совершенно разных послания. Когда люди сталкиваются с такими смешанными сигналами, им приходится выбирать, верить ли вашему вербальному или невербальному сообщению, и в большинстве случаев они склонны выбирать невербальное, потому что оно более естественное — это бессознательный язык, который транслирует ваши истинные чувства и намерения в каждый момент времени.

Почему невербальное общение так важно?

То, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете, говорит другому человеку, не все ли вам равно, насколько вы честны и насколько внимательны. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с вашими словами, то увеличивается доверие, ясность и взаимопонимание. Если они не совпадают, то тогда они порождают напряженность, недоверие и замешательство.

Если вы хотите стать более успешным в общении, для вас будет важным стать более чувствительным не только к языку тела и невербальным сигналам других людей, но и своим собственным.

Невербальные сигналы выполняют пять функций

  • Повторение : они повторяют сообщение, которое человек делает в устной форме.
  • Вскрывают противоречия : они могут противоречить сообщению, которое пытается передать человек.
  • Заменяют смысл : они могут заменить вербальное сообщения. Например, глаза человека часто передают сообщение более ярко, чем слова.
  • Дополняют сообщение : они дополняют или добавляют к устному сообщению. Босс, который хлопает по спине работника, когда хвалит его, усиливает этим жестом воздействие сообщения.
  • Акцентируют сообщение : они акцентируют или подчеркивают вербальное сообщение. Удар кулаком по столу, например, подчеркивает сообщение.

Источник: The Importance of Effective Communication, Edward G. Wertheim, Ph.D.

Виды невербального общения и невербальной коммуникации

Есть много различных типов невербального общения. Взятые вместе нижеописанные невербальные сигналы и «подсказки» говорят о вашем интересе и «включенности» в общение.

Выражение лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и в состоянии передать бесчисленное количество эмоций, даже если вы не произносите ни слова. И, в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, выражения лица универсальны. Мимика счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения — одна и та же в разных культурах.

Движения тела и поза

Подумайте, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя, передает огромное количество информации окружающему миру. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, осанку, положение тела и мелкие движения.

Жесты

Жесты прочно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем, маним и используем свои руки, когда спорим или оживленно разговариваем — мы выражаем себя с помощью жестов, часто даже не задумываясь. Тем не менее, смысл жестов может быть очень разным в разных культурах и регионах, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного толкования.

Зрительный контакт

Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, контакт глаз — особенно важный тип невербальной коммуникации. То, каким образом вы смотрите на кого-то, передает много информации, в том числе интерес, привязанность, враждебность, или притяжение. Зрительный контакт также имеет важное значение в поддержании разговора и оценки реакций другого человека.

Прикосновения

Мы много общаемся через прикосновения. Подумайте, какие сообщения несут в себе следующие действия: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплое объятие, обнадеживающее похлопывание по спине, покровительственное похлопывание по голове, или контролирующий захват вашей руки.

Пространство

Вы когда-нибудь чувствовали себя не комфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность может отличаться в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, в том числе сигналов близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Голос

Сюда входит не только то, что вы говорите, но и то, как вы говорите. Когда мы говорим, другие люди считывают наши голоса в дополнение к слушанию наших слов. Они обращают внимание на следующее: скорость и темп, громкость, тон, интонацию и звуки, которые передают понимание, такие как «ага» и «угу». Подумайте о том, как, например, тоном голоса можно передать сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Невербальные сигналы невозможно подделать

Вы могли слышать советы о том, каким образом нужно сидеть, держать руки или здороваться рукопожатием так, чтобы выглядеть уверенным или утвердить свое доминирующее положение. Но правда в том, что такие уловки вряд ли сработают (если вы действительно не чувствуют себя уверенным и ответственным). Причина в том, что вы не можете контролировать все сигналы, которые постоянно посылаете, о том, что вы действительно думаете и чувствуете. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественно будут выглядеть ваши сигналы.

Когда в невербальном общении что-то не ладится

То, что вы передаете через язык тела и невербальные сигналы, влияет на то, как другие люди будут воспринимать вас, насколько будут уважать, будут доверять вам или нет.

К сожалению, многие люди посылают запутанные или отрицательные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, то нарушается связь и доверие.

Невербальная коммуникация и язык тела в межличностных отношениях

Джек, Тед и Арлин — красноречивые ораторы, которые говорят одно, а невербально посылают что-то другое, что оборачивается для них катастрофическими результатами в их отношениях:

Джек
Он считает, что хорошо ладит со своими коллегами на работе, но если вы спросите любого из них, они скажут, что Джек всегда очень напряжен и пугает их. Вместо того чтобы просто смотреть на вас, он, кажется, пожирает вас глазами. И если он берет вас за руку, то хватает ее, а затем сжимает до боли. Джек — заботливый парень, который тайно желает иметь больше друзей, но его неловкие невербальные действия держат людей на расстоянии и ограничивают его возможности продвигаться на работе.

Арлин
Она очень привлекательна и не имеет никаких проблем при знакомстве с подходящими мужчинами, но ей трудно поддерживать отношения дольше нескольких месяцев. Арлин забавная и интересная, но несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряженность. Ее плечи и брови заметно подняты, ее голос пронзителен, а тело жесткое. Находясь рядом с Арлин, многие чувствуют себя некомфортно. Арлин многое делает для себя, что сводится на нет тем дискомфортом, который она порождает в других.

Тед
Он думал, что нашел себе идеальную пару, когда встретил Шарон, но Шарон не была так уверена. Тед хорошо выглядит, трудолюбив и умеет красиво говорить, но кажется, что он больше заботится о своих мыслях, чем о Шарон. Когда Шарон было что сказать, Тед всегда был готов с дикими глазами все опровергнуть, прежде чем она успевала закончить свою мысль. Шарон стала чувствовать, что он ее игнорирует, и вскоре начала встречаться с другими мужчинами. По этой же причине Тед не имеет успеха на работе. Его неспособность слушать других делает его непопулярным среди людей, которыми он больше всего восхищается.

Эти умные люди с самыми благими намерениями изо всех сил пытаются наладить отношения с людьми. Печально то, что они не знают о том, какие невербальные сигналы передают.

Если вы хотите эффективно общаться, избегая таких недоразумений, и наслаждаться крепкими, доверительными отношениями как в социальной, так и профессиональной сферах, очень важно понимать, как использовать и интерпретировать невербальные сигналы.

Создание условий для эффективного невербального общения

Невербальная коммуникация представляет собой быстро протекающий взаимосвязанный процесс, который требует вашей полной концентрации и внимания. Если вы думаете о том, что собираетесь сказать дальше, мечтаете или думаете о чем-то еще, то скорее всего пропустите невербальные сигналы и другие тонкости в разговоре. Вы должны оставаться сосредоточенным на текущем моменте, чтобы полностью понять, что происходит.

Для улучшения качества невербального общения научитесь справляться со стрессом

Лучшее, что вы можете сделать, чтобы улучшить вашу невербальную коммуникацию — изучить способы регуляции стресса . Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы напряжены, то склонны неверно воспринимать других людей, посылать противоречивые или отпугивающие невербальные сигналы, и впадать в нездоровые модели рефлекторного поведения. Кроме того, эмоции «заразны». Если вы расстроены, то весьма вероятно, что вы спровоцируете негативные эмоции у других людей, что сделает и так плохую ситуацию еще хуже.

Если вы чувствуете, что находитесь в стрессе — возьмите тайм-аут. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. После того, как вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.

Как осознание эмоций укрепляет невербальное общение?

Для того, чтобы посылать точные невербальные сигналы, вам необходимо осознавать собственные эмоции и их влияние на себя самого. Кроме того, необходимо уметь распознавать эмоции других людей и их истинные чувства, что проявляются через невербальные сигналы. Здесь-то и играет роль осведомленность о собственных эмоциях. Осознанность эмоций позволяет:

  • Считывать эмоции и чувства других людей, а также невербальные сообщения, которые они посылают.
  • Создавать доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете, замечаете и вовлекаетсь.
  • Понимать, удовлетворяют ли отношения ваши эмоциональные потребности, что дает вам возможность либо скорректировать эти отношения, либо искать новые.

Советы для считывания «языка тела» и невербального общения

После того, как вы разовьете свои способности справляться со стрессом и распознавать эмоции, вы, естественно, станете лучше «считывать» невербальные сигналы других людей.

  • Обращайте внимание на несоответствия . Невербальная реакция должна укреплять то, что было сказано. Вам встречалось такое, что человек говорит одно, а язык его тела — что-то другое? Например, он говорят вам «да», в то время как качает головой «нет»?
  • Рассматривайте невербальные сигналы как группы сигналов . Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному посланию. Рассмотрите все невербальные сигналы одновременно от зрительного контакта и тона голоса до языка тела. Невербальные сигналы, взятые вместе, согласуются или противоречат тому, что говорят слова?
  • Доверяйте своим инстинктам . Не пренебрегайте своей интуицией. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то не сходится, возможно, что вам удалось «считать» несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.

Оценка невербальных сигналов

  • Контакт глаз . Был ли он установлен? Если да, то он был чрезмерно интенсивным или просто прямым?
  • Выражение лица . Что показывает лицо? Является ли оно «маскообразным» и невыразительным или эмоциональным и полным интереса?
  • Тон голоса . Есть ли в голосе теплота, уверенность и интерес, или он кажется напряженным и сдержанным?
  • Поза и жесты . Тело расслабленное или жесткое и неподвижное? Плечи напряжены и подняты или слегка опущены?
  • Прикосновения . Есть ли физический контакт? Уместен ли он в данной ситуации? Есть ли у вас ощущение дискомфорта?
  • Интенсивность . Сигналы кажутся ровными, прохладными, незаинтересованными или чрезмерными и мелодраматичными?
  • Время и место . Происходит ли простой взаимный обмен информации? Невербальные ответы приходят слишком быстро или слишком медленно?
  • Интонации . Слышите ли вы интонации, которые указывают на заботу или беспокойство («ага», «угу»)?

Как только вы начнете обращать внимание как на свои невербальные сигналы, так и на невербальные сигналы собеседников, ваши коммуникативные способности улучшатся.

Картотека игр на развитие навыков общения.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели : развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Пресс-конференция»

Цели : развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Секрет»

Цели : формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть)

Игра « Встреча »

Цель: Развивать коммуникативные способности

Ход игры. Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

«Кто сильнее любит»

Выбирается ребенок - водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

«Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

«Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят - "вулкан» - садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается - просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками - звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

«Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет... », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

«Я знаю пять имен своих друзей»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два... " и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего - эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» -«Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос - ответ»

Цель : развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе настроение?» - «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» - «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

« Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т. д.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется...», « Царевна-Несмеяна »).

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Читайте также:
  1. Анализ обеспеченности и эффективности использования строительной организацией основными средствами
  2. Аудит операций с основными средствами; цель аудита; программа; методы сбора доказательств; процедуры средств контроля и по существу.
  3. Билет № 11 Синергетика – язык междисциплинарного общения. Роль хаоса и случайности
  4. Билет №120 Условия получения права на управление транспортными средствами.
  5. В 2. Методы управления структурой капитала: собственными и заемными средствами.
  6. Вопрос Коммуникации и переговоры в гостиничном сервисе. Функции делового общения.
  7. вопрос: Конструирование как вид изодеятельности дошко­льников. Формирование у детей умений переда­вать пространство средствами конструирования из строительного материала
  8. Глава 12 Обработка данных средствами электронных таблиц
  9. Для вывоза раненых с поля боя, транспортировки раненых и больных на этапы медицинской эвакуации медицинская служба располагает различными санитарными средствами.
  10. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их проведения.

Игра «Магазин игрушек».

Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.

Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.

Игра «Зайцы и лиса».

Цель: обогащать возможности невербального общения.

Методика проведения: Воспитатель: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.

Игра «Иностранец».

Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.

Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.

Игра «Через зеркало».

Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.

Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.

Игра «Изобрази сказку».

Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.

Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.

Игра «Расскажи стихи без слов».

Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.

Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.

Игра «Зоопарк».

Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.

Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.



Игра «Менялки игрушек».

Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую - нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

Игра «Угадай, о чем я мечтаю».

Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.

Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.

Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка - отгадать, что изображает команда. .



Игра «Угадай сказку».

Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.

Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.

Игра «Тихий разговор».

Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную фразу».

Игра «Подарок другу».

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Методика проведения: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

Игра «Передача чувств».

Цель: научить детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Методика проведения: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.

Игра «Зеркало».

Цель: учить с помощью жестов и мимики копировать поведение людей. Методика проведения: дети разбиваются по парам. Один из них «зеркало». Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.

Игра «Тихий час для мышат».

Цель: учить передавать повадки животных, используя мимику и пантомимику.

Методика проведения: Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра – обедают. Гладят свои животики – наелись. Вознестись сонным писком, что хотят спать. Затем дети – мышата укладываются « спать» на коврик.

Игра «Собери пиктограмму».

Цель: развивать дифференциации различных эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.

Методика проведения: Каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.

Игра «Пластилинчик».

Цель: показать загаданную фигуру, используя мимику и жесты.

Методика проведения: Ведущий выбирает одного из детей, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что - либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает – пластилинчик и «лепит» из него какое либо животное. Остальные дети угадывают, какое это животное.

Игра «Из семечка – в дерево».

Цель: обучать выразительным движениям, использую мимику, жесты и движения.

Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко. «Взрослый садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти. У него раскрываются листочки, растет стебелек, появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент – и бутоны лопаются, росток превращается в прекрасный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам – соседям, слегка дотрагивается до соседей своими лепестками. Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, сгибается, ложится на землю. Ему грустно. Время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превращается в маленькое семечко. Снег укутал семечко. Скоро опять весна и оно оживет». Воспитатель ходит между детьми и показывает им движения.

Игра «Ива на ветру».

Цель: обогащать общение невербальным способом.

Методика проведения: «Вообразите теплую летнюю ночь. Стрекочут сверчки, летний ветер раскачивает чуткие ветви ивы». Группа становиться в тесный круг, плечом к плечу, а в центре один ребенок – «ива». Легкие движения рук по направлению вперед изображают ласковые прикосновения ветра, слегка раскачивают иву. У ребенка – «ивы» ноги вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты. Сохраняя ноги в том же положении, а тело прямым, но совершенно расслабленным, ива отдает себя на волю ветра, раскачиваясь из стороны в сторону, вперед и назад. Те кто стоит по кругу, поддерживают ее мягкими толчками ладоней.

Игры на развитие навыков

невербального общения

"Какговорятчаститела”

Цель: учить невербальным способам общения.

Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

· как говорят плечи "Я не знаю”;

· как говорит палец "Иди сюда”;

· как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”;

· как говорит голова "Да” и "Нет”;

· как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

"Зоопарк”

Цель: развивать невербальные способы общения.

Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

"Сделайподарок”

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

"Деньнаступает, всёоживает...”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когдаведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники "отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

"Здороваемсябезслов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков

взаимодействия в группе

"Робот”

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой - робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

"Эхо”

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определёенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4-5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

"Руки-ноги”

Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагогпытается сбить детей, тренируя их собранность.

"Удержипредмет”

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

"Змея”

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - "голова змеи”, последний - "хвост змеи”. "Голова змеи” пытается поймать "хвост”, а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз "головой” становится тот ребёнок, который изображал "хвост” и не дал себя поймать. Если же "голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры нателесный контакт

"Дрозды”

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своегопартнёра.)

У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

"Возьмемсязаруки,друзья”

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

"Рисунокнаспине”

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой - за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

"Ручеек”

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

"Рукитанцуют”

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Страница 2